г. Вологда |
|
23 ноября 2023 г. |
Дело N А52-3332/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 ноября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Корюкаевой Т.Г. и Марковой Н.Г. при ведении протокола секретарём судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" Лесникова Владислава Викторовича на определение Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2023 года по делу N А52-3332/2017,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Псковской области от 19.09.2017 в отношении муниципального унитарного предприятия "Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (адрес: 182370, Псковская обл., Красногородский р-н, р.п. Красногородск, ул. А. Никандровой, д. 41; ОГРН 1026001942240; ИНН 6006000142; далее - Предприятие, должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждён Лесников Владислав Викторович.
Решением суда от 26.01.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Лесников В.В.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 27.01.2018 N 15.
Конкурсный управляющий должника Лесников В.В. обратился 24.01.2023 в суд с ходатайством об исключении следующих объектов водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника с последующей передачей в муниципальную собственность Администрации Красногородского района Псковоской области (далее - Администрация):
артскважина ул. Ломоносова, инвентаризационный N 00000015;
артскважина ул. Советская, инвентаризационный N 00000016;
артскважина ул. Пролетарская, инвентаризационный N 00000017;
водопровод ул. Кирова, инвентаризационный N 00000019;
водопровод ул. Достоевского, инвентаризационный N 00000020;
водопровод ул. Горького, инвентаризационный N 00000021;
водопровод ул. Гоголя, инвентаризационный N 00000022;
водонапорная башня ул. Советская, инвентаризационный N 00000023;
здание насосной станции д. Блясино, инвентаризационный N 00000012;
водопроводная сеть ул. Нагорная, инвентаризационный N 00000034;
водонапорная башня ул. Пролетарская, инвентаризационный N 00000027;
система трубопроводов чугунных, инвентаризационный N 00000029;
система трубопроводов чугунных, инвентаризационный N 00000030;
сети канализационные керамические ЗАО "Мелиоратор", инвентаризационный N 00000071;
КНС станция перекачки ЗАО "Мелиоратор", инвентаризационный N 00000081;
водонапорная башня ул. Нагорная, инвентаризационный N 00000093;
напорный коллектор д. Блясино, инвентаризационный N 00000082;
водонапорная башня ул. Ломоносова, инвентаризационный N 00000018;1
БИО здание ул. Никандровой, инвентаризационный N 00000014,
а также взыскании с Администрации Красногородского района Псковской области за счёт казны муниципального образования "Красногородского район" в пользу Предприятия 11 467 510 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы должника.
Определением суда от 21.09.2023 из конкурсной массы должника исключены объекты водоснабжения и водоотведения с последующей передачей в муниципальную собственность Администрации.
С Администрации в конкурсную массу должника взыскана компенсация за исключаемое из конкурсной массы должника имущество в размере 600 000 руб.
Конкурсный управляющий должника Лесников В.В. с вынесенным определением не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование жалобы апеллянт указал на то, что размер компенсации должен определяться исходя из ликвидационной стоимости имущества в размере 11 467 510 руб. По мнению апеллянта, при выборе механизма определения компенсации и её значительного уменьшения судом не учтены обстоятельства конкретного дела, в результате чего в конкурсную массу должника взысканы денежные средства в размере, который не покрывает даже текущих расходов, возникших в связи с нахождением имущества в конкурсной массе должника. Отмечает, что представленный в материалы дела отчёт об оценке не оспорен, иные доказательства, подтверждающие альтернативную стоимость объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не представлены.
Публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад", Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области в отзыве с доводами жалобы согласились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
Прокуратура Псковской области против удовлетворения жалобы возражала.
Лица, участвующие в рассмотрении обособленного спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке, установленном пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на балансе и в хозяйственном ведении Предприятия находится социально-значимое имущество - 19 объектов водоснабжения и водоотведения, перечисленных в инвентаризационной описи от 20.04.2018 N 2 и подлежащих дальнейшей передаче в муниципальную собственность.
Конкурсным управляющим должника заключен договор от 24.06.2022 N АЦ2022П-216 с обществом с ограниченной ответственностью "Экспертные решения" на проведение оценки имущества, включенного в конкурсную массу Предприятия, целью которого являлось определение стоимости спорного имущества для последующей возмездной передачи в муниципальную собственность.
Согласно отчёту об оценке имущества от 20.12.2022 N АЦ2022П-216 рыночная стоимость объектов водоснабжения и водоотведения из инвентаризационной описи от 20.04.2018 N 2 составила 14 164 414 руб., без учёта НДС, при этом ликвидационная стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, определена в размере 11 467 510 руб., без учёта НДС.
Конкурсным управляющим в адрес Администрации направлено 23.12.2022 требование с просьбой в течении 10 дней с момента его получения сообщить о готовности и фактическом порядке (конкретной дате и прочих условиях) принятия объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих передачи в муниципальную собственность с последующей компенсацией за уменьшения конкурсной массы должника.
Ранее в адрес конкурсного управляющего Предприятия поступало письменное обращение Администрации, в котором собственник имущества предприятия просил провести собрание кредиторов по вопросу регистрации прав собственности на объекты, закреплённые на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
Собрание кредиторов должника назначено 31.08.2022, в повестку дня которого включен вопрос "Рассмотрение вопроса о регистрации прав на 15 объектов жилищно-коммунального хозяйства, закреплённых на праве хозяйственного ведения за Предприятием. По результатам голосования по вышеуказанному вопросу повестки дня большинством конкурсных кредиторов принято решение: осуществить мероприятия по возмездной передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства Предприятия в муниципальную собственность, с компенсацией уменьшения размера конкурсной массы, без регистрации прав на соответствующие объекты.
В поступившем в адрес конкурсного управляющего от Администрации письме от 23.09.2022 собственник имущества должника сообщил, что не имеет возможности принять на возмездной основе 15 объектов ввиду отсутствия финансовых средств в местном бюджете.
В повестку очередного собрания кредитора должника, назначенного на 15.05.2023, включен вопрос: "Рассмотрение вопроса о порядке определения компенсационной стоимости в рамках обособленного спора о возмездной передаче имущества Предприятия".
В собрании кредиторов приняли участие конкурсные кредиторы и уполномоченный орган (ФНС России) обладающие 100 % от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
По результатам голосования по вышеуказанному вопросу повестки дня большинством голосов конкурсных кредиторов принято решение - принять в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы Предприятия ликвидационную стоимость имущества, определённую в отчёте об оценки от 20.12.2022 N АЩ022П-216.
Конкурсный управляющий, полагая, что размер компенсации должен составить 11 467 510 руб., обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил размер компенсация в сумме 600 000 руб.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьёй 131 Закона о банкротстве всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В силу пункта 6 статьи 129, пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены в том числе объекты коммунальной инфраструктуры - объекты, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Указанный Федеральный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нём объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обременёнными правом хозяйственного ведения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведённой в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора N 3 (2019), наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Поскольку централизованная система водоснабжения и водоотведения в силу своей социальной значимости не могла быть включена в конкурсную массу должника с целью удовлетворения требований его кредиторов посредством проведения торгов, следовательно, последнему должна быть выплачена компенсация за указанное имущество.
Первоначальная балансовая стоимость инженерных сооружений составляет 1 247 332 руб. 07 коп., действительная остаточная стоимость указанного имущества равна нулю, за исключением водонапорной башни с инвентарным номером 00000023, остаточная стоимость которой составляет 10 763 руб. 70 коп.
Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
Рыночная стоимость объекта оценки предполагает определение наиболее вероятной цены, по которой соответствующее имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, при этом на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В рассматриваемой ситуации передача муниципальному образованию имущества должника обусловлена требованиями федерального закона, исключающего возможность отчуждения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Социальное предназначение объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость, поэтому размер соответствующей компенсации в связи с изъятием имущества в публичных целях должен определяться на основе принципа справедливости.
Установление справедливой, соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, соответствует вытекающему из части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации требованию о предварительном и равноценном возмещении за отчуждаемое в публичных целях имущество.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П о необходимости соблюдения разумного характера и обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами при определении суммы компенсации в случае передачи объектов муниципальному образованию, принимая во внимание состояние имущества, размер затрат, необходимых для его содержания и ремонта, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что размер компенсации за переданное имущество составляет 600 000 руб.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17.09.2021 N 301-ЭС21-15837, от 24.11.2022 N 308-ЭС20-5687 (2).
Иное толкование подателем жалобы положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что определение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Псковской области от 21 сентября 2023 года по делу N А52-3332/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" Лесникова Владислава Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
Т.Г. Корюкаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3332/2017
Должник: МУП "Красногородское районное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства"
Кредитор: Арбитражный управляющий Лесников Владислав Викторович, ОАО "Псковэнергосбыт"
Третье лицо: Ассоциация арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", Лесников Владислав Викторович, МУП КУ " КРМПЖКХ" Лесников Владислав Викторович, ПАО "МРСК Северо-Запада", ПАО "Сбербанк России", Представитель работников Яковлев Юрий Владимирович, Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Опочецкого и Красногородского районов УФССП по Псковской областиСмирнова Юлия Анатольевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области, ФНС России Межрайонная инспекция N 4 по Псковской области, ФНС России Межрайонная инспекция N5 по Псковской области, ФНС России Управление по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-401/2024
23.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8322/2023
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-409/2021
07.12.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8817/20
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4386/20
06.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4102/20
20.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1709/20
24.12.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10942/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-3332/17
22.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14332/18
28.08.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6035/18
26.01.2018 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-3332/17
19.09.2017 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-3332/17