город Воронеж |
|
20 декабря 2023 г. |
Дело N А36- 5615/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "Евро Ланд": Саввина А.Ю. - представитель по доверенности N 299 от 15.11.2023, сроком действия до 31.12.2025, предъявлен паспорт;
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Лаптева С.А. - представитель по доверенности N 12 от 22.05.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Становлянского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Вахтиной Я.С.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евро Ланд" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.10.2023 по делу N А36- 5615/2023, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евро Ланд" (ОГРН 1144827046055) о признании незаконным и отмене решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696) N2107-2023-рз от 12.05.2023 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" (с приложением Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), о распределении судебных расходов по делу,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области, Вахтина Яна Сергеевна,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро Ланд" (далее - Общество, ООО "Евро Ланд") 03.07.2023 обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления N 2107-2023-рз от 12.05.2023 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" (с приложением Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории) (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассматривалось при участии третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра по Липецкой области), Администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области (далее - Администрация), Вахтина Яна Сергеевна (далее - Вахтина Я.С.).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.10.2023 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Евро Ланд" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что в подтверждение использования спорного земельного участка могут быть представлены любые документы, подтверждающие такое использование.
Ссылается, что не размещение Управлением извещения о предоставлении земельного участка свидетельствует о нарушении порядка предоставления спорного земельного участка.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционную жалобу, поступивший от УИЗО и Вахтиной Я.С.
В судебном заседании представитель ООО "Евро Ланд" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УИЗО возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области, Администрации Становлянского муниципального района Липецкой области, Вахтиной Я.С. явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 48:14:1930101:657 согласно выписки из ЕГРН и документам территориального землеустройства отнесен к фонду перераспределения ТОО "Успенское", государственная собственность на который не разграничена.
Формирование образуемого земельного участка, предусмотренное схемой, осуществлено путем раздела земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657.
Земельный участок с кадастровым номером 48:14:1930101:657 является фондом перераспределения и не относится к землям общей долевой собственности, следовательно, требования статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ в отношении данного земельного участка не применяются.
С учетом общей площади земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657 в размере 283 га и земельной доли сельского поселения Успенский сельсовет в размере 121,88 га, оставшаяся площадь земельного участка составляет 161,12 га, что позволило Управлению утвердить схему расположения земельного участка площадью 124 га путем раздела исходного земельного участка и предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду без торгов Вахтиной Я.С. в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ.
Земельный участок с кадастровым номером 48:14:0000000:259, относится к землям бывшего ТОО "Чернолесское".
Путём раздела земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:659 был образован земельный участок площадью 1240000 кв.м. +/- 9744, которому 14.06.2023 г. присвоен кадастровый номер 48:14:0000000:2730.
03.05.2023 Бахтина Я.С. обратилась в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов в соответствии с приложенной схемой для использования в целях сельскохозяйственного производства (для деятельности КФХ) в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) (т.2, л.д.31-36).
На основании указанного заявления Управлением принято решение N 2107-2023-рз от 12.05.2023 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка":
1. Утвердить схему расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1240000 кв. м, находящегося в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (Cx1), для сельскохозяйственного производства (для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), местоположение: Российская Федерация, Липецкая область, Становлянский муниципальный район, сельское поселение Успенский сельсовет, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657 (приложение).
2. Предварительно согласовать предоставление в аренду Вахтиной Я.С. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1240000 кв. м, находящегося в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (Сх1), для сельскохозяйственного производства (для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности), местоположение: Российская Федерация, Липецкая область, Становлянский муниципальный район, сельское поселение Успенский сельсовет, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657.
3. Условием предоставления земельного участка является проведение работ по образованию земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего решения, в соответствии со схемой расположения земельного участка.
4. Вахтиной Я.С. обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего решения.
5. Вахтина Я.С. имеет право без доверенности обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего решения.
6. Срок действия настоящего решения составляет 2 года.
С учетом общей площади земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657 в размере 283 га и земельной доли сельского поселения Успенский сельсовет в размере 121,88 га, оставшаяся площадь земельного участка составляет 161,12 га. Управление утвердило схему расположения земельного участка площадью 124 га путем раздела исходного земельного участка и предварительно согласовало предоставление земельного участка в аренду без торгов Вахтиной Я.С. в соответствии с подп.12 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, ст.10.1 Федерального закона N 101-ФЗ.
ООО "Евро Ланд", считая указанное решение N 2107-2023-рз от 12.05.2023 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
В силу пункта 1 статьи 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ)
В силу пунктом 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В силу п.7 ст.10.1 Федерального закона N 101-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Довод заявителя о том, что при реализации нормы, предусмотренной ст.10.1 Федерального закона N 101-ФЗ, требуется публикация извещения в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 48:14:1930101:657 является фондом перераспределения и не относится к землям общей долевой собственности, в связи с чем требования п.4 ст.12 Федерального закона N 101-ФЗ в отношении данного земельного участка не подлежат применению.
Ссылка Общества на обработку земельного участка с кадастровым номером 48:14:1930101:657 апелляционной коллегией также подлежит отклонению.
ООО "Евро Ланд" не представило доказательств обращения ранее Вахтиной Я.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в льготном порядке из фонда перераспределения земель.
Таким образом, порядок предоставления ей земельного участка для использования КФХ администрацией не нарушен.
Доказательств правомерного использования этого же земельного участка Обществом не представлено.
Порядок предоставления земельных участков или долей из земель, находящихся в общей долевой собственности в данном случае не применяется.
В связи с чем, доводы Общества о нарушении его прав оспариваемым правовым актом суд признает несостоятельными.
Повторно оценив в порядке статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УИЗО не противоречит положениям действующего законодательства, принято при наличии к тому оснований и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не усматривает.
Таким образом, совокупности условий, предусмотренных статьей 210 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в судах первой инстанции и апелляционной инстанции в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ООО "Евро Ланд".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.10.2023 по делу N А36-5615/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5615/2023
Истец: ООО "Евро Ланд"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района ЛО, Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области, Вахтина Яна Сергеевна, Управление Федеральной налоговой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области