г. Чита |
|
07 декабря 2023 г. |
Дело N А10-142/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи МациборыА.Е., судей Бушуевой Е.М., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.,
при участии в судебном заседании
представителя ООО "ЭкоАльянс" по доверенности N 17 от 09.01.2023 Тайновой Е.А.,
представителя Администрации города Улан-Удэ по доверенности N 64 от 09.03.2023 Прокопьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2023 года по делу N А10-142/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) к Администрации города УланУдэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085), Правительству Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280) взыскании неосновательного обогащения в размере 458 029 рублей 90 копеек.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоальянс" (далее - истец, оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Администрации города Улан-Удэ (далее - ответчик, Администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере 458 029 рублей 90 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2021 года, иск удовлетворен частично. С ответчика за счет средств муниципального бюджета в пользу истца взыскано 319 622 рубля 78 копеек убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2021 года принятые по делу судебные акты в части удовлетворения иска и распределения судебных расходов отменены, дело в указанной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судом кассационной инстанции даны указания при новом рассмотрении спора учесть, что обязательства по возмещению расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Возложение бремени несения указанных затрат на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) возможно лишь в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями. В этой связи суду даны указания учесть обстоятельства, связанные с наделением органов местного самоуправления городского округа "Город Улан-Удэ" полномочиями органов государственной власти Республики Бурятия по организации деятельности по накоплению сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также установить обязанное лицо по ликвидации несанкционированных свалок.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" к Правительству Республики Бурятия отказано. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" к Администрации города Улан-Удэ удовлетворены частично, в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" взыскано неосновательное обогащение в размере 319 622 рубля 78 копеек, а также 8 513 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы и в пояснениях к ней указывает, что судом при вынесении решения так и не учтено, что действующим законодательством определены полномочия органов местного самоуправления в сфере деятельности с ТКО, а также в сфере распоряжения земельными участками, право государственной собственности, на которые не разграничено. Законодательством установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, действующее законодательство, не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности ликвидировать за счёт средств местного бюджета несанкционированное складирование отходов, размещённых неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, ООО "Экоальянс" в соответствии с заключенным с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия соглашением от 14.05.2018 N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории Республики Бурятия.
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, 01.01.2019 (пункт 4.2. соглашения).
Региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.1.23. соглашения).
Региональным оператором в марте 2019 года выявлены места несанкционированного размещения отходов, расположенные на территории Октябрьского, Советского, Железнодорожного районов г. Улан-Удэ, о чем составлены акты осмотра несанкционированных свалок:
Оператор направил уведомления N 277, N 278, N 276 от 15.03.2019 (получены 18.03.2019 согласно входящим штампам) в адрес руководителей администраций Октябрьского, Советского, Железнодорожного районов с информацией об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и с предложением самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вместе с приложениями: реестром несанкционированных свалок и проектом договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО (л.д. 115-116, 129-132, 133-135, т. 1).
Истец также направил уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов руководителю Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (л.д. 136-142, т.1).
При повторном обследовании земельных участков было установлено, что на земельных участках твердые коммунальных отходы не ликвидированы, в связи с чем, истец повторно составил акты осмотра.
Региональный оператор собственными силами ликвидировал по указанным выше адресам несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки), о чем составлены соответствующие акты с приложением фотографий (л.д. 34,-35, 42-43, 49-50, 51-52, 61-62, 68-69, 74-75, 81-82, 85-86, 89-91, 94-95, 99-100, 104-105, т. 1).
Стоимость понесенных расходов рассчитана на основе калькуляции вывоза ТКО.
Порядок работы с местами несанкционированного размещения ТКО установлен локальным документом ООО "Экоальянс" (л.д. 60, т. 4).
20.11.2019 истец направил в адрес Администраций Октябрьского, Железнодорожного, Советского районов, мэра г. Улан-Удэ, руководителя Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования претензии о возмещении своих расходов по ликвидации несанкционированной свалки в сумме 458 029 рублей 90 копеек.
В ответ на претензию 06.12.2019 Администрация г. Улан-Удэ отказала в возмещении понесенных расходов, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично к Администрации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом исковых требований является взыскание неосновательного обогащения в сумме расходов по ликвидации ТКО (свалок) с мест их несанкционированного размещения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 этого Кодекса, подлежат применению также к требованиям о возврате излишне уплаченных по договору сумм.
В силу подпунктов 3 и 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе и когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 названной нормы договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с названными Правилами:
- под "вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО)" понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
- под "погрузкой твердых коммунальных отходов" - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
- под "крупногабаритными отходами (КГО)" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, ТКО и КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктами 9 - 11 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Правил N 1156).
По смыслу приведенных положений на регионального оператора возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО и КГО из специально отведенных мест - контейнерных площадок, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе региональный оператор обязан осуществлять уборку мест погрузки ТКО.
Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Таким образом, именно на регионального оператора возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Юридически значимым для разрешения настоящего спора является установление фактического местонахождения несанкционированных свалок отходов.
Несанкционированные свалки, как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, были обнаружены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, то есть правообладатель (титульный собственник) земельного участка не определен.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 N 307-29, придя к выводу о том, что именно Администрация осуществляет полномочия собственника в земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные места размещения ТКО, а такое право сопряжено с обязанностью поддержания земельных участков в надлежащем состоянии, а также учтя, что утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия N 540 от 29.11.2016 "Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия" в период, когда были обнаружены несанкционированные свалки, не устанавливала названные адреса в качестве мест сбора и накопления отходов, удовлетворил исковые требования частично, исключив свалки на земельных участках на которые зарегистрирована общая долевая собственность собственников помещений многоквартирных домов (ул. Коммунистическая, 17, ул. Коммунистическая, 23, 25, ул. Асеева, 7, 8).
Признавая обоснованными требования истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что свалки расположены на земельных участках, собственность на которые не разграничена, а полномочия собственника осуществляла Администрация.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее:
свалка по ул. Тобольская, 21 расположена вокруг мусорного бака, что подтверждается актом 13/1,
свалка по ул. Тобольская, 35 расположена вокруг мусорного бака, что подтверждается актом ликвидации от 22.06.2019,
свалка по ул. Шмидта. 28-30 расположена в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:011206:2825 и 03:24:011206:2898, которые согласно сведениям ЕГРН сформированы для размещения многоквартирного жилого дома, и в силу закона перешли в общую долевую собственность собственников жилых помещений,
свалка по ул. Шмидта, 10 расположена на придомовой территории в 5 м от жилого дома, что подтверждается актом N 1 от 12.03.2019, при этом место свалки обнесено забором, который огораживает придомовую территорию, а рядом находится уличный туалет, то есть общее имущество многоквартирного дома,
свалка по ул. Лазо, 97 расположена вокруг мусорного бака, что подтверждается актом 8/1,
свалка по ул. Кирова, 21 расположена на придомовой территории в 7 м от жилого дома, что подтверждается актом N 9 от 04.03.2019,
свалка по ул. Толстого, 25 расположена вокруг мусорного бака, что подтверждается актом 14/1,
свалка по ул. Астраханская, 14 расположена вокруг мусорного бака, что подтверждается актом ликвидации места несанкционированного размещения отходов,
свалка по ул. Водопадная, 14а расположена на границе придомовой территорией, что подтверждается актом N 16 от 13.03.2019, согласно которому деревянные заборы окружающих домов (ул. Водопадная, 14, 16) непосредственно примыкают к свалке.
То есть несанкционированные свалки образованы либо вокруг мусорных баков, либо в непосредственной близости от МКД, а состав ТКО в свалках соответствует бытовым отходам.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Под придомовой территорией следует понимать, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями (СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 N 33/пр).
Примерный нормативный размер придомовой территории определяется в соответствии с пунктом пункту 3.4 Свода правил по проектировке и строительству N 30-101-98, разработанному на основе приказа Минземстроя от 29.08.1998 N 59.
Доказательств того, что свалки расположены за пределами нормативных площадей придомовой территории, истцом в материалы дела не представлено.
То есть, как следует из материалов дела, свалки расположены на придомовых территориях МКД или непосредственно возле существовавших ранее мусорных баков.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в число работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт д(2) пункта 11 Правил N 491).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей территории к ним является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что, в свою очередь, относится к обязанностям управляющей организации (ТСЖ) в случае ее наличия, или собственников при непосредственном управлении МКД.
Таким образом, действующее законодательство именно на управляющую организацию или собственников помещений в МКД возлагает обязанность по созданию контейнерной площадки для накопления ТКО, производимого собственниками МКД, а также приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию.
Приобретение контейнеров в пределах установленного значения также возложено и на регионального оператора, поскольку необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание (пункт 90 Основ ценообразования).
В силу вышеприведенного правового регулирования обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирных домов закреплена за управляющей организацией или собственниками помещений, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
При этом само по себе нахождение придомовой территории на земельном участке, собственность на который не разграничена, не может ограничивать права и обязанности собственников помещений в МКД на использование такого земельного участка и возлагать обязанности по содержанию такого земельного участка на иных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае правовых оснований для возложения на Администрацию негативных последствий, связанных с необходимостью ликвидации несанкционированных свалок на придомовых территориях или возле мусорных баков, существовавших на момент обнаружения оператором несанкционированных свалок ТКО.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований к Правительству Республики Бурятия является верным.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2023 года по делу N А10-142/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-142/2020
Истец: ООО Экоальянс
Ответчик: Администрация города Улан-Удэ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7786/2023
07.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3506/2021
26.04.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-142/20
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6387/2021
27.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3506/2021
21.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-142/20