г. Саратов |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А57-19508/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, И. М. Заграничного,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" представитель Ляшенко М.В., действующая на основании доверенности от 02.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Три дэ Медиа" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 октября 2023 года по делу N А57-19508/2023
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003)
к обществу с ограниченной ответственностью "Три дэ Медиа" (ОГРН 1146453002475, ИНН 6453134927),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004),
о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Три дэ Медиа" (далее - ООО "Три дэ Медиа", общество, ответчик) о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций N 1-33-04-03 от 30.03.2018, N 1-37-07-04 от 30.03.2018.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 октября 2023 года по делу N А57-19508/2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя администрации, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (муниципальный заказчик) и ООО "Три дэ Медиа" (рекламораспространитель) были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 901-р от 21.03.2018 и N 903-р от 21.03.2018.
На основании указанных договоров Администрацией муниципального образования "Город Саратов" выданы разрешения на установку рекламных конструкций:
- N 1-33-04-03 от 30.03.2018 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября / ул. Рябиновская проезд с площадью информационного поля 18 кв.м.
- N 1-37-07-04 от 30.03.2018 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: г. Саратов, проспект им. 50 лет Октября (между 2-м Красноармейским тупиком и ул. им. Дубовикова Б.А.) с площадью информационного поля 36 кв.м.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов" (далее - схема).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213, в соответствии с которыми спорные рекламные конструкции исключены из схемы.
Поскольку вышеуказанные разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5.8 статьей 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Как указывалось выше, места размещения рекламных конструкций ООО "Три дэ Медиа", на установку и эксплуатацию которых выданы спорные разрешения, были определены на основании Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.10.2019 N 62 принято решение об утверждении документации по планировке территории, в том числе проект планировки территории для размещения линейного объекта - скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-й Дачной в Ленинском, Кировском и Фрунзенском районах города Саратова с проектом межевания в его составе. Согласно указанному проекту размещение рекламных конструкций на рассматриваемой территории не предусмотрено.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 внесены изменения в постановление от 29.01.2014 N 213, в соответствии с которыми спорные рекламные конструкции исключены из схемы.
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также подлежит признанию недействительным на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме.
По смыслу названных положений разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданное в установленном порядке, может быть признано судом недействительным в связи с утверждением уполномоченным органом новой схемы размещения рекламных конструкций в случае установления объективной невозможности ее дальнейшей эксплуатации в данном месте в связи с несоответствием последнего обязательным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами и нормативными документами, соблюдение которых позволяет обеспечить публичные интересы.
При этом, исходя из указанной выше части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе, принятие нового постановления, в котором отсутствует данная схема размещения рекламной конструкции, не свидетельствует о незаконности ее установки на момент выдачи соответствующим органом разрешения.
Между тем, законность размещения и эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Учитывая, что спорные адресные ориентиры размещенных ООО "Три дэ Медиа" рекламных конструкций постановлением от 18.07.2023 N 3039 исключены из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для размещения в этих адресных ориентирах рекламных конструкций.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Как уже отмечалось выше, на основании п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предоставлено органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
Как верно указал суд первой инстанции, постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29 января 2014 года N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Обстоятельств, установленных ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для неприменения в рассматриваемом споре указанного постановления как противоречащего закону, несоответствующего иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
В соответствии с требованиями части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе в рассматриваемом случае Схема утверждена уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В связи с изложенным, выданные ранее разрешения на установку рекламных конструкций N 1-33-04-03 от 30.03.2018, N 1-37-07-04 от 30.03.2018 не соответствуют Схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной уполномоченным органом.
Довод заявителя жалобы о том, что ни администрация, ни Комитет по управлению имуществом города Саратова не обращались к ответчику с предложениями расторгнуть договоры N 901-р от 21.03.2018 и N 903-р от 21.03.2018, что позволило бы аннулировать спорные разрешения во внесудебном порядке, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку само по себе указанное обстоятельство с учетом вышеприведенных норм права не является препятствием для приведения фактического местоположения рекламных конструкций в соответствие с действующими правилами их размещения на территории муниципального образования.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не указаны конкретные номера значков и удаленные пункты, не может быть принят во внимание, поскольку то обстоятельство, что в обжалуемом судебном акте не отражены отдельные результаты исследования всех имеющихся в материалах дела доказательств, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 содержит конкретный перечень мест размещения рекламных конструкций, которые были исключены.
В раздела 2 постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 содержится таблица с указанием мест размещения и характеристик рекламных конструкций, позволяющая определить номер конструкции, место размещения, типы и виды, количество информационных полей, общую площадь информационных полей (кв. м), номер карты.
Сопоставление указанных данных с данными разрешений на установку рекламных конструкций N 1-33-04-03 от 30.03.2018, N 1-37-07-04 от 30.03.2018 позволяет установить, что из Схемы удалены, в том числе, рекламные конструкции ООО "Три дэ Медиа".
Ошибочное указание судом первой инстанции статьи 20.1 Закона о рекламе, тогда как следовало указать ч. 20.1 ст. 19 Закона о рекламе, не влияет на законность принятого судебного акта, поскольку фактически норма закона применена судом верная. По аналогичным основаниям отклоняется довод о ссылке суда первой инстанции на ч. 3 ст. 4 Закона N 38-ФЗ.
Поскольку в настоящее время в силу постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 места размещения рекламных конструкций ООО "Три дэ Медиа" исключены из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выданные разрешения на установку рекламных конструкций N 1-33-04-03 от 30.03.2018, N 1-37-07-04 от 30.03.2018 на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежат признанию недействительными, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2023 года по делу N А57-14815/2022.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 октября 2023 года по делу N А57-19508/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19508/2023
Истец: Администрация МО "Город Саратов"
Ответчик: ООО "Три дэ Медиа"
Третье лицо: Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов"