город Воронеж |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А14-9708/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2023 по делу N А14-9708/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (ОГРН 1117017010285, ИНН 7017286512) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552) о признании недействительным решения от 16.05.2023 N 36022350000779 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КДВ Воронеж" (далее - ООО "КДВ Воронеж", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области фонда (далее - ОСФР по Воронежской области, Фонд) о признании недействительным решения от 16.05.2023 N 36022350000779 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы отделение Фонда ссылается на положения п.1 ст.20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, в силу которых к объекту обложения страховыми взносами отнесены все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Поскольку спорные поощрительные выплаты сотрудникам, прошедшим курс вакцинации против распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), произведены ООО "КДВ Воронеж" в пользу работников данной организации, и, следовательно, в рамках трудовых отношений, не включены в исчерпывающий перечень необлагаемых выплат, указанные выплаты, по мнению Фонда, подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.
Одновременно, из анализа статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению Фонда, следует, что понятие "трудовые отношения" намного шире, чем трактует его заявитель, и включает в себя не только выплаты, начисленные работнику за определенный результат, но и выплаты социального характера.
В представленном в материалы дела отзыве ООО "КДВ Воронеж", возражая против доводов апелляционной жалобы, настаивает на том, что спорные выплаты не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполняемой работы, не являются оплатой труда работника (вознаграждением за труд).
Общество указывает, что произведенные выплаты были направлены на борьбу с вирусом и на выработку общественного иммунитета, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все производимые выплаты представляют собой оплату труда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 19.12.2023 лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая указанные обстоятельства, в соответствии с положениями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОСФР по Воронежской области в отношении ООО "КДВ Воронеж" была проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, результаты которой отражены в акте от 07.04.2023 N 36022350000776.
Рассмотрев акт, материалы выездной проверки с учетом письменных возражений страхователя, ОФСР по Воронежской области было вынесено решение от 16.05.2023 N 36022350000779 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым ООО "КДВ Воронеж" было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 9 313,34 руб.
Также указанным решением ООО "КДВ Воронеж" было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 46 555,88 руб.
Полагая, что решение от 16.05.2023 N 36022350000779 является незаконным и необоснованным, нарушает его права и законные интересы, ООО "КДВ Воронеж" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 закона (часть 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Одновременно, в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов является осуществление организацией-страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 Трудового кодекса под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
На основании статьи 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, поскольку такие выплаты не подпадают под определение оплаты труда, приведенное в Трудовом кодексе.
Как установлено Фондом в ходе проведения проверки и следует из материалов дела, ООО "КДВ Воронеж" в 2021 году на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 "Об установлении поощрительных выплат" и в целях профилактики распространения короновирусной инфекции и охраны здоровья работников предприятия, производило поощрительные выплаты, квалифицируемые страхователем, как единовременные выплаты социального характера, всем сотрудникам, прошедшим полный курс вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 с применением однокомпонентной или двухкомпонентной вакцины на основании пофамильных приказов генерального директора о поощрении работников.
Согласно приказу о поощрительной выплате N 79-к от 12.07.2021 (на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 и представлении копий сертификата о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19), страхователем произведена поощрительная выплата 296 сотрудникам на сумму 1 701 408 руб.
Согласно приказу N 83-к от 03.08.2021 (на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 и представлении копий сертификата о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19) произведена поощрительная выплата 1371 сотруднику на сумму 7 879 137 руб.
Согласно приказу N 95-к от 10.09.2021 (на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 и представлении копий сертификата о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19) произведена поощрительная выплата 206 сотрудникам на сумму 1 183 882 руб.
Согласно приказу N 100/2-к от 08.10.2021 (на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 и представлении копий сертификата о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19) произведена поощрительная выплата 107 сотрудникам на сумму 614 929 руб.
Согласно приказу N 107/1-к от 03.1 1.2021 (на основании приказа N 68-к от 23.06.2021 и представлении копий сертификата о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19) произведена поощрительная выплата 45 сотрудникам на сумму 258 615 руб.
По мнению ОСФР по Воронежской области, указанные поощрительные выплаты за вакцинацию от COVID-19 являются стимулирующей надбавкой, поскольку мотивируют сотрудников сделать прививку и благодаря этому работать и добиваться высоких показателей в труде, а не болеть. Таким образом, как полагает Фонд, указанные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Между тем ОСФР по Воронежской области не было учтено следующее.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данные выплаты по своему характеру обусловлены исключительно возможностями работодателя применительно к социальной сфере обеспечения своих работников, исходя из чего, не закреплены в качестве гарантированных выплат и компенсаций в трудовом законодательстве.
Указом Губернатора Воронежской области от 25.05.2021 N 93-у "О внесении изменений в указ губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N 184-у" организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям, являющимся работодателями, рекомендовано, в том числе оказать содействие медицинским организациям в вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Исходя из положений пункта 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пункте 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта Российской Федерации - города Федерального значения) и в пункте 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанные Правила утверждены в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В это же время Федеральная служба по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека письмом от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15 во исполнение пункта 7 Перечня поручений по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 06.04.2020 N ММП13-2890кв довела до сведения работодателей рекомендации по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима, при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность (МР 3.1/2.2.0170/3-20 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников. Методические рекомендации" (приложение к указанному письму Роспотребнадзора), в соответствии с которыми работа по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должна быть реализована работодателями по следующим направлениям:
1) предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию);
2) принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях);
3) другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников.
Во исполнение вышеназванных нормативных документов ООО "КДВ Воронеж" издало приказ от 23.06.2021 N 68-к "Об установлении поощрительной выплаты", согласно которому осуществляется поощрительная выплата всем сотрудникам предприятия, прошедшим полный курс вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 с применением однокомпонентной или двухкомпонентной вакцины (п. 1 приказа).
При этом правом на получение выплаты обладают работники, представившие сертификат о прохождении полного курса вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 (п.2 приказа).
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты в пользу работников, сделавших прививку от коронавирусной инфекции COVID-19, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в вышеприведенных нормах.
Рассматриваемые спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям Закона N 125-ФЗ, поскольку, не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), так как их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, а также не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера.
Доказательств, свидетельствующих о том, что данные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом в материалы дела представлено не было, в связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Также апелляционным судом отклоняется ссылка Фонда на положения статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, в которой приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы. При этом суд исходит из того, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы. Тогда как в силу приведенных выводов суда, спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии с п.1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанных сумм в базу для начисления страховых взносов, признав по указанному основанию недействительным оспариваемое решение Фонда в части оспариваемых начислений.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2023 по делу N А14-9708/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9708/2023
Истец: ООО "КДВ Воронеж"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области