г. Тула |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А23-6937/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Обнинскоргсинтез" на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2023 по делу N А23-6937/2023 (судья Пашкова Е.А.), принятое в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080) к акционерному обществу "Обнинскоргсинтез" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1074025007781, ИНН 4025415519) о взыскании 115 070 руб. 97 коп.;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Обнинскоргсинтез" (далее - ответчик) о взыскании 115 070 руб. 97 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2023 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт, повторяя позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по транспортным железнодорожным накладным в адрес ответчика прибыли груженые технически исправные и коммерчески пригодные вагоны-цистерны, принадлежащие истцу на праве собственности и / или ином законном основании (акты от 22.04.2022 N 287/04, от 25.04.2022 N 1009/250422/0056, от 20.05.2022 N 1009/200522/0058, N 1009/200522/0058, от 22.05.2022 N 246/05, от 25.05.2022 N 1009/250522/0030, от 30.05.2022 N 1009/300522/0025, от 20.06.2022 N 159, от 10.09.2022 N 278, от 10.09.2022 N 582, от 20.09.2022 N 284, от 30.04.2022 N 1009/300422/0049, от 10.08.2022 N 234, от 20.08.2022 N 239, транспортные накладные от 19.04.2022, 20.04.2022, 25.04.2022, 23.05.2022,, 24.05.2022, 25.05.2022, 26.05.2022, квитанции о приеме груза от 19.04.2022, 20.04.2022, 25.04.2022, 23.05.2022, 24.05.2022, 25.05.2022, 26.05.2022, 13.06.2022, 07.08.2022, 15.08.2022, 05.09.2022, 07.09.2022).
Ответчиком произведена выгрузка груза из указанных вагонов-цистерн на станции назначения. После выгрузки вагоны-цистерны в порожнем состоянии возвращены по железнодорожным накладным на станции погрузки с исправными запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ), установленными ответчиком.
После вскрытия ЗПУ на станции назначения и внутреннего осмотра котлов цистерн в вагонах были обнаружены неисправности внутренней лестницы, наличие в котле постороннего предмета, недослив ранее перевозимого груза и иные неисправности, что зафиксировано в актах общей формы ГУ-23 / ГУ-7а (акты от 23.04.2022 N 286/04, от 25.04.2022 N 287/04, от 28.04.2022 N 357/04, от 30.04.2022 N 357/04, от 19.05.2022 N 208/05, N 210/05, от 24.05.2022 N 246/05, N 305/04, от 25.05.2022 N 255/05, от 06.09.2022 N 11/205).
Для приведения в надлежащее техническое состояние под следующий налив цистерны были направлены истцом на подготовку (промывку, пропарку) и на ремонт.
Стоимость работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей согласно представленным в материалы дела актам выполненных работ, счетам-фактурам, платежным поручениям составила 115 070 руб. 97 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Калужской области с требованием взыскания с ответчика убытков.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пп. 1, 2, 5 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) после выгрузки грузов, вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
В силу п. 6 и 8 Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, утвержденных приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, все находящиеся на вагоне, контейнере ЗПУ перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем) грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка; перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ пломбируются двери, крышки люков или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков цистерн.
Согласно п. 31, 34 приказа Минтранса России от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума" (далее - Правила N 245) грузополучатели обязаны обеспечивать слив груза; слив грузов из вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа должен производиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера; нефть и нефтепродукты считаются полностью слитыми из вагонов-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 10 мм (по замеру под колпаком), а в вагонах бункерного типа допускается остаток не более 30 мм (по замеру в средней части бункера), если документами национальной системы стандартизации не предусмотрено иное.
Пунктом 36 Правил N 245 установлено, что после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
- очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама;
- удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа);
- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорнопредохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора;
- установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны;
- установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа;
- снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт;
- опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам;
- восстановить транспортную маркировку об опасности (знаки опасности, таблички оранжевого цвета) ранее перевозимого груза, если после выгрузки опасного груза очистка, промывка вагона-цистерны не производились.
В соответствии со ст. 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Перечень обстоятельств, при которых составляется акт общей формы, указан в разделе 3 приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N 256).
В п. 109 Правил N 256 предусмотрено, что факт обнаружения на промывочно-пропарочных станциях, не принадлежащих перевозчику или владельцу инфраструктуры, цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки, оформляется без участия перевозчика, владельца инфраструктуры в порядке, установленном соглашением сторон.
Акт общей формы является допустимым доказательством факта наличия неисправности в цистерне без составления других актов.
Заявленные истцом требования основаны на фактах выявления неисправностей и наличием остатка груза в ходе осмотра вагонов по их прибытию на станцию назначения и зафиксированы актами общей формы ГУ-23 / ГУ-7а.
Вагоны прибыли с исправными пломбами, при снятии пломбы и открытии верхнего загрузочного люка истцом выявлены неисправности / непригодности, которые по своему характеру являются следствием нарушения технологии выгрузки груза и нарушении технологии закрытия и опломбирования.
Поскольку выгрузка осуществлялась силами ответчика, именно на него возложена обязанность по обеспечению сохранности вагонов при выгрузке и пломбированию ЗПУ порожних вагонов.
Вступая в правоотношения по УЖТ, ответчик должен был не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных УЖТ, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства.
Факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств грузополучателя документально подтвержден представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными о возврате порожних вагонов после выгрузки грузополучателями груженых вагонов; актами общей формы (зафиксированы неисправности); дефектными ведомостями (с указанием подлежащей устранению неисправности); актами о годности цистерн под налив / для ремонта; актами сдачи-приемки выполненных работ и услуг (с указанием вида выполненной работы); перечнем вагонов-цистерн, на которых выполнены работы; счетами-фактурами; платежными поручениями.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расходы на очистку и ремонт цистерн были понесены истцом вследствие бездействия ответчика в части выполнения своих обязанностей по приведению вагонов после выгрузки в надлежащее состояние; факт причинения убытков истцу на сумму 115 070 руб. 97 коп. является доказанным, в связи с чем требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о пропуске истцом срока исковой давности отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022, если требование о возмещении убытков возникло из обязательств вследствие причинения вреда, а не основано на договоре перевозки, то к нему применяется общий трехлетний срок исковой давности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2023 по делу N А23-6937/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6937/2023
Истец: Общество тс ограниченной ответственностью Трансойл
Ответчик: АО Обнинскоргсинтез