г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А56-29941/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Чаплыгина Е.А. по доверенности от 06.12.2023,
Лебедев А.А. по доверенности от 21.09.2023
от заинтересованного лица: Куценок А.В. по доверенности от 27.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35527/2023) АНО ВО "СЮА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2023 по делу N А56-29941/2023, принятое
по заявлению АНО ВО "СЮА"
к ГАТИ
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация высшего образования "Санкт-Петербургская юридическая академия" (ОГРН: 1167800053948, адрес: 192012, Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, д. 114, лит. А, далее - АНО ВО "СЮА", Академия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предостережения Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 26.12.2022 N 6725.
Решением от 24.09.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АНО ВО "СЮА" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Академия указывает на то, что вентиляционные трубопроводы и решетки на окнах установлены прежним владельцем здания - Обуховским заводом, установка указанного оборудования силами Академии не осуществлялась; все технические решения, в том числе наличие решеток на окнах, своевременно согласованы; фасад здания находится в надлежащем состоянии, ремонт фасада здания осуществляется ежегодно.
В судебном заседании представители АНО ВО "СЮА" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 19.12.2023 Инспекцией представлены дополнительные пояснения по делу. Апелляционный суд отказал в приобщении дополнительных пояснений к материалам дела ввиду отсутствия доказательств отправки или вручения указанных пояснений Академии.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 24.11.2022 в ходе выездного обследования фасадов нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, д. 114, лит. А, кад. N . 78:12:0716901:1024, принадлежащего в соответствии со сведениями ЕГРН на праве собственности Академии, выявлены нарушения обязательных требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 961), а именно:
- на фасадах здания размещено дополнительное оборудование (вентиляционные трубопроводы, кондиционеры, решетки на окнах). Сведения о наличии согласованных Комитетом по градостроительству архитектуре (далее - КГА) проектов в Геоинформационной системе КГА отсутствуют;
- на фасадах здания имеются локальные повреждения штукатурного и окрасочного слоев;
- на фасадах здания имеются ржавые подтеки.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 24.11.2022 с приложением фотоматериалов.
По факту выявленных нарушений Академии объявлено предостережение от 26.12.2022 N 6725 о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с которым необходимо принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований Правил N 961 по размещению и содержанию объектов и элементов благоустройства, находящихся в ведении Академии, в части:
- изготовления и согласования в КГА проекта благоустройства элементов благоустройства (листа согласования) на установку дополнительного оборудования и недопущения размещения элементов благоустройства на фасадах в отсутствии согласованного КГА проекта благоустройства (листа согласования);
- выполнения работ по ремонту, окраске и очистке фасадов здания.
Академия, не согласившись с предостережением Инспекции, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Пунктом 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ установлено, что контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение.
В соответствии с частью 1 статьи 49 указанного закона в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).
В силу п. 1.3, п. 2.3.5.7 Приложения N 3 к Правилам N 961 в отношении оборудования требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства, за исключением инженерного и технического оборудования фасадов, в отношении которого требуется разработка листа согласования. При размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.
В соответствии с п. 2.4.6 Приложения N 2 к Правилам N 961, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, роллеты, решетки и вентиляционные трубопроводы являются инженерным и техническим оборудованием фасадов зданий а, следовательно, являются элементом благоустройства.
В соответствии с п. 1.1, 2.4 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Размещение элементов благоустройства является самовольным в случаях отсутствия согласованного КГА проекта благоустройства.
Согласование проектов благоустройства осуществляется в соответствии с порядком, установленным в разделе 5 Приложения N 3 к Правилам N 961.
В соответствии с п. 1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В силу п. 8.1, 8.2, 8.4.4, 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам N 961 содержание фасадов осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и Правилами N 961.
При осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены).
Текущий ремонт фасадов осуществляется в случаях, предусмотренных п. 8.4.4 Приложения N 5 к Правилам N961.
Капитальный ремонт фасадов представляет собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб).
Капитальный ремонт фасадов здания осуществляется в случаях, предусмотренных п. 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам N961.
В соответствии с п. 1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу п. 8.1,8.2, 8.4.2, 8.4.3, 8.8 Приложения N 5 к Правилам N 961 содержание фасадов осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и Правилами N 961.
При осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Очистка и промывка фасадов не реже одного раза в год. В отношении очистки и промывки фасадов проектирование не требуется.
Смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства.
В данном случае из материалов дела (сведений из ЕГРН) следует, что спорное здание принадлежит Академии на праве собственности.
Факт установленных Инспекцией нарушений требований в области благоустройства территорий подтвержден материалами дела (актом осмотра от 24.11.2022, материалами фотофиксации).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что вентиляционные трубопроводы и решетки на окнах установлены прежним владельцем здания - Обуховским заводом, установка указанного оборудования силами Академии не осуществлялась; все технические решения, в том числе наличие решеток на окнах, своевременно согласованы, подлежат отклонению апелляционным судом, как не подтвержденные представленными в материалы дела доказательствами, в том числе наличия согласования прежним владельцем здания.
Ссылки Академии на то, что в 2023 году проведены работы по ремонту фасада здания, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные работы проведены уже после выдачи оспариваемого предостережения.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно письму КГА от 06.02.2023, со ссылкой на нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Правил N 961 (постановление правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге", Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 20.11.1959 N 49-2-п "Об утверждении Правил застройки Ленинграда и его пригородов", решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 13.06.1989), размещение указанных объектов благоустройства возможно исключительно при наличии согласования; согласно сведениям Единой системы электронного документооборота и делопроизводства согласования в отношении размещения кондиционеров, вентиляционных трубопроводов, защитных решеток на фасаде здания по указанному адресу отсутствуют.
Согласно статье 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований органами контроля в адрес юридических лиц имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, оставляя без правовых последствий для объекта контроля наличие информации о совершенном или готовящемся им нарушении обязательных требований. Основное предназначение предостережения - предоставить объекту контроля возможность самостоятельно, без вмешательства органов контроля устранить допущенное нарушение или исключить его совершение. Какие-либо санкции в связи с направлением предостережения в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) не предусмотрены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Академией требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Академией государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2023 года по делу N А56-29941/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации высшего образования "Санкт-Петербургская юридическая академия" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Автономной некоммерческой организации высшего образования "Санкт-Петербургская юридическая академия" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29941/2023
Истец: АНО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ