город Москва |
|
22 декабря 2023 г. |
Дело N А40-167501/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бодровой Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации,
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-167501/23,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261)
к АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (ИНН: 7718766718)
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Министерство обороны Российской Федерации с исковым заявление к АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" о взыскании 360 762 руб. 66 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 по делу N А40-167501/23, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
При исследовании материалов дела установлено, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 12.11.2019 N 1920187346452412539207230 на комплексное оснащение военных комиссариатов согласно перечню, утверждаемому Минобороны России (с вводом в эксплуатацию) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2020 годах.
30.01.2023 заказчиком принято решение о расторжении контракта, в связи с чем, 25.04.2023 государственный контракт расторгнут по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок поставить заказчику оборудование в количестве, комплектности, соответствующее качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом, включая проведение обследований объектов, разработку технических решений, монтажные и пуско-наладочные работы, работы по объектовым специальным исследованиям.
Согласно пункту 17.2 контракта исполнитель обязан осуществить поставку оборудования, включая монтажные и пуско-наладочные работы, работы по объектовым специальным исследованиям, работы по проведению обследований объектов и разработке технических решений в срок до 30.07.2020.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Датой поставки оборудования является дата подписания грузополучателем акта ввода оборудования в эксплуатацию (пункт 7.6 контракта).
Обязательства по контракту на общую сумму 216 946 136 руб. 29 коп. выполнены исполнителем в срок, установленный Контрактом, что подтверждается актами ввода оборудования в эксплуатацию, подписанными грузополучателями в период с 12.11.2019 по 30.07.2020, и соответствующими сводными актами приема-передачи оборудования.
Обязательства по контракту на общую сумму 80 878 729 руб. 69 коп. исполнителем выполнены с нарушением срока, установленного контрактом, что подтверждается актами ввода оборудования в эксплуатацию, подписанными грузополучателями в период с 31.07.2020 по 12.11.2020 и соответствующими сводными актами приема-передачи оборудования.
Просрочка исполнения обязательств за период с 31.07.2020 по 12.11.2020 составляет 105 дней.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены отдельного этапа исполнения контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных соответствующим отдельным этапом исполнения контракта и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Из представленного истцом расчета следует, что размер начисленной неустойки составляет 360 762 руб. 66 коп.
Претензия, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Между тем, доводы истца являются необоснованными, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 8.5. контракт монтажные и пусконаладочные работы и работы по объектовым специальным исследованиям проводятся на основании заявок на выполнение монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям по форме, установленной приложением N 4 к контракт, с обязательным приложением технических решений по каждому объекту оснащения (грузополучателю).
В силу пункта 8.9. контракта решение о выполнении монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям в отношении объектов, указанных в приложении N 2 к контракту, принимается заказчиком путем направления исполнителю заявок на выполнение монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям по каждому объекту оснащения. Решение о выполнении монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям должно быть принято заказчиком не позднее 01.04.2020.
По состоянию на 06.07.2020 заявки от заказчика на выполнение монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям по каждому объекту оснащения согласно пункту 8.9. контракта в адрес исполнителя не направлялись.
Учитывая данные обстоятельства и на основании и. 3.4.6. контракта исполнителем в адрес заказчика направлено уведомление о приостановлении исполнения контракта с 30.06.2020 до получения от заказчика заявок на выполнение монтажных и пусконаладочных работ и работ по объектовым специальным исследованиям в отношении объектов оснащения согласно приложению N 2 к контракту.
Кроме того, принимая во внимание отсутствие заявок по контракту стороны заключили соглашение о расторжении контракта от 25.04.2023.
Общая стоимость поставленного исполнителем заказчику оборудования по контракту составила 297 824 865 руб. 98 коп., что подтверждается подписанными сторонами в соответствии с пунктом 7.6 договора актами ввода оборудования в эксплуатацию.
Неотработанная сумма аванса по контракту в размере 17 441 284 руб. 02 коп. возвращена исполнителем заказчику.
В ходе выполнения контракта исполнителем неоднократно приостанавливались работы на объектах, в связи с чем, заказчику направлены уведомления о приостановлении исполнения контракта по следующим причинам: отказ в допуске на объект из-за введенных ограничений по причине факта распространения коронавирусной инфекции (COVID-19); техническая неготовность оборудования объекта (неисправность существующего оборудования, отсутствие свободных портов, не проведен монтаж и пусконаладка оборудования грузополучателя, отсутствие услуг связи VPN и т.п.); отсутствие доверенности у грузополучателей на право приемки оборудования и результата работ по контракту; изменение грузополучателей, реквизитов грузополучателей, переезд (ОШМ у грузополучателей); строительная неготовность объекта, в том числе реконструкция, капремонт, отсутствие помещений для серверных, отсутствие необходимой электрической мощности, отсутствие или несоответствие объекта требованиям заземления; немотивированный отказ грузополучателей от подписания отчетных документов.
В силу ст. 404 ГК РФ если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Правила п. 1 ст. 404 ГК РФ соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.
Согласно п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (п. 1 ст. 406 ГК РФ).
Согласно пункту 12.13 Контракта, а также пункту 9 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сторона освобождается от уплаты неустойки (пени, штрафа) если докажет, что просрочка исполнения и (или) неисполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 14344/10, в силу п. 3 ст. 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
Согласно в пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении", если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 ГК РФ.
Срок выполнения обязательств продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора.
По контракту предусмотрено проведение работ на 351 объекте оснащения, из которых:
по 276 объектам работы проведены в установленные контрактом сроки, что подтверждается датой подписания грузополучателями актов ввода оборудования в эксплуатацию;
по 3 объектам заказчиком по результатам приостановки контракта принято решение работы не проводить в связи с отсутствием строительной готовности объектов, в связи с чем, они исключены из контракта дополнительным соглашением от 07.12.2021 г. N 2 к контракту;
по 72 объектам работы выполнены с нарушением срока по независящим от исполнителя причинам, при этом крайний АВОЭ подписан 20.11.2020 по объекту ВК 0351 (войсковая часть 55060) в связи со следующим.
АВОЭ по объекту ВК 0351 не подписан в установленные контрактом сроки по причине принятия решения Главным управлением связи Вооружённых Сил Российской Федерации и Восьмым управлением Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации о внесении изменений в технические требования к оборудованию, поставляемому по контракту - "Автоматизированное рабочее место центра управления сетью" (далее - АРМ ЦУС) за 9 дней до истечения сроков завершения работ по контракту, т.е. 21.07.2020 в части АРМ ЦУС из ГУС ВС РФ в адрес УЗС ТОСУ ВС РФ направлены письмом от 06.08.2020 177/15/5/3167дсп для последующего включения в условия контракта.
Поскольку данные решения приняты за сроками контракта, ответчик обращался в адрес заказчика с просьбой ускорить согласование в органах военного управления и подписание дополнительного соглашения к контракту в части изменения технических требований, а также, учитывая важность завершения работ на объекте ВК0351, разрешить приемку оборудования АРМ ЦУС и фактически выполненных работ с подписанием АВОЭ на условиях контракта до подписания дополнительного соглашения к контракту.
На указанное обращение ответа от заказчика не последовало. Вместе с тем, дополнительное соглашение N 1 к контракту подписано заказчиком 10.11.2020 и доведено до исполнителя для руководства в работе.
Кроме того, дополнительным соглашением от 07.12.2021 N 2 к контракту внесены изменения в цену единицы работы, а дополнительным соглашением от 27.05.2022 N 3 к контракту осуществлен перевод цены контракта, цены единицы оборудования и цены единицы материалов из ориентировочных (уточняемых) в фиксированные, а также скорректированы спецификация оборудования и цена единицы материалов.
Согласно дополнительному соглашению от 13.09.2022 N 4 к контракту цена единицы работы снова изменена.
Учитывая данные обстоятельства, исполнителем в адрес УЗС ТОСУ ВС РФ направлено 26 комплектов сводных актов по 348 объектам (100 %).
Согласно утвержденному заместителем Министра обороны Российской Федерации А.Ю. Криворучко от 12.08.2021 плану-графику мероприятий по решению проблемных вопросов выполнения АО "Воентелеком" государственных контрактов в УЗС ТОСУ ВС РФ организована работа комиссии по проверке и акцептованию сводных актов. Акт по итогам работы комиссии и сводные акты, подписанные заказчиком, поступили исполнителю 07.10.2022.
Таким образом, несвоевременное завершение выполнения обязательств по контракту произошло по независящим от исполнителя причинам, о чем в адрес заказчика в установленном порядке своевременно направлены соответствующие уведомления о приостановлении исполнения контракта.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, испей) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", с изменениями от 10.03.2022 г. N 340 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации" списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5 процентов цены контракта.
Учитывая, что общая стоимость контракта составляет 630 532 300 руб., неустойка, для списания в порядке подпункта "а" пункта 3 постановления должна составить не более 5% - 31 526 615 руб.
Сумма заявленных истцом исковых требований составляет 360 762,66 руб., в связи с чем, неустойка подлежит списанию заказчиком.
Кроме того, в период с 06.04.2020 по 06.10.2020 АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" представлена мера государственной поддержки, в связи с чем, неустойка в соответствующий период не подлежит начислению.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Абзацем 3 подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее - постановление Правительства N 428) введен сроком на 6 месяцев, начиная с 06.04.2020 по 06.10.2020 (п. 5 постановления Правительства N 428), мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организации, включенных в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р.
Пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р утверждён Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" включено в перечень стратегических организаций (пункт 882 раздела II. "Открытые акционерные общества" Перечня стратегических организаций). Информация о предоставлении меры поддержки в виде моратория на банкротство размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 9.1. Закона N 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в том числе, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств (абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с ответом на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного 30.04.2020 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 91. абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований не имеется.
Оценивая доводы истца, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом не были представлены в материалы дела какие-либо доказательства, подтверждающие основания для взыскания спорной суммы.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования документально не подтверждены, в связи с чем, обоснованно отклонены.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а нарушений норм процессуального права, влекущих принятие незаконного и необоснованного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266 - 271, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 по делу N А40-167501/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167501/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ"