г. Москва |
|
15 ноября 2023 г. |
Дело N А41-102515/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от АО "Научно-производственное объединение измерительной техники" - Соболькова А.М. по доверенности от 23.01.2023, паспорт, диплом,
от Федерального агентства лесного хозяйства - Лимарев С.А. по доверенности от 14.06.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Научно-производственное объединение измерительной техники" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2023 по делу N А41-102515/22,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Научно-производственное объединение измерительной техники" (далее - АО "НПО ИТ", ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7, расположенного по адресу: Московская область, р-н Волоколамский, сельское поселение Чисменское, Волоколамское лесничество, кв. 38, 43; снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, публично-правовая компания "Роскадастр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.09.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "НПО ИТ" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель АО "НПО ИТ" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Рослесхоза возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "НПО ИТ".
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий ФГБУ "Рослесинфорг" от 08.12.2022 N 1, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7 находятся внутри границ земель лесного фонда (выделов 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделов 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области). Площадь пересечения - 487438 кв. м.
Границы Волоколамского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 N 124 "Об установлении границ Волоколамского лесничества в Московской области".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:07:0040420:7 полностью находится в границах земель лесного фонда.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:07:0040420:7 указанный земельный участок принадлежит на праве собственности АО "НПО ИТ", отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", установленный вид разрешенного использования "для специализированного антенного испытательного полигона".
Также согласно сведениям ЕГРН основанием государственной регистрации права собственности на земельный участок являются распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области, а также передаточный акт (N 558401080100).
При этом на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Считая, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности АО "НПО ИТ", Рослесхоз обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на ином основании, предусмотренном законом (ст. 305 ГК РФ).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Как следует из положений приведенной нормы, а также разъяснений, содержащихся в п. п. 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Из содержания указанных норм права и разъяснений следует, что при рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7 Кодекса).
Согласно ст. 8 названного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со ст. ст. 67, 92 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 1 ст. 67 названного Кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 ст. 6, ст. ст. 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 ЛК РФ).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг", составленное на основании данных ГЛР и сведений о местоположении границ лесничеств.
В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и п. 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 08.12.2022 N 1, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0040420:7 находятся внутри границ земель лесного фонда (выделов 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделов 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области).
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, то есть границы земель лесного фонда считаются установленными в соответствии с материалами лесоустройства.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67 - 701 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо сведений, содержащихся в ЕГРН, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, а также заключения ФГБУ "Рослесинфорг", составленные на основании данных ГЛР и сведений о местоположении границ лесничеств.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 N 1021-р основными целями деятельности ФГБУ "Рослесинфорг" являются: государственная инвентаризация лесов, в том числе дистанционный мониторинг использования лесов; обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; учет древесины, информации о сделках с ней, эксплуатация единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней; проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса; определение границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков; информационные услуги в области лесных отношений.
В соответствии с п. 3.3.2 Устава ФГБУ "Рослесинфорг", размещенного в открытом источнике на официальном сайте ФГБУ "Рослесинфорг" (https://roslesiN forg.ru), учреждение имеет право осуществлять проведение кадастровых и землеустроительных работ.
Кроме того, ФГБУ "Рослесинфорг" осуществляет геодезическую и картографическую деятельность на основании лицензии от 08.04.2015 N 77-00450Ф, следовательно, обладает необходимыми данными для определения местоположения границ земельных участков и выявления наложений спорных земельных участков на земли лесного фонда.
В соответствии с Договором на выполнение обследовательских работ от 21.03.2012 N 1/5/81р-12, заключенным между ОАО "НПО ИТ" и ФГУП "Рослесинфорг", были проведены работы по определению координат спорного земельного участка, выносу в натуру участка с закреплением на местности. Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренные договором работы были выполнены в полном объеме.
По результатам исполненных работ ФГУП "Рослесинфорг" был составлен Отчет о выноске границ участка в Волоколамском лесничестве Московской области. Согласно указанному отчету спорный земельный участок полностью расположен в границах Волоколамского лесничества Московской области.
К отчету приложено письмо ФГУ "Мособллес" Волоколамский филиал от 21.03.2012 N 139, согласно которому спорный участок входит в состав земель лесного фонда. По материалам лесоустройства 1989 года указанный участок числился как 38 квартал Волоколамского лесничества.
При проведении лесоустроительных работ 2000 - 2001 г.г. на основании Московского управления лесами N 210 от 27.09.2000 и приказа Министерства природных ресурсов N 130-п от 13.02.2001 произошла реорганизация лесничеств Волоколамского лесхоза. Были внесены изменения в лесоустроительные документы, квартал 38 Волоколамского лесничества был перенумерован в квартал 44.
Таким образом, с момента предоставления по настоящее время спорный земельный участок находится в границах Волоколамского лесничества Московской области и входит в состав государственного лесного фонда. Учитывая, что выделы 6-8,14,10,15,17,19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделы 3-8, 26-31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, право собственности на земли лесного фонда в указанных границах принадлежит Российской Федерации.
Также по запросу суда в материалы дела поступило (в форме электронного документа) реестровое дело N 50:07:0040120:7. В указанном реестровом деле содержатся в том числе следующие документы: уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок от 28.11.2006; письмо от 26.12.2006 N РС-исх3148; письмо Управления Роснедвижимости по Московской области от 27.04.2007 N 5395-9/747.
Согласно уведомлению от 28.11.2006 в кадастровом плане земельного участка в части адреса указано "Волоколамское лесничество", однако категория земли указана как "земли промышленности".
Письмом от 27.12.2006 N РС-исх3148 Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области запрошена в Управлении Роснедвижимости Московской области информация о документах, на основании которых спорному земельному участку была присвоена категория "земли промышленности".
Согласно ответу на указанный запрос, направленный письмом Роснедвижимости по Московской области от 27.04.2007 N 5395-9/747, исходя из материалов кадастрового дела, в том числе свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования от 06.01.1993 серия МО-7 N 537, постановления Главы Администрации Волоколамского района Московской области от 28.12.1992 N 756, отсутствуют основания указания в документах государственного земельного кадастра записей о категории земель спорного земельного участка "земли промышленности". Также ответом сообщается, что орган кадастрового учета не располагает актом об отнесении земельного участка к землям какой-либо категории.
В реестровом деле N 50:07:0040120:7 отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе в иные категории земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для истребования спорного земельного участка, поскольку отвод земельного участка и его последующая постановка на кадастровый учет были осуществлены в соответствии с действующими в тот период нормативными актами, обоснованно отклонен судом первой инстанции на основании следующих обстоятельств.
На основании распоряжения Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 17.03.1987 N 330с, от 27.07.1987 N 677с, от 06.12.1988 N 1598с предприятию п/я А-3759 был отведен земельный участок общей площадью 49,25 га леса из земель Волоколамского лесокомбината в кварталах 38, 43 Волоколамского лесничества.
В соответствии с действующими на момент предоставления спорного земельного участка Основами лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-1Х, леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно постановлению Главы Администрации Волоколамского района Московской области от 28.12.1992 N 756, установлено, что право на земельный участок площадью 48,71 га, расположенный на землях Волоколамского лесокомбината, научно-производственного объединения именительной техники г. Калининград, Московской области переоформлено на постоянное пользование. На основании указанного акта было выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования от 06.01.1993 серия МО-7 N 537.
Таким образом, с момента получения указанного свидетельства, научно-производственное объединение именительной техники г. Калининград, Московской области осуществляло использование спорного земельного участка на праве бессрочного (постоянного) пользования.
При этом, по состоянию на 06.01.1993 действовала редакция Лесного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 08.08.1978, статьей 3 которого установлено, что леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
Таким образом, исходя из действующих ранее положений законодательства, правовых оснований исключения спорного земельного участка из состава земель лесного фонда не имелось.
В соответствии с выпиской ЕГРП на объект недвижимости с кадастровым номером 50:07:0040420:7 ранее данному объекту недвижимого имущества был присвоен кадастровый номер 50:07:040506:0019. На основании судебного запроса ПКК "Роскадастр" была представлена копия кадастрового дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:07:040506:19 (далее - дело КН 50:07:040506:19).
В указанном кадастровом деле содержится кадастровый план земельного участка от 20.12.2004, согласно которому земельный участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", установленный вид разрешенного использования "для специализированного антенного испытательного полигона" (далее - "земли промышленности"). При этом в графе местоположения земельного участка указано: "Волоколамский район, Волоколамское лесничество, кв. 38. 43". Аналогичная информация содержится в приложенной к делу Форме 1.1 ЕГРЗ. Государственный реестр земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", утвержденной Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".
Также в деле КН 50:07:040506:19 содержится перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала (не указан) по состоянию на 26.11.2004, в котором также указано, что, земельный участок спорный отнесен к категории "земли промышленности".
Вышеуказанные сведения являются самыми ранними по дате, в которых категория спорного земельного участка определена как "земли промышленности".
На момент формирования кадастрового плана и иных документов (2004 год) действовал Лесной кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года), согласно статье 19 которого лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии со статьей 7 ЛК РФ 1997 года отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.10.2004) отнесение земель, находящихся в федеральной собственности к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
В деле КН 50:07:040506:19 отсутствуют акты Правительства Российской Федерации, а также иные документы, свидетельствующие об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе его в иные категории земель в соответствии с законодательством, действующим на момент внесения в государственный земельный кадастр сведений о спорном земельном участке.
Судом первой инстанции ставился вопрос о проведении судебной экспертизы с целью проведения анализа карты границ земель с отображением границ лесничеств и лесопарков.
При этом стороны ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявили.
Дело рассмотрено судом по имеющимся в материалах дела документам и доказательствам.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом ч. 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Из положений ст. ст. 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что выбытие спорного земельного участка из владения Российской Федерации было осуществлено уполномоченным органом - ТУ Росимущества в Московской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2009 N 1184-р, приказом Росимущества от 15.05.2017 N 86, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2007 N 1322 (в редакции распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 10.08.2009 N 391) ФГУП "НПО ИТ" реорганизовано путем преобразования в ОАО "НПО ИТ".
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 50:07:0040420:7 право собственности ответчика на спорный земельный участок оформлено на основании распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2007 N 1322 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники", распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 10.08.2009 N 391 "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2007 N 1322 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники" и Передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение измерительной техники", утвержденного и.о. руководителя ТУ Росимущества в Московской области от 10.08.2009 (далее - Передаточный акт).
На основании вышеназванных документов ТУ Росимущества в Московской области ответчику был передан спорный земельный участок (пункт 1.1. Приложения 1 к распоряжению ТУ Росимущества в Московской области от 29.12.2007 N 1322, подпункт 3 пункта 1.1 таблицы 1 "Основные средства" Передаточного акта) в рамках процедуры приватизации ФГУП "НПО ИТ".
Вместе с тем, исходя из приведенных выше обстоятельств и норм законодательства, указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Исходя из положений ст. 71 ЛК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Таким образом, приватизация спорного земельного участка была проведена с нарушениями требований законодательства, ответчик не может быть наделен правом собственности на спорный земельный участок в силу закона.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель лесного фонда в другую категорию осуществляется Правительством Российской Федерации. Актов уполномоченных органов об исключении спорного земельного участка из состава земель лесного фонда ответчиком не представлено.
Выделы 6-8, 14, 10, 15, 17, 19, 22, 28-34, 37-43, 45, 46, 48, 50, 51 квартала 44, выделы 3-8, 26- 31 квартала 49 Волоколамского участкового лесничества Волоколамского лесничества Московской области из состава земель лесного фонда не выбывали, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были.
Федеральное агентство лесного хозяйства является истцом по настоящему делу.
В соответствии с п. 5.20 (3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, в полномочия Рослесхоза входит осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом, как было указано в п. 2.1. полномочиями по исключению земельных участков из состава земель лесного фонда наделено Правительство Российской Федерации. Федеральное агентство лесного хозяйства не вправе отчуждать земли лесного фонда.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что владение имуществом было утрачено истцом по его собственной воле противоречит законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", положения которого действовали в период формирования кадастрового плана спорного земельного участка, под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Исходя из Заявки о внесении изменений в сведения ГЗК, письма Мособлкомзема от 23.11.2004 N 4786-4/2697, а также согласно иным документам, содержащимся в деле КН 50:07:040506:19, спорный земельный участок на дату направления письма не прошел процедуру государственного кадастрового учета (считался ранее учтенным).
Статьей 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности, в том числе границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их (составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые:
- являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация прав (п. п. 14, 15 ст. 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).
Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также закреплено положение о том, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что согласно представленным в материалы дела документам, межевание спорного земельного участка не осуществлялось, данный земельный участок не прошел государственного кадастрового учета в установленном действовавшим законодательством порядке.
Материалами дела подтверждено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерации, поскольку участок расположен на землях лесного фонда.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу п. п. 1, 2 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Исходя из взаимосвязанного смысла ст. ст. 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник), из обладания которого незаконно выбыло имущество, являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом на момент предъявления требования.
Как подтверждено материалами дела, незаконным владельцем спорных земельных участков является ответчик.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно полагает избранный истцом способ защиты нарушенного права надлежащим, а заявленные требования в части истребования имущества истца из чужого незаконного владения ответчика подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 14, пп. 4 п. 8 ст. 41, ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета (подп. 7 п. 4 ст. 8 закона N 218-ФЗ).
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах спора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные Рослесхозом требования о снятии земельного участка с кадастрового учета также подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о возмездности сделки, а также о том, что он является добросовестным приобретателем подлежит отклонению апелляционным судом.
АО "НПО ИТ", ссылаясь на нормы Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", заявляет, что Российская Федерация получила акции АО "НПО ИТ" на сумму равную стоимости спорного земельного участка, указанной в Передаточном акте. Таким образом, учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, ответчик утверждает, что получение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал является возмездным приобретением, так как в результате внесения вклада лицо приобретает права участника хозяйственного общества (товарищества).
Вместе с тем, абзацем четыре п. 37 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 установлено, что возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 по делу N А43-33065/2020 установлено, что в случае противоречия в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра при возникновении спора о праве не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
В материалах дела содержатся документы, подтверждающие выделение земельного участка ответчику из состава земель лесного фонда.
Кроме того, в соответствии с Договором на выполнение обследовательских работ от 21.03.2012 N 1/5/81р-12, заключенным между ОАО "НПО ИТ" и ФГУП "Рослесинфорг", по результатам которых ФГУП "Рослесинфорг" был составлен Отчет о выноске границ участка в Волоколамском лесничестве Московской области. Согласно указанному отчету спорный земельный участок полностью расположен в границах Волоколамского лесничества Московской области.
К отчету приложено письмо ФГУ "Мособллес" Волоколамский филиал от 21.03.2012 N 139, согласно которому спорный участок входит во состав земель лесного фонда. По материалам лесоустройства 1989 года указанный участок числился как 38 квартал Волоколамского лесничества.
При проведении лесоустроительных работ 2000 - 2001 г.г. на основании Московского управления лесами N 210 от 27.09.2000 г. и приказа Министерства природных ресурсов N 130-п от 13.02.2001 г. произошла реорганизация лесничеств Волоколамского лесхоза. Были внесены изменения в лесоустроительные документы, квартал 38 Волоколамского лесничества был перенумерован в квартал 44. Более того, отчетом установлено, что на земельном участке произрастают лесные насаждения.
Проведение обследовательских работ по инициативе ответчика, наличие актов отвода участка и последующее ненадлежащее оформление прав на спорный земельный участок свидетельствует о том, что ответчику было известно о том, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, на котором произрастают лесные насаждения.
Таким образом, представленные ответчиком доводы не свидетельствуют о возможности определения АО "НПО ИТ" в качестве добросовестного приобретателя в рамках настоящего спора.
На основании изложенного, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2023 по делу N А41-102515/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102515/2022
Истец: комитет лесного хозяйства МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ