г. Челябинск |
|
14 декабря 2023 г. |
Дело N А47-15444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубки" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 сентября 2023 года по делу N А47-15444/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дубки" - Лукашвили Т.Э. (паспорт, доверенность от 06.10.023, диплом);
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Извекова Т.Н. (паспорт, доверенность от 22.05.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Дубки" (далее - заявитель, ООО "Дубки", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании действий Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (правопреемника Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) (далее также - заинтересованное лицо, Министерство), выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов незаконными и о признании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - заинтересованное лицо, Рослесхоз) от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7 "недействительным в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 (резолютивная часть решения объявлена 14.09.2023) по делу N А47-15444/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Дубки" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что судом первой инстанции неверно установлено, что заявителем пропущен срок для обращения с рассматриваемым заявлением, утверждая, что именно с 10.10.2022 заявитель узнал, что его право, предусмотренное договором аренды леса, заключённого на основании протокола о результатах аукциона по продаже прав на заключение договора аренды лесного участка от 26.07.2010 N 4, нарушено. По мнению апеллянта, суд первой инстанции не дал оценку доводам заявителя о том, что оспариваемый Приказ Рослесхоза от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7" (далее - Приказ Рослехоза N 825) вообще исключил квартал 56 из состава Оренбургского участкового лесничества и не установил его границы (приложение 1 к Приказу). Приложение 5 к Приказу N 825 устанавливает Перечень лесных участков, отнесенных к защитным лесам на территории Оренбургского лесничества Оренбургской области. Леса Оренбургского участкового лесничества не относятся к защитным лесам и их границы не установлены. В информационном письме МПР Оренбургской области указано, что квартал N 56 Оренбургского участкового лесничества имеет целевое назначение - защитный, а категорию защитности - лесопарковая зона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Рослесхоза.
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводилось с использованием систем видеоконференц-связи. Судом, организующим видеоконференц-связь, является Арбитражный суд Оренбургской области.
До начала судебного заседания от Министерства через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Министерством документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Дубки" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Манукян Арпине Айказовной (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.08.2010 N 378-10 (далее - Договор, л.д. 33-50 т. 1).
По настоящему Договору арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 26.07.2010 N 4, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (на землях лесного фонда), определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок), для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1 Договора).
Согласно пункт 2 Договора лесной участок, площадью 3,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Оренбургская область, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество, квартал 56, часть выделов 3, 13, 16-18; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 46-2009-11; условный номер лесного участка: 53:234:16:0046. Лесной участок входит в состав Оренбургского лесничества, созданного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 N 312 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установлении их границ".
В соответствии с пунктом 3 Договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесных участков определены на плане лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора).
Согласно приложению N 2 к Договору часть выделов NN 3, 13, 16 и 17 56-го квартала относится к защитным лесам, расположенным в водоохранных зонах (л.д. 42 т. 1).
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 в пригодном для использования его по назначению состоянии (пункт 4 Договора). Согласно приложению N 3 к Договору, арендованный лесной участок используется для осуществления рекреационной деятельности, целевое назначение лесов - защитные (леса, расположенные в водоохранных зонах).
В силу пункта 28 Договора, срок его действия составляет 49 лет с даты его государственной регистрации.
Согласно пункту 21 Договора, по результатам очередного лесоустройства договор аренды подлежит соответствующему изменению в течение 3 месяцев с даты внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества.
Соглашением от 17.07.2013 права и обязанности арендатора по Договору переданы индивидуальным предпринимателем Манукян Арпине Айказовной обществу с ограниченной ответственностью "Дубки" (л.д. 51-53 т. 1).
Между министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса был заключен государственный контракт 06.05.2016 N 007/16, предметом которого является выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда Илекского, Краснохолмского, Оренбургского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области. Согласно условиям контракта, сроки выполнения таксации лесов - в вегетационный период, но не позднее 15.10.2016 (л.д. 38-51 т. 2).
Письмом от 06.02.2019 N 39/421-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в Федеральное агентство лесного хозяйства материалы, подготовленные по результатам проведенных лесоустроительных работ на территории Илекского, Оренбургского, Краснохолмского лесничеств Оренбургской области, в том числе предложения по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделению особо защитных участков лесов ГКУ "Оренбургское лесничество", карта-схема по целевому назначению и категориям защитных лесов ГКУ "Оренбургское лесничество" М1:100000, тематическая лесная карта проектируемых особо защитных участков лесов ГКУ "Оренбургское лесничество" по участковым лесничествам М1:25000 (л.д. 52-81 т. 2).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес ООО "Геоземстрой" уведомление от 09.06.2016 N 39/1550-исх. о проведении первого лесоустроительного совещания 14.06.2016 в 10-00 (л.д. 82 т. 2).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес руководителей ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество" уведомление от 10.06.2016 N 39/1568-исх. о проведении первого лесоустроительного совещания 14.06.2016 в 10-00 (л.д. 83 т. 2).
Результаты первого лесоустроительного совещания, проведенного в присутствии должностных лиц Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", филиала ФГУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Оренбургской области", а также представителей ООО "Геоземстрой", оформлены протоколом от 14.06.2016, согласно которому принято решение о проведении в 2016 году таксации лесов ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", в том числе по Оренбургскому участковому лесничеству Оренбургского лесничества на площади 1425га (пункт 1) и о выделении особо защитных участков леса в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 N 121-п (л.д. 84-97 т. 2).
В письме от 13.07.2016 N 39/1911-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области довело до сведения арендаторов сведения о проведении лесоустроительных работ в 2016 году, в ходе которых будут уточняться характеристики лесных насаждений и границы лесотаксационных выделов, что может повлечь за собой внесение изменений в договору аренды лесных участков с предложением представить замечания по данному вопросу в адрес министерства и лесничеств до 24.07.2016 (л.д. 117 т. 2).
Согласно письму от 25.07.2016 N 01-12/352 ГКУ "Оренбургское лесничество", замечаний и предложений по уточнению характеристик лесных насаждений и границ лесотаксационных выделов отсутствуют (л.д. 118 т. 2).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области направило в адрес руководителей ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество" уведомление от 23.11.2016 N 39/3482-исх. о проведении второго лесоустроительного совещания 24.11.2016 в 10-00 (л.д. 120 т. 2).
Результаты второго лесоустроительного совещания, проведенного в присутствии должностных лиц Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, ГКУ "Илекское лесничество", ГКУ "Краснохолмское лесничество", ГКУ "Чернореченское лесничество", ГКУ "Оренбургское лесничество", филиала ФГУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Оренбургской области", а также представителей ООО "Геоземстрой" и РДЛУП "Гомельлеспроект", оформлены протоколом от 24.11.2016, согласно пункту 4 которого рекомендованы к утверждению наличие и площади особо защитных участков леса и объектов ЕГСК, в том числе 203 га - лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства и 6,5 га - памятник природы областного значения "Дендрарий Аветисяна" (л.д. 122-128 т. 2).
В письме от 28.12.2016 N 39/3834-исх Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области просило Федеральное агентство лесного хозяйства согласовать распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с приложением к письму ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, тематические лесные карты проектируемого деления лесов на защитные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов, ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов, и лесотаксационных выделов (л.д. 121 т. 2).
В письме от 16.01.2017 N 01-33/106 Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу сообщил Министерству о невозможности рассмотреть предложения по распределению лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделению особо защитных участков лесов, поскольку материалы представлены не в полном объеме (л.д. 130-132 т. 2).
В письме от 10.02.2017 Рослесхоз указал на невозможность принятия решения о распределение лесов по категориям защитных лесов, выделении особо защитных участков лесов в границах указанных лесничеств на основании представленных материалов, ввиду их несоответствия требованиям пункта 188 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (л.д. 133-134 т. 2).
Письмами от 13.02.2019 N 39/494-исх и N 39/495-исх Министерство направило в адрес Рослесхоза на рассмотрение материалы, подготовленные по результатам проведенных лесоустроительных работ на территории Чернореченского и Сорочинского лесничеств Оренбургской области, и указало на устранение замечаний Рослесхоза, отраженных в письме от 23.10.2018 N АВ-03-27/17583 и просило принять решение об издании приказа об отнесении лесов указанных лесничеств в защитным лесам, уточнении площади ценных лесов, а также выделении особо защитных участков лесов.
В материалы дела Федеральным агентством лесного хозяйства представлена выписка из заключения на материалы по распределению лесов по категориям защитных лесов и выделению особо защитных участков лесов на территории, в том числе, Оренбургского лесничества Оренбургской области., в выводах которого указано на наличие возможности подготовки приказа Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам, выделении ОЗУ и установлении границ на территории лесничества на основании результатов лесоустроительных работ 2016 года.
Письмом от 07.03.2019 N 39/736-исх Министерство, указывая, что комиссией Рослесхоза 04.03.2019 согласованы предложения по распределению лесов по целевому назначению, категориям защитных лесов и выделению особо защитных участков лесов на территории Илекского, Краснохолмского, Чернореченского и Оренбургского лесничеств, просит ООО "Геоземстрой", в рамках государственного контракта от 06.05.2018 N 007/16 представить доработанную лесоустроительную документацию (л.д. 142 т. 2).
Заместителем руководителя Рослесхоза издан приказ от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7", согласно которому, в соответствии со статьями 23, 81 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктами 5.4.4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, учитывая предложения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, заключение Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон, а также материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков лесов, установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ (протоколы заседаний Комиссии Рослесхоза от 25.02.2019 N АВ-14/65-опер, от 19.03.2019 N АВ-14/91-опер) установлены границы Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств, расположенных на землях лесного фонда в Оренбургской области, согласно приложению 1 (п. 1), леса, расположенные на территории Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области, отнесены к защитным лесам и установить их границы согласно приложениям 2 - 8 (п. 2), выделены особо защитные участки лесов на территории Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области и установить их границы согласно приложениям 9 - 15 (п. 3), а также признаны утратившими силу: пункты 3, 8, 10, 14, 22, 23, 26 приложения к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 N 312 "Об определении количества лесничеств на территории Оренбургской области и установлении их границ"; приложения 3, 10, 12, 16, 23, 24, 27 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 04.05.2011 N 156 "Об отнесении лесов на территории Оренбургской области к ценным лесам и установлении их границ"; приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 21.01.2013 N 7 "Об отнесении лесов на территории Благословенского участкового лесничества Оренбургского лесничества Оренбургской области к категории защитных лесов, леса, расположенные в водоохранных зонах" (пункт 4).
Согласно информация ГЛР, местоположение лесного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14817 по материалам лесоустройства 2016 года: Оренбургская область, Оренбургский административный район, ГКУ "Оренбургское лесничество", Оренбургское участковое лесничество, квартал 56, выделы 14, 30, 34, часть выдела 8 (по старому лесоустройству 1996 года квартал 56 части выделов 3, 13, 16-18).
Согласно приложению N 12 к приказу Рослесхоза от 28.06.2019 N 825, в квартале 56 на выделах 14, 30, 34 выделены берегозащитные участки лесов, на выделе 8 - участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ (л.д. 22, 27 т. 1).
Полагая, что действия Министерства, выразившиеся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов, а также Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 28.06.2019 года N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7" в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду не являются законными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствуют осуществлению Обществом, как арендатором, деятельности на арендуемом земельном участке, Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается наличие совокупности обстоятельств, являющееся основанием для удовлетворения требований о признании оспоренного ненормативного правового акта Рослесхоза недействительным и действий Министерства незаконными. Также суд первой инстанции установил, что заявителем пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок без представления уважительных причин его несоблюдения и ходатайства о восстановлении срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не пропущен срок давности
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как допускающая произвольное, на основании оценки одной лишь субъективной позиции заявителя по данному вопросу, определение судом момента начала течения установленного в нем срока и предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О).
Исходя из правовой позиции, содержащейся в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное урегулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.12.2013 N 1908-О также разъяснил, что по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Дубки" является арендатором лесного участка площадью 3 га на территории Оренбургского участкового лесничества Оренбургского лесничества на основании договора аренды лесного участка от 02.08.2010 N 378-10, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.07.2013.
Министерством в адрес арендатора подготовлено обращение от 21.02.2022 N ВГ-12-19/4100 об уточнении арендной платы в связи с проведением Рослесхозом проверки начисления платежей за использование лесов по договору аренды, расчет арендной платы по договору аренды за 2019-2021 годы. Из содержания обозначенного документа усматривается, что арендованный обществом участок относится к особо защитным участкам лесов в соответствии с Приказом Рослесхоза N 825.
Министерство 11.05.2022 обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковыми требованиями к обществу о взыскании "доначисленной" арендной платы в рамках судебного дела N А47-6314/2022.
Исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства (определение от 13.05.2022). После ознакомления ООО "Дубки" с материалами дела 15.06.2022, поступления от общества возражений 28.06.2022, суд по делу N А47-6314/2022 перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с обоснованием уважительности причин пропуск данного срока заявителем не представлено.
Уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление. Заявителем не представлены доказательства наличия уважительных причин пропуска срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что о нарушении своих прав узнал с 10.10.2022, несостоятелен.
Таким образом, сведения о том, что на арендованном лесном участке в соответствии с Приказом Рослесхоза N 825 выделены особо защитные участки лесов ООО "Дубки" получены ранее указанной в заявлении даты, что свидетельствует о пропуске срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Рассматривая требования ООО "Дубки" о признании действий Министерства, выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, по закреплению особо защитных участков на территории лесных участков ранее переданных в аренду по результатам аукционов незаконными и о признании Приказа Рослесхоза N 825 недействительным в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус s этих органов.
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (как и ранее действующее Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области) является исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по вопросам реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 1 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений - Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 10.01.2020 N 5-ук "Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и признании утратившими силу некоторых указов Губернатора Оренбургской области").
В 2016 - 2019 годах органом государственной власти Оренбургской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, являлось министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Периодичность проведения лесоустроительных работ установлена не реже одного раза в десять лет. Последнее лесоустройство Оренбургского лесничества проводилось в 1996 году. В связи большой давностью материалов лесоустройства, Рослесхозом были выделены средства на проведение лесоустроительных работ, в том числе, на территории лесного фонда Оренбургского лесничества.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений определены статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, одним из полномочий, связанных с проведением лесоустроительных работ, является установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 20.05.2015 N 166 (утратил силу 20.01.2020), решение о возможности подготовки приказа Рослесхоза об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), эксплуатационным лесам, резервным лесам и выделении особо защитных участков лесов принимается на заседаниях соответствующей Комиссии.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 06.05.2016 - дата заключение договора на выполнение лесоустроительных работ), проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением проектирования лесничеств и лесопарков; проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Такие органы вправе реализовать свои полномочия за счет средств в виде субвенций из федерального бюджета.
На момент проведения лесоустроительных работ на территории Оренбургского лесничества в 2016 году действовала лесоустроительная инструкция, утверждённая приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса был заключен государственный контракт 06.05.2016 N 007/16 на выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда Илекского, Краснохолмкого, Оренбургского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области. Согласно условиям контракта, сроки выполнения таксации лесов - в вегетационный период, но не позднее 15.10.2016.
Согласно пункту 68 Инструкции, лесоустроительные совещания проводятся перед началом и по окончании работ по таксации лесов.
На лесоустроительном совещании до начала работ определяются особенности проведения таксации лесов в объекте работ и рассматриваются следующие основные технические и организационные вопросы:
- требования к материалам геодезической и технической основы таксации лесов (топокарты, материалы аэросъемок или космических съемок);
- распределение площади объекта таксации по разрядам и способам таксации;
- состояние юридического и натурного оформления изменений границ объекта работ по таксации лесов со смежными землепользователями, произошедших за истекший период с момента последнего лесоустройства (таксационных работ);
- рекомендации по образованию хозяйственных частей, хозяйств и хозяйственных секций;
- особенности таксации лесов;
- применяемые при таксации лесов нормативные и справочные материалы;
- наличие схемы транспортного освоения лесов, схем размещения и очерёдности создания, эксплуатации и реконструкции объектов существующей и проектируемой лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
- другие технические и организационные особенности выполнения работ по таксации лесов.
На лесоустроительном совещании по окончании работ рассматриваются результаты работ по таксации лесов.
Решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний.
Первое лесоустроительное совещание проводилось 14.06.2016 (протокол совещания от 14.06.2016).
Согласно пункту 17 протокола совещания от 14.06.2016 совещание постановило особо защитные участки лесов выделить в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2015 N 121-п "О памятниках природы областного значения Оренбургской области".
При наличии оснований, выделить особо защитные участки лесов в соответствии с лесоустроительной инструкцией.
Согласно уставу ГКУ "Оренбургское лесничество", предметом деятельности учреждения является обеспечение в границах лесничества, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно-обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Оренбургской области. Обеспечение устойчивого управления на подведомственной территории с целью реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений является одной из цели деятельности учреждения.
Через подведомственные учреждения (ГКУ "... лесничество) министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было подготовлено уведомление арендаторам лесных участков, в том числе на территории Оренбургского лесничества, о проведении лесоустроительных работ (письмо от 13.07.2016 N 39/1911-исх).
Поскольку лесоустроительные работы на территории Оренбургского лесничества планировалось проводить до 30.09.2016, арендаторам было предложено представить свои замечания и предложения по уточнению характеристик лесных насаждений и границ лесотаксационных выделов в срок до 24.07.2016 в министерство и лесничества. В случае не поступления сведений в указанные срок, министерством будет констатировано отсутствие замечаний и предложений.
В адрес Министерства поступило обращение ГКУ "Оренбургское лесничество" об отсутствии замечаний и предложений письмом от 25.07.2016 N 01-12/352.
В адрес Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области замечания и предложения также не поступали.
Второе лесоустроительное совещание было проведено 24.11.2016. Рассмотрев итоги лесоустроительных работ, совещание постановило рекомендовать к утверждению наличие и площади особо защитных участков лесов (пункт 4 протокола).
Таким образом, первое и второе лесоустроительные совещания проводились в 2016 году в соответствии с требованием пункта 68 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Решения, принятые по итогам обсуждения участниками первого и второго совещаний, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Нормами действовавшего в период проведения лесоустроительных мероприятий законодательства не предусматривалось согласование с пользователя лесных участков мероприятий по проектированию особо защитных участков лесов для учета их позиции, поскольку выделение особо защитных участков лесов осуществляется в соответствии с нормативами и признаками выделения особо защитных участков лесов, указанными в приложении к Инструкции. Проектируются особо защитные участки лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
В целях реализации Рослесхозом полномочий по принятию решения о распределении лесов по категориям защитных лесов, выделении особо защитных участков лесов в границах лесничеств на основании материалов, полученных в рамках государственного контракта от 06.05.2016 N 007/16, в 2017-2019 годах министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области неоднократно направляло результаты лесоустроительных работ в адрес Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу для предварительного рассмотрения, в Рослесхоз для рассмотрения, согласования и принятия решения.
Так, согласно ответу Рослесхоза от 10.02.2017 N АВ-03-27/1663, принятие решения по представленным материалам невозможно в связи с их несоответствием требованиям пункта 188 Лесной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516. В отношении особо защитных участков лесов сообщается о том, что их виды определены статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации, а нормативы и признаки выделения - приложением 4 к Лесоустроительной инструкции. В представленных материалах содержится информация о видах особо защитных участков лесов, не предусмотренных Лесоустроительной инструкцией (особо охраняемые природные территории (памятники природы областного значения), генетические резерваты, плюсовые деревья).
В обращении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 16.05.2017 N 39/1483-исх в адрес Рослесхоза выражена позиция относительно замечания по особо защитным участкам лесов о том, что требование о выделении ОЗУ в обязательном порядке отсутствует.
Все замечания к лесоустроительной документации Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Рослесхоза устранялись ООО "Геоземстрой" (подрядчик по государственному контракту от 06.05.2016 N 007/16) в рамках гарантийных обязательств по договору.
Так, согласно обращению министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 02.11.2017 N 39/3826-исх в адрес ООО "Геоземстрой", обществу предлагалось представить доработанную проектную документацию, в том числе:
- ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов, указанную в приложении N 3 к Лесоустроительной инструкции;
- тематические карты проектируемых особо защитных участков лесов, окрашенные по видам особо защитных участков лесов, в разрезе участковых лесничеств с указанием контуров выделов;
- пояснительную записку произвольной формы с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
Таким образом, запрошенные Министерством ведомость, тематическая карта, пояснительная записка относятся к материалам, получаемым при проведении лесоустроительных работ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что леса Оренбургского лесничества не относятся к защитным лесам, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых выделяются земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Определение границ лесных участков, относящихся к землям лесного фонда, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству, которое в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация, в том числе в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (часть 5 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (часть 2 этой статьи).
В соответствии с частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утверждены перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Приказ N 496).
Согласно пункту 2.1. раздела 2 "Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр" Приказа N 496, документами, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является в том числе Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1). В свою очередь основанием для внесения документированной информации в Акты является первичная документация, в том числе лесоустроительная документация (пункт 22.2 раздела 2 Приказа N 496).
Согласно пункту 4.2. раздела 4 "Порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
В соответствии с пунктом 4.6 раздела 4 Приказа N 496 приложением в Актам являются документы, предусмотренные пунктом 2.2 Перечня, на основании которых в Акты вносится документированная информация.
Таким образом, подготовленная подрядчиком лесоустроительная документация в рамках государственного контракта является первичными документами, составленными в процессе проведения лесоустройства, которая является основанием для внесения соответствующей документированной информации в государственный лесной реестр с соблюдением установленного для этого порядка.
Актом N 3 от 17.05.2019 о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (до издания Рослесхозом оспариваемого приказа) главным специалистом отдела государственного лесного реестра и использования лесов министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области Пиянзиной B.C. в государственный лесной реестр внесена документированная информация на основании лесоустроительной документации, в том числе по Оренбургскому лесничеству, подготовленная ООО "Геоземстрой" в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 06.05.2016 N 007/16.
Приказ Рослесхоза от 28.06.2019 N 825 готовился федеральным исполнительным органом государственной власти по материалам проведенного лесоустройства, после внесения министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области документированной информации в государственный лесной реестр.
Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Леса Оренбургской области, расположенные на землях лесного фонда, и леса, расположенные на землях иных категорий, являются защитными лесами, что закреплено в разделе 17 Лесного плана Оренбургской области, утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 29.12.2018 N 773-ук "Об утверждении Лесного плана Оренбургской области".
Защитные леса являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении них установлены особый правовый режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что леса Оренбургского участкового лесничества не относится к защитным лесам, по мнению проверочной инстанции является необоснованным.
Министерством в Рослесхоз направлено обращение от 24.05.2023 N ВГ-12-15/13041 с указанием на противоречие приказа актуальным материалам лесоустройства Оренбургского" Лесничества, таксационному описанию и ведомостям поквартальных итогов площадей и запасов Оренбургского участкового лесничества ПСУ "Оренбургское лесничество"; лесохозяйствемному регламенту Оренбургского лесничества, утверждённому приказом Министерства от 25.11.2020 N 558.
В целях внесения изменений в приложение N 1 к приказу, в соответствии с письмом Рослесхоза от 26.06.2023 N АП-03-27/14842, министерством направлена информация о перечне лесных кварталов в разрезе участковых лесничеств, входящих в границы Акбулакского, Илекского, Кроаснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Сорочинского и Чернореченского лесничеств Оренбургской области (исходящий номер от 21.08.2023 N ВГ-12-15/21715).
Помимо материалов лесоустройства, содержащих сведения о вхождении квартала 56 в границы Оренбургского лесничества, данных государственного лесного реестра, ведение которого на территории Оренбургской области осуществляется Министерством, таким подтверждением также является приказ Рослесхоза от 01.10.2018 N 806 "Об установлении границ Оренбургского лесничества в Оренбургской области", подготовленный на основании результатов работ, выполненных ФГБУ "Рослесинфорг" по государственному заданию от 03.02.2017.
Таким образом, усматривается наличие технической ошибки в приложении N 1 к Приказу Рослесхоза N 825, для устранения которой направлены в Рослесхоз соответствующие материалы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в протоколах лесоустроительных совещаний видов отсутствуют особо защитные участки лесов, установленные в Приказе Рослесхоза N 825, подлежат отклонению.
Так, в Лесоустроительных инструкциях 2011 и 2018 годов отсутствует указание на то, что рекомендованные к выделению виды особо защитные участки утверждаются на лесоустроительных совещаниях.
Как следует из письма Рослесхоза от 10.02.2017 N АВ-03-27/1663, предлагаемые к выделению виды особо защитные участки (протокол второго лесоустроительного совещания) не предусмотрены лесоустроительной инструкцией - особо охраняемые природные территории (памятники природы областного значения), генетические резерваты, плюсовые деревья.
Отсутствие в протоколе видов особо защитных участков лесов при наличии оснований для их выделения (соответствие нормативам и признакам для их выделения) противоречит общественно-значимым целям, которые выполняют особо защитные участки лесов - сохранение экологических функций защитных лесов.
Нормативы и признаки выделения особо защитных участков лесов установлены лесоустроительными инструкциями.
Участники лесоустроительного совещания должны руководствоваться нормами действующего законодательства, и не вправе принимать решения, основанные на внутреннем убеждении об отсутствии необходимости выделения некоторых видов особо защитных участков лесов, не смотря на соответствие участков признакам и нормативам для выделения особо защитных участков лесов.
Ссылка заявителя на позиции, изложенные по делу N А40-162559/2020, не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты по делу приняты по иным фактическими обстоятельствами.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, выразившихся в направлении предложений в адрес Рослесхоза от 23.09.2010 N 736, от 25.01.2019 N 39/255-исх, от 06.02.2019 N 39/421-исх, от 13.02.2019 N 39/494-исх, от 13.02.2019 N 39/495-исх, и Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 28.06.2019 N 825 "Об установлении границ лесничеств Оренбургской области, об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 16.10.2008 N 312, от 04.05.2011 N 156, от 21.01.2013 N 7 "недействительным в части выделения особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории лесных участков ранее переданных в аренду", соответствуют требованиям нормативных правовых актов, и являются законными, в связи с чем в удовлетворении требований заявителей отказано правомерно.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ООО "Дубки" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по чеку-ордеру от 09.10.2023 операция 23.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Учитывая изложенное, ООО ООО "Дубки" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 сентября 2023 года по делу N А47-15444/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубки" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дубки" (ОГРН 1135658016713, ИНН 5638062705) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 09 октября 2023 года операция 23.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15444/2022
Истец: ООО "Дубки"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Ассоциация НПЗ Серебряный век, ООО "Берендей56"