г. Саратов |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А57-17312/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Заграничного И.М., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 октября 2023 года по делу N А57-17312/2023, в режиме видеоконфренц-связи,
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Транс-Экспресс-Сервис" (ОГРН 1036301002286, ИНН 6382042120),
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании,
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд явились:
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представитель Невейницын Никита Андреевич по доверенности от 17.11.2023, выданной сроком на 3 года, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
служебное удостоверение адвоката обозревалось.
В Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд явились:
- от закрытого акционерного общества "Транс-Экспресс-Сервис" представитель Ткаченко Елена Николаевна по доверенности от 11.05.2022, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Транс-Экспресс-Сервис" с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов в размере 390 451 руб. 70 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 809 руб. 00 коп.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил (уменьшил) сумму исковых требований, просил взыскать с ответчика пени в размере 382 384 руб. 46 коп.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Соответствующие уточнения исковых требований были приняты арбитражным судом, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены частично. Судом первой инстанции взыскано с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу закрытого акционерного общества "Транс-Экспресс-Сервис" (ОГРН 1036301002286, ИНН 6382042120) за просрочку доставки порожних вагонов в размере 191 192 руб. 23 коп.,расходы по оплате госпошлины в размере 10 648 руб. 00 коп.
В остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступило заявление о зачете государственной пошлины от 21 декабря 2023 г. вх.N 2510/2023.
В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачёт излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счёт суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачёт производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган, в который он обращался за совершением юридически значимого действия.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции установил, что заявителем не представлен оригинал платежного поручения, а также оригинал справки на возврат государственной пошлины, в связи с чем заявленное ходатайство подлежит отклонению.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель закрытого акционерного общества "Транс-Экспресс-Сервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с июля по декабрь 2022 года ОАО "Российские железные дороги" оказывало ЗАО "Транс-Экспресс-Сервис" услуги по перевозке груза.
Установлено, что ОАО "Российские железные дороги" приняло к перевозке груз по транспортным железнодорожным накладным ЭФ314344, ЭФ581952, ЭФ260459, ЭФ260042, ЭЦ035498, ЭЦ926875, ЭЦ032975, ЭЧ857481, ЭЫ486006, ЭШ586807, ЭШ755873, ЭЫ848833, ЭЬ331307, ЭЫ835316, ЭЭ094942, ЭЭ198593, ЭЯ116145.
Груз был доставлен с нарушением срока, установленного статьей 33 Устава железнодорожного транспорта.
В связи с нарушением ответчиком сроков доставки груза, истец начислил ответчику пени в общем размере 390 451 руб. 70 коп. в соответствии со статьями 33, 97, 120 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" N 18-ФЗ от 10.01.2003 г.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ответчика истец направил претензии, которые ответчиком оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Принимая законное и обоснованное решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 33 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Порожний грузовой вагон считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) порожний грузовой вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя в соответствии с настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила исчисления сроков доставки) порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 133 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ закреплено, что ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции между сторонами возникли разногласия по порядку начисления пени по железнодорожным накладным N N ЭФ 260042, ЭФ 260459 в связи с неверным определением окончания срока доставки порожних вагонов.
Истец принял доводы ответчика в указанной части, уменьшив исковые требования.
Согласно уточненному истцом расчету сумма пени, подлежащих взысканию с ответчика за просрочку доставки груза, составляет 382 384 руб. 46 коп.
Ответчик считает, что имеет место быть увеличение срока доставки по причине заключенного договора на установление иного срока доставки с грузополучателем по железнодорожным накладным N N ЭФ314344, ЭФ581952, ЭФ260459, ЭФ260042, ЭЦ035498, ЭЦ926875, ЭЦ032975, ЭЧ857481, ЭЫ486006, ЭШ586807, ЭШ755873, ЭЫ848833, ЭЬ331307, ЭЫ835316, ЭЭ094942, ЭЭ198593, ЭЯ116145.
Железнодорожные накладные в соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта РФ и статьей 785 Гражданского кодекса РФ являются основанием для признания договора перевозки заключенным.
Судебная коллегия на основании проведенного анализа совокупности имеющихся доказательств установила, что данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, так как истец не является стороной в правоотношениях между ответчиком и грузополучателями по железнодорожным накладным, на которые ссылается ответчик.
Железнодорожные накладные в соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта РФ и статьей 785 Гражданского кодекса РФ являются основанием для признания договора перевозки заключенным. Указанные в них сроки истечения доставки груза считаются согласованными сторонами договора перевозки.
Следовательно, ответчик принял на себя обязательства перед истцом осуществить доставку грузов в установленный срок, независимо от иных грузополучателей.
Согласно п. 15 Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передать имущество третьим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции недостаточно снижен размер неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается не обоснованным и отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др. (Информационное письмо президиума ВАС РФ от 14.07.1997 г. N 17).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.01.2011 г. N 11680/10 говориться о том, что снижение судом неустойки возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки нарушения права. Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п. не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований. Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Закон предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Данное правило применимо в отношении как договорной, так и законной неустойки (постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. N 81). Предусмотренные статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ пени являются имущественной ответственностью перевозчика за просрочку в доставке грузов, исчисляемые исходя из размера провозной платы. Нормы права не содержат положении, ограничивающих возможность применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе к взаимоотношениям, вытекающим из перевозки при наличии оснований, установленных названной нормой. В пункте 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 года N30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" указано, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК уменьшить его размер.
Судебной коллегией установлено, что применение ст. 333 ГК РФ соответствует современной экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации в связи с введением весной 2022 года в отношении Российской Федерации и, в частности, ОАО "РЖД", внешнеэкономических санкций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно определил размер взыскиваемой неустойки (пени) за просрочку доставки груза на 50 % от заявленной суммы до суммы в размере 191 192 руб. 23 коп. на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, исходя из характера возникших между сторонами отношений, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что снижение неустойки до суммы в размере 191 192 руб. 23 коп. позволит сохранить баланс интересов сторон, не допустив при этом извлечение какой-либо финансовой выгоды одной стороны за счет другой в связи с начислением денежных санкций.
С учетом данных обстоятельств верного анализа норм права и оценив в совокупности все доказательства в деле, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании пени за просрочку доставки в размере 395805,12 руб. с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Европа-Калининград" В остальной части правомерно отказано.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения настоящего спора расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 октября 2023 года по делу N А57-17312/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
И.М. Заграничный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17312/2023
Истец: ЗАО "Транс-Экспресс-Сервис"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, Одинадцатый арбитражный апелляционный суд