город Томск |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А45-249/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-4775/2023(2) акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" на решение от 29.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-249/2023 (судья Емельянова Г.М.)
по иску акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" (630099, Новосибирская область, Новосибирск город, Орджоникидзе улица, 32, ОГРН 1065407151127, ИНН 5407025576)
к акционерному обществу "Региональные электрические сети" (630102, Новосибирская область, Новосибирск город, Якушева улица, дом 16а, ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470),
третьи лица: Шалягин Игорь Владимирович, Тонких Елена Александровна,
о признании незаконными бездействия, о понуждении к совершению действий,
при участии в судебном заседании:
от истца: Подунова И.А., доверенность от 23.08.2022,
от ответчика: Шубников С.М., доверенность от 23.08.2022,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - АО "Новосибирскэнергосбыт") обратилось к акционерному обществу "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС") с иском в котором просит: признать незаконными бездействия ответчика, выраженные в нарушении срока (3 рабочих дня) предоставления информации на запросы АО "Новосибирскэнергосбыт" в отношении точек поставки: Новосибирская область, с. Ленинское, ул. 6-ая Благодатная, 9А, Новосибирская область с. Плотниково, Школьная 2Б; уклонении от предоставления ответов по существу на запросы АО "Новосибирскэнергосбыт" в отношении точек поставки: Новосибирская область, с. Ленинское, ул. 6-ая Благодатная, 9А, Новосибирская область с. Плотниково, Школьная 2Б, не соответствующими требованиям п. 2 и п.п. "м" п. 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186) и требованиям п. 1.3.2, п. 3.4.2 Регламента по рассмотрению жалоб потребителей о нарушениях качества или надежности электроснабжения (Приложение N 9 к договору услуг N2081,ДС от 01.03.2013 N3-2081/13, с требованием об обязании АО "РЭС" с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить в адрес АО "Новосибирскэнергосбыт" ответы по существу на запросы АО "Новосибирскэнергосбыт" в отношении точек поставки: Новосибирская область, с. Ленинское, ул. 6-ая Благодатная, 9А, Новосибирская область с. Плотниково, Школьная 2Б; взыскании с ответчика - АО "РЭС" в пользу истца - АО "Новосибирскэнергосбыт" денежные средства на случай неисполнения судебного акта по данному требованию: за первую неделю неисполнения - 10 000 руб.; за вторую неделю неисполнения - 20 000 руб.; за третью и последующие недели неисполнения - 30 000 руб. до момента фактического исполнения судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Шалягин Игорь Владимирович (далее - Шалягин И.В.), Тонких Елена Александровна (далее - Тонких Е.А.)
Решением 29.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, АО "Новосибирскэнергосбыт" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование указано следующее: заявленные в настоящем деле требования (о признании бездействия ответчика незаконным) вполне соответствуют положениям главы 24 АПК РФ с учетом осуществляемой АО "РЭС" публично значимой деятельности, а также того, что 95,98% уставного капитала принадлежит Российской Федерации; по точке поставке с. Ленинское, ул. 6-ая Благодатная, д. 9А - обращение потребителя поступило 01.11.2022, в суд истец обратился 09.01.2023, ответ по существу запроса поступил только 13.01.2023, то есть после обращения в суд, значит требование истца по данной точке поставки было обоснованным, о чем в мотивировочной части решения должны были быть соответствующие выводы суда (отказ в иске должен был быть только по мотиву добровольного удовлетворения требования); по точке поставки с. Плотниково, ул. Школьная, д. 2Б - обращение потребителя поступило 05.11.2022, ответ от ответчика поступил 26.12.2023, однако этот ответ не содержал информации, с которой к истцу обратился потребитель (потребитель указал на постоянные отключения - и летом и зимой, ответ ответчика содержал сведения об отключении только в период с 01.05.2022 по 24.10.2022, информация о количестве, причинах и продолжительности отключений за иные периоды (в частности, за зимние) ответ ответчика не содержал, до настоящего времени ответ, содержащий исчерпывающую информацию в адрес истца не поступил; суд неверно истолковал содержание регламента по рассмотрению жалоб потребителей о нарушениях качества или надежности электроснабжения - Приложение N 9 к договору N 2081.
АО "РЭС" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго" (заказчик, правопреемником которого является АО "Новосибирскэнергосбыт") и АО "РЭС" (исполнитель) 30.06.2011 подписан договор N 2081 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор), согласно условиям которого исполнитель в течение срока действия договора оказывает услуги передаче электрической энергии, приобретенной заказчиком, по электрическим сетям от точек приема электрической энергии истца на оптовом рынке электроэнергии и мощности до точек поставки электрической энергии потребителей истца.
Пунктом 3.4.1 договора предусмотрена обязанность ответчика обеспечивать передачу электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям технических регламентов (ГОСТ-13109-97) и иным установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора ответчик обязан поддерживать на границе ответственности значения показателей качества электрической энергии, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, и нести ответственность за несоблюдение указанных требований в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
В пунктах 3.4.12 - 3.4.14 договора предусмотрены обязанности ответчика предоставить истцу ответ на поступившие обращения потребителей по вопросам качества и надежности электроснабжения, а также осуществить контроль качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ.
К договору N 2081 сторонами согласовано и подписано Приложение N 9 "Регламент по рассмотрению жалоб потребителей о нарушениях качества или надежности электроснабжения" (далее - Регламент).
Пунктом 3.3 установлено, что сотрудники ответчика проводят проверку показателей качества электрической энергии и сообщают о ее результатах истцу.
Пунктом 3.4 предусмотрены сроки предоставления информации по жалобам потребителей: в отношении юридических лиц - не позднее 7 рабочих дней, если обстоятельства не требуют проверки и не позднее 30 календарных дней если требуется дополнительная проверка; в отношении физических лиц - в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы.
В соответствии с п. 3.5 исполнитель обязан принять меры по устранению нарушений качества или надежности электроснабжения и подготовить ответ об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы заказчику в сроки, указанные п. 3.4 Регламента, для трансляции ответа потребителю.
Ссылаясь на непредставление ответчиком сведений в отношении обратившихся с жалобами на плохое качество электрической энергии потребителей, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что избранный истцом способ защиты гражданских прав, которые истец полагает нарушенными, путем признания незаконными таких действий (бездействия), не предусмотрен законом и является ненадлежащим, ответчик отреагировал на запросы гарантирующего поставщика, осуществил комплекс мероприятий, направленных на устранение причин низкого качества электроэнергии, отсутствия оснований для взыскании судебной неустойки.
Апелляционный суд полагает, что спор разрешен правильно, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Выбранный истцом способ защиты нарушенного права может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. При этом ответчик на момент предъявления соответствующего требования должен иметь реальную возможность для его исполнения.
Истец, по сути, обращаясь с требованием о признании действий (бездействия) ответчика незаконными, оспаривает действия последнего в рамках гражданско-правовых отношений.
Указывая в апелляционной жалобе на необходимость разрешения спора по правилам главы 24 АПК РФ, истец не учитывает, что АО "РЭС" не осуществляет функции государственных или муниципальных органов, а также их часть, какие-либо полномочия таких органов ему не были делегированы, а спор носит сугубо гражданско-правовой характер.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что избранный истцом способ защиты гражданских прав, которые он полагает нарушенными, путем признания незаконными таких действий (бездействия), не предусмотрен законом и является ненадлежащим, что исключает возможность удовлетворения требований в этой части.
Применительно к конкретным случаям в отношении потребителей Шалягина Игоря Владимировича, Тонких Елены Александровны необходимо указать следующее.
Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, необходимо учитывать не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Правоотношения сторон урегулированы договором от 30.06.2011 N 2081 оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п 3.4 договора взаимодействие сторон в случае поступления жалоб и заявлений потребителей либо запросов (писем и т.д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электроэнергией Потребителей осуществляется в соответствие с "Регламентом взаимодействия по рассмотрению жалоб (заявлений) о нарушениях качества и/или надежности электроснабжения" (далее - Регламент).
Пунктам 3.4.2-3.4.3 регламента установлен срок предоставления исполнителем заказчику ответов на запросы по поступившим жалобам в отношении бытовых потребителей - в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы, в случае необходимости проведения дополнительной проверки или разработки корректирующих мероприятий - в течение 25 календарных дней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Порядок предоставления ответов на обращения лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком, и лиц, обратившихся в сетевую организацию с целью заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии или осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям урегулирован Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций".
Порядок, сроки приема и рассмотрения обращения потребителей установлены п. 39-46 Единых стандартов.
Так, согласно п. 41 Единых стандартов сетевая организация направляет потребителю ответ по существу на письменное обращение потребителя на бумажном носителе - в течение 30 дней со дня регистрации обращения сетевой организацией, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, специальное законодательство, регулирующее деятельность сетевых организаций устанавливает срок предоставления ответов в течение 30 дней и не содержат нормы, регулирующие предоставление ответов на обращения в 3-х дневный срок. Соответственно отсутствуют какие-либо основания для сокращения этого срока между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией.
Согласно условиям договора, действительная общая воля сторон направлена на предоставление ответа в трехдневный срок только в случаях, не требующего дополнительного изучения. При необходимости проведения дополнительных мероприятий срок предоставления ответа составляет 28 дней.
В материалы дела представлены ответы по существу запросов, поступивших от АО "Новосибирскэнергосбыт" (л.д. 20-23).
Так, по жалобе потребителя Шалягина И.В. установлена необоснованность заявления о нарушении прав и охраняемых законом интересов потребителя в части надежности электроснабжения. Установлено, что периодическое отсутствие напряжения в розеточной сети данного конкретного жилого дома (с. Ленинское, ул. 6-ая Благодатная, д. 9А) связано со срабатыванием размыкателя в выносном приборе учета ввиду превышения потребителем разрешенной к использованию мощности (л.д.21).
Аналогичным образом, по точке поставки с. Плотниково, ул. Школьная, д. 2Б, по потребителю Тонких Е.А. установлена необоснованность заявления о нарушении прав и охраняемых законом интересов потребителя в части надежности электроснабжения. Представлен аргументированный ответ об отсутствии оснований для признания жалобы обоснованной, так как продолжительность зафиксированных отключений не превышала допустимого времени согласно п.31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (л.д.20).
Все обращения заявителей разрешены АО "РЭС" по существу, установлено соответствие поставляемой электроэнергии в точках поставки потребителей, что и является главной целью деятельности гарантирующего поставщика и сетевой организации в рамках рассмотрения жалоб потребителей и оказания услуг надлежащего качества.
Как обоснованно указывает ответчик, к случаям, не требующим дополнительно изучения относятся, например, когда у АО "РЭС" к моменту поступления запроса имеется обращение потребителя непосредственно в сетевую организацию; до поступления запроса в сетевую организацию проведены замеры гарантирующим поставщиком, потребителем, смежной сетевой организацией или иным владельцем электросетевого хозяйства, подтверждающие факт несоответствия показателей качества электрической энергии; иные условия, свидетельствующие о наличие/отсутствие факта нарушения качества электроснабжения и др. По сути, в каждом случае необходимо проведение замеров качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ 33073-2013 в течении 24-х часов, т.е. для проведения замера необходимо направить персонал к месту выполнения работ, установить оборудование для проведения измерений (как правило, оно устанавливается на опоре ЛЭП на границе раздела с потребителем), произвести организационные мероприятия, такие как оформление наряда, распоряжения или перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, допуск к работе, провести измерение в течение суток, повторно направить персонал для снятия прибора также с оформлением наряда и допуска, считать и оформить результаты измерений. Зачастую данные действия также необходимо согласовывать с потребителем. Таким образом, очевидно, что организовать проведение замеров в течение 3-х дней объективно невозможно.
Таким образом, требование о проведении проверки качества электрической энергии и предоставления ответа неисполнимо и нереализуемо, в связи с чем, условиями договора и предусмотрено продление срока, поскольку сетевая организация объективно может предоставить ответ в 3-х дневный срок только при отсутствии необходимости проведения проверки.
В процессе рассмотрения настоящего дела, предъявляя требования о проведении замеров и предоставлении ответов в течение 3х дней, АО "Новосибирскэнергосбыт" указывало АО "РЭС" на необходимость проведения замеров в течение 7 суток, что само себе по себе говорит о необоснованности требований гарантирующего поставщика.
Как обоснованно ссылается ответчик, условиями п. 6.3.6 договора N 2081 предусмотрена обязанность исполнителя (АО "РЭС") выплатить заказчику (АО "Новосибирскэнергосбыт") штраф при неисполнении обязательств, предусмотренных п. 3.4.14 - в размере 10 000 руб. за каждый факт нарушения. АО "Новосибирскэнергосбыт" занимает позицию, что непроведение со стороны сетевой организации проверок качества электроэнергии в течение следующего дня после поступления жалобы и отсутствие ответов с представлением результатов замеров в течение 3 рабочих дней является уклонением сетевой организации от проведения замеров и нарушением п.3.4.14 договора, влекущим наложение штрафа. При этом, сетевая организация полагает, что АО "Новосибирскэнергосбыт" ведет себя недобросовестно, устанавливая объективно неисполнимые сроки проведения мероприятий по контролю качества электрической энергии, такое поведение направлено на последующее проведение зачётов требований по оплате штрафов за каждый факт не проведения замеров качества электрической энергии (в течение 3-х дней) в счет обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, поскольку в настоящее время, один такой зачёт на сумму 2,8 млн. уже заявлен АО "Новосибирскэнергосбыт" в счет оказанных АО "РЭС" услуг за февраль 2023 год.
К аналогичным выводам пришли также суды трех инстанций при рассмотрении спора между этими же сторонами в рамках дела N А45-246/2023, А45-247/2023.
Доводы истца о том, что в отношении спорных потребителей (третьих лиц) ответчиком нарушен также 25-дневный срок для ответа, апелляционным судом отклоняется, поскольку не влияет на выводы суда по существу спора об отсутствии оснований для удовлетворения иска, учитывая заявленные требования о бездействии АО "РЭС" нарушившим п. 3.3, 3.4, 3.5 Регламента по рассмотрению жалоб потребителей в части нарушения 3-х дневного срока проведения проверки качества электрической энергии и подготовке ответа АО "Новосибирскэнергосбыт" об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалоб Шалягина И.В., Тонких Е.А.
Довод о том, что в отношении Шалягина И.В. ответ дан лишь в ходе судебного разбирательства (ответ от 13.01.2023) судом отклоняется, поскольку истцом не представлены доказательства нарушения срока ответа на претензию с учетом нерабочих праздничных дней.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-249/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-249/2023
Истец: АО "НОВОСИБИРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: АО "Региональные Электрические Сети"
Третье лицо: Тонких Елена Александровна, Шалягин Игорь Владимирович, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд