Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф08-11512/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2023 г. |
дело N А32-9594/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО СЗ "МСК-Инвест": представитель Привалов Д.А. по доверенности от 04.12.2023, удостоверение;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Скиба Н.С. по доверенности от 20.04.2023, паспорт;
от Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Половченко С.А. по доверенности от 24.04.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "МСК-Инвест"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.10.2023 по делу N А32-9594/2021
по заявлению ООО СЗ "МСК-Инвест" (ИНН 6164123154, ОГРН 1186196035827)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954)
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, временного управляющего ООО СЗ "МСК-Инвест" Шуман Р.В.
о признании незаконным действия, выразившегося в отмене разрешения на строительство; о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "МСК-Инвест" (далее - ООО СЗ "МСК-Инвест", застройщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент города) от 02.02.2021 N 32 "Об отмене разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019" и действий по отмене ранее выданного заявителю разрешения на строительства (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент края) и администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.09.2021 и постановлением суда кассационной инстанции от 07.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2022 N 308-ЭС22-6253 судебные акты нижестоящих инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 24.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО СЗ "МСК-Инвест" Шуман Р.В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2023 в удовлетворении ходатайства заявителя о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы - отказано. В удовлетворении ходатайства временного управляющего об отложении судебного заседания - отказано. В удовлетворении заявленных исковых требований - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СЗ "МСК-Инвест" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что законность выдачи спорного разрешения на строительство уже являлась предметом судебного разбирательства, вступившим в законную силу судебным актом действия департамента по выдаче разрешения на строительство признаны законными и обоснованными.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что при выдаче разрешения на строительство были нарушены градостроительные нормы и правила, не соответствует действительности и опровергается представленными в дело доказательствами.
В отзывах на апелляционную жалобу Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Представитель ООО СЗ "МСК-Инвест" в судебном заседании заявил ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы по делу.
В судебном заседании представитель ООО СЗ "МСК-Инвест" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
После возвращения из совещательной комнаты, судом отказано в удовлетворении заявленного ООО СЗ "МСК-Инвест" ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу по следующим основаниям.
В материалы дела не представлены доказательства того, что вопросы направлены на уточнение выводов эксперта.
По смыслу ст. 82 и ст. 87 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, реализуемым в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела.
Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь статьями 87, 159, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила отказать в удовлетворении ходатайства общества о назначении дополнительной судебной экспертизы, поскольку признала объем имеющихся доказательств достаточным для правильного разрешения спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО СЗ "МСК-Инвест" является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301039:13 площадью 41 509 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ипподромная, 1/1.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19, земельный участок расположен в центральной общественно-деловой зоне (ОД.1), где вид разрешённого использования "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" относится к условно разрешенным видам (пункт 6).
В целях осуществления комплексного многоэтажного жилищного строительства на указанном земельном участке ООО СЗ "МСК-Инвест" получило разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица Ипподромная, 1/1 "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 04.12.2019 N 5517).
ООО СЗ "МСК-Инвест" получило градостроительный план земельного участка от 11.12.2019 N RU2330600000000000003424, положительное заключение негосударственной экспертизы ООО "Кубанская строительная экспертиза" от 24.12.2019 N 23-2-1-2-037716-2019 на строительство названного объекта капитального строительства с подтверждением соответствия проектной документации требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий.
На основании указанных документов Департамент архитектуры города Краснодара выдал застройщику разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019.
После получения разрешения ООО СЗ "МСК-Инвест" приступило к освоению земельного участка путем строительства объектов, предусмотренных проектной документацией и разрешением (в том числе, выполнены все необходимые подготовительные работы, вырыты четыре котлована, возведены четыре этажа двух многоквартирных жилых домов).
Департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края (далее - департамент края) на основании приказа от 30.10.2020 N 313 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
По поручению департамента края Управлением Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий (далее - ГАК КК "Краснодаркрайгосэкспертиза") была рассмотрена проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромная, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара".
По результатам проверки установлено несоответствие данной проектной документации требованиям технических регламентов (нормативных технических документов) и результатам инженерных изысканий, поскольку в проектной документации, которую общество представило для получения разрешения на строительство, отсутствовал ряд документов и расчетов (ш8 с перечнем выявленных недостатков к письму от 23.12.2020 N 01/781).
Департаментом края 18.11.2020 в адрес главы муниципального образования город Краснодар направлено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выявленных в ходе проверки.
Приказом Департамента архитектуры города Краснодара от 02.02.2021 N 32 разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019 отменено.
ООО СЗ "МСК-Инвест, полагая, что действия Департамента архитектуры города Краснодара по отмене разрешения на строительство нарушают его законные права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2022, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие оспариваемого приказа требованиям части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). С учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы суды пришли к выводу о том, что приведенные департаментом города основания для отмены в порядке самоконтроля ранее выданного обществу разрешения на строительство являются неправомерными; разрешение на строительство от 30.12.2019 соответствовало действующим на момент его выдачи нормативным правовым актам.
Отменяя указанные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2022 N 308-ЭС22-6253 указал, что судебными инстанциями не дана надлежащая оценка справке о перечне выявленных недостатков по результатам рассмотрения проектной документации по спорному объекту, составленная группой специалистов ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза".
Письмо Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 17.04.2019 N 4284/39, на которое ссылался эксперт в рамках проведенной по делу экспертизы, не является Техническими условиями, а содержит предложение обществу выполнить ряд технических условий. Указано также, что данные технические условия не являются документом, дающим право на производство работ.
Однако, при наличии в деле заключений специалистов, которые разошлись во мнении относительно соответствия спорной проектной документации установленным требованиям, решение суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Кроме того, судом не было учтено, что в деле имеется приказ Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 04.02.2021 N 17-ПО о приостановлении действия свидетельства об аккредитации общества с ограниченной ответственностью "Кубанская строительная экспертиза", выдавшей положительное заключение на проектную документацию, представленную обществом. По сообщению департамента края, на официальном сайте Росаккредитации имеется сообщение об аннулировании у общества "Кубанская строительная экспертиза" действующей аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
Судами указанному обстоятельству не была дана соответствующая правовая оценка.
При новом рассмотрении дела, с учетом указаний Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что законность выдачи спорного разрешения на строительство уже являлась предметом судебного разбирательства, вступившим в законную силу судебным актом действия департамента по выдаче разрешения на строительство признаны законными и обоснованными, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку решением Первомайского районного суда города Краснодара от 26.05.2021 по делу N 2а-4890/2021 удовлетворено административное исковое заявление Солонченко В.А. к Департаменту архитектуры о признании незаконным действий в выдаче разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19.10.2021 оставленным без изменения кассационным определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 вышеуказанное решение Первомайского районного суда города Краснодара от 26.05.2021 отменено, по делу принято новое решение, которым оказано в удовлетворении административного искового заявления Солонченко В.А.
Исходя из содержания вышеуказанных судебных актов решение, действие (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличия одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной и кассационной инстанции пришли к выводу о том, что права Солонченко В.А. при выдаче оспариваемого разрешения на строительство не затронуты.
Более того, в указанных судебных актах отражено, что приказом Департамента архитектуры от 02.02.2021 N 32 отменено разрешение на строительство от 30.12.2019 N23-43-5531-р-2019.
Судом не давалась оценка оспариваемому приказу Департамента архитектуры от 02.02.2021 N 32.
Как указано в письме Департамента архитектуры города Краснодара от 19.03.2021 N 4327/29 в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 (ред. от 17.09.2019 N 82 п. 11) "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301039:13 расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами от 4 до 20 этажей и более.
Согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) с планируемым размещением объектов местного значения:
дошкольной образовательной организации на 200 мест;
плоскостного спортивного сооружения - 3000 кв. м;
источник тепловой энергии (котельная НИ-Ипподромная).
В соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301039:13 расположен в центральной общественно-деловой зоне (ОД. 1).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.12.2019 N 5517 "О предоставлении ООО СЗ "МСК-Инвест" разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица Ипподромная, 1/1" ООО СЗ "МСК-Инвест" предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301039:13 площадью 41509 кв. м, расположенного по адресу: город Краснодар, Центральный внутригородской округ, улица Ипподромная, 1/1 - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). В составе жилого комплекса запроектировано 2520 квартир.
Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее - ГИСОГД) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301039:13 расположен в границах территории, на которую постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара" утвержден проект планировки.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 21.05.2018 постановление главы муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки в Центральной части муниципального образования город Краснодар" признано недействующим в части утверждения проекта планировки на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0301039:13 по ул. Ипподромной, 1/1, красные линии перенесены по контуру рассматриваемого земельного участка.
В соответствии с топографической съемкой картографо-геодезического фонда муниципального образования город Краснодар на вышеуказанном земельном участке имеются охранные зоны электрического кабеля напряжения 6 кВ, газопровода среднего давления, ГРП.
Согласно сведениям ГИСОГД земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301039:13 расположен в санитарно-защитной зоне для ООО Коммерческо-производственная фирма "АСФО", приаэродромной территории аэродрома "Краснодар-Центральный", охранной зоне аэропорта и аэродрома гражданской авиации до установления приаэродромной территории.
На основании обращения ООО СЗ "МСК-Инвест" и документов, представленных в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Департаментом архитектуры города Краснодара выдано разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019 по проекту "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0301039:13.
Приказом Департамента архитектуры города Краснодара от 17.12.2020 N 454 "О внесении изменений в разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019" внесены изменения в разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019 в связи с корректировкой проектной документации без изменения технико-экономических показателей.
На основании предписания Департамента края от 18.11.2020 N 71-05.1-01-9803/20 "Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выявленных в ходе проверки", выданного в соответствии с приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.10.2020 N 313 "О проведении внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", приказом департамента от 02.02.2021 N 32 "Об отмене разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019" разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019 объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара. Корректировка" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0301039:13 отменено.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия Департамента архитектуры нарушают положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1.1 части 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Согласно положению о Департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, утверждённому постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.06.2006 N 458 департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции формирование региональной политики, управление, межотраслевую координацию и регулирование деятельности в области архитектуры и градостроительства, уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в облает, градостроительной деятельности.
Согласно сведениям ГИСОГД земельный участок с кадастровым номером 23:43:0301039:13 расположен в санитарно-защитной зоне для ООО Коммерческо-производственная фирма "АСФО", приаэродромной территории аэродрома "Краснодар-Центральный", охранной зоне аэропорта и аэродрома гражданской авиации до установления приаэродромной территории.
На основании предписания департамента по архитектуре края от 18.11.2020 N 71-05.1-01-9803/20 "Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, выявленных в ходе проверки", выданного в соответствии с приказом департамента по архитектуре края от 30.10.2020 N 313 "О проведении внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", приказом Департмаента архитектуры от 02.02.2021 N 32 "Об отмене разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019" разрешение на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019 объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара. Корректировка" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0301039:13 отменено.
Согласно положениям части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также части 1 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которыми разрешение на строительство является муниципальным правовым актом, поскольку дает застройщику право осуществлять строительство (реконструкцию), и в связи с этим может быть отменено или его действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из вышеизложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Как указано в имеющемся в материалах дела письме Департамента края от 16.10.2020 N 71.04-02-8651/2020 в соответствии с положением о департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, утверждённым постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.06.2006 N 458, статьями 6.1, 8.1 ГрК РФ, Департамент края осуществляет полномочия по контролю за исполнением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
На основании приказа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 30.10.2020 N 313 "О проведении внеплановой документарной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар" департаментом с 06 по 23.11.2020 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар при выдаче разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р, составлен акт от 18.11.2020 N 11.
Данное предписание Департамента края от 18.11.2020 N 71-05.1-01-9803/20 не оспорено и не отменено в судебном или ином порядке.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Департамент архитектуры действовал в рамках своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Определением арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2021 по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "СтройТехЭкспертиза".
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Департаментом края представлено заключение ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", в соответствии с которым по поручению департамента строительства Краснодарского края ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" рассмотрела проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроенно - пристроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара". По итогам проверки подготовлена справка с окончательным выводом о несоответствии требованиям технических регламентов (нормативных технических документов) и результатам инженерных изысканий проектной документации по объекту "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара".
В проектной документации, которую заявитель предоставлял для получения разрешения на строительство, отсутствовал ряд документов и расчетов, в связи с чем разрешение на строительство было выдано в нарушение части 11 статьи 51 ГрК РФ, так как орган местного самоуправления не до конца провел проверку материалов проектной документации на соответствие требованиям к строительству объектов капитального строительства.
Согласно положениям статьи 8.1 ГрК РФ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за соответствием муниципальных правовых актов, к которым относится разрешение на строительство, законодательству о градостроительной деятельности.
Введение законодателем указанной правовой нормы свидетельствует о том, что решения органов местного самоуправления не могут рассматриваться как соответствующие действующему законодательству априори, а потому требуют проверки государственными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области градостроительной деятельности.
Согласно выводам проверки Департамента края о несоответствии действующим градостроительным и строительным нормам проектной документации, послужившей основой для выдачи разрешения на строительство.
В частности, о несоответствии материалов проектной документации о расчете плотности населения, о необеспеченности жильцов квартала объектами социальной инфраструктуры и другими объектами нормативам градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п. 13, в редакции решения городской Думы Краснодара от 19.10.2017 N 4 п. 8 (далее - Местные нормативы градостроительного проектирования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
На основании части 6 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
В силу части 8 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ суд оценивает доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, за исключением установленных законом случаев, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, указано, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить муниципальный правовой акт самостоятельно в случае обнаружения в нем несоответствия действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лиц, участвующих в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Определением суда первой инстанции от 20.05.2021 по ходатайству ООО СЗ "МСК-Инвест" по делу назначалась судебная экспертиза, производство которой поручено Научно-производственному предприятию обществу с ограниченной ответственностью "СтройТехЭкспертиза". Судом на разрешение эксперта были поставлены определенные вопросы.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно дана оценка представленным в дело доказательствам, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с представленными доказательствами.
Возвращая дело на новое рассмотрение судебная коллегия по экономическим спорам отразила, что эксперт в заключении не смог определить расчётную плотность населения, коэффициент плотности застройки, а также расчетную обеспеченность жильцов общеобразовательной школой.
Для полной оценки обоснованности выводов эксперта суд должен изучить имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, которые содержат альтернативное мнение специалистов по заданным эксперту вопросам.
В деле имеется Справка о перечне выявленных недостатков по результатам рассмотрения проектной документации по спорному объекту, составленная группой специалистов ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза".
Довод апелляционной жалобы о том, что справка ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" о выявленных недостатков по результатам рассмотрения проектной документации является недопустимыми недостоверным доказательством, поскольку ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" находится в ведомственном подчинении департамента строительства Краснодарского края, то по отношению к департаменту и департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, оно является заинтересованным лицом, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Орган исполнительной власти Краснодарского края, в том числе департамент строительства Краснодарского края образован в соответствии с законодательством Краснодарского края и является относительно самостоятельным, структурно обособленным органом власти, осуществляющий полномочия в пределах установленной компетенции.
Так, в соответствии с Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" департамент строительства Краснодарского края уполномочен в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а департамент имеет полномочия, которые отражены в пункте 2 статьи 7 указанного Закона Краснодарского.
Кроме того, ведомственное подчинение государственных автономных учреждений в Краснодарском крае обусловлено необходимостью повышения эффективного использования полномочий по управлению и распоряжению государственной собственностью Краснодарского края, усиления контроля за деятельностью таких учреждений.
При этом, за каждым органом исполнительной власти закреплены определенные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения Краснодарского края и хозяйственные общества, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, что исключает возможность оказания любого воздействия на подведомственное учреждение как со стороны иного органа исполнительной власти, так и органа местного самоуправления, в данном случае департамента и департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Указанная позиция подтверждается приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 мая 2005 года N 555 "О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю".
Согласно приложению 20 к указанному приказу в ведомственном подчинении департамента в соответствии с его компетенцией закреплены два государственных казенных учреждения Краснодарского края (ГКУ КК "Архитектурно-градостроительный центр" и ГКУ КК "Институт развития градостроительства и городской среды Краснодарского края".
В соответствии с приложением 19 к указанному приказу в ведомственном подчинении департамента строительства Краснодарского края в соответствии с его компетенцией находится два государственных казенных учреждения Краснодарского края, включая ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и четыре хозяйственных общества.
При этом, обществом не представлено при рассмотрении дела сведений и доказательств, подтверждающих заявленную позицию.
В указанной справке указывалось на нарушение Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32, при расчёте плотности населения элемента планировочной структуры, на территории которого предусмотрено возведение объектов, плотности застройки.
Отсутствует согласование проектной документации с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар и казенным учреждением "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" относительно организации парковки автомобильного транспорта. Не представлены документы, подтверждающие возможность использования земельных участков за границами отведенного участка для размещения автостоянок для комплекса многоэтажной жилой застройки.
Между тем, эксперт в заключении не смог определить расчётную плотность населения, коэффициент плотности застройки, а также расчётную обеспеченность жильцов общеобразовательной школой.
Относительно расположения гостевых автомобильных парковок за границами земельного участка, отведенного под застройку, на территории общего пользования вдоль проезжей части, эксперт сослался на то обстоятельство, что организация такой парковки согласовывается. Эксперт сделал вывод о том, что принятое в проекте решение о расположении 49 машино-мест за границей участка застройки обосновано Техническими условиями от 17.04.2019 N 4284/39 и не противоречит требованиям части 1 статьи 48 ГрК РФ.
Вместе с тем, письмо Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 17.04.2019 N 4284/39, на которое ссылался эксперт, не является Техническими условиями, а содержит предложение обществу выполнить ряд технических условий.
Указано также, что данные технические условия не являются документом, дающим право на производство работ.
Также указанные обстоятельства были отражены в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2022, суд указал, что эксперт в судебном заключении не смог определить расчетную плотность населения, коэффициент плотности застройки, а также расчетную обеспеченность жильцов общеобразовательной школой.
Судом первой инстанции также установлено, что объект капитального строительства, возводимый на спорном земельном участке, не подпадает ни под один из пунктов части 3 статьи 41 ГрК РФ. При этом, в соответствии с пунктами 9, 26 статьи 1 ГрК РФ, нормативы градостроительного проектирования, а также градостроительные регламенты, установленные правилами землепользования и застройки, являются обязательными для соблюдения при осуществлении строительства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (далее - СП 42133302016), настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.
Конкретизацию таких требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Таким образом, технический регламент (пункт 1.1 СП 42.13330.2016) указывает на обязательность применения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Таким образом, вывод о прямой зависимости соблюдения градостроительных и строительных нормативных правовых актов от наличия утвержденного проекта планировки не соответствует действующему законодательству.
Согласно проектной документации застройщика, средняя жилищная обеспеченность жителей многоквартирных жилых домов по ул. Ипподромной 1/1 в нарушение пункта 7.6 СП 42.13330.2016 составляет 40 кв. м на одного человека.
В соответствии с пунктом 5.4 СП 42.13330.2016, территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: квартал, микрорайон и район. Это основные элементы планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размеры территорий которых составляют до 5 га и до 60 га соответственно.
В микрорайоне, квартале выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
Согласно примечанию 1 пункта 5.4 СП 42.13330.2О16, район, микрорайон или квартал являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.
Однако, примечание 1 пункта 5.4 СП 42.13330.2016 не указывает на определение границ квартала исключительно в случае разработки документов по планировке территории.
Как следует из содержания пункта 5.4 СП 42.13330.2016, квартал - это элемент планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Местных нормативов градостроительного проектирования, квартал - первичный элемент планировочной структуры застройки площадью до 10 га, ограниченный транспортными и пешеходными улицами, площадями, иными элементами планировочной структуры.
Таким образом, к границам территории квартала могут быть отнесены дороги, улицы, железные дороги, территория общего пользования.
Территория, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0301039:13, 23:43:0301039:9, 23:43:0301039:22, ограничена ул. Садовая, Ипподромная, Спортивная и железной дорогой общего пользования и является элементом планировочной структуры - кварталом общей площадью 52370 кв. м и, соответственно, должна застраиваться в соответствии в том числе с учетом норм региональных нормативов градостроительного проектирования.
Исходя из норм главы 3.1 ГрК РФ в совокупности, а также согласно части 2 статьи 19 Местных нормативов градостроительного проектирования, местные нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе и реализации градостроительной документации, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора, и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар.
Также не соответствует нормам действующего законодательства вывод, что, поскольку площадь земельного участка, принадлежащего заявителю, составляет 41509 кв. м, то есть 4,1509 га, он не может являться самостоятельным элементом планировочной структуры. Таким образом, рассчитать плотность населения в отношении спорного земельного участка было невозможно.
Согласно приложению 4 СП 42.13330.2016, расчетную плотность населения в сейсмических районах следует принимать в соответствии с региональными (территориальными) строительными нормами.
Сводом правил СП 14.13330.2О18 "СНиП 11-7-81*. Строительство в сейсмических районах" установлены требования по расчету с учетом сейсмических нагрузок, по объемно - планировочным решениям и конструированию элементов и их соединений, зданий и сооружений, обеспечивающие их сейсмостойкость.
Приложением А указанного свода правил установлен список населенных пунктов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах, с указанием фоновой сейсмической интенсивности в баллах шкалы МSК-64 для средних грунтовых условий и трех степеней сейсмической опасности - А (10%), В (5%), С (1%) в течение 50 лет.
Согласно указанному приложению, фоновая сейсмическая интенсивность на территории города Краснодара составляет 7, 8, 9 баллов по шкале МSК-64 соответственно.
В соответствии с таблицей 25 Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, фоновая сейсмическая интенсивность на территории города Краснодара составляет 7, 8, 9 баллов по шкале МSК-64 соответственно.
В соответствии с пунктом 1.1 свода правил СП 42.133302016, настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию таких требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Таким образом, технический регламент (пункт 1.1 СП 42.13330.2016) указывает на обязательность применения региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с пунктом 4 Местных нормативов градостроительного проектирования, расчетную плотность населения следует принимать не более чем 300 чел./га.
В соответствии с примечанием 3, 6 Таблицы 37.1 Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, расчетная плотность населения микрорайона (брутто) при многоэтажной комплексной застройке в сейсмических районах - не более 300 чел./га.
Учитывая вышеизложенные требования технических регламентов (СП 42.13330.2О16, СП 14.13330.2О18), региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, расчетная плотность населения на территории муниципального образования город Краснодар не может превышать 300 чел./га.
Таким образом, в нарушение требований пункта 4 Местных нормативов градостроительного проектирования плотность населения элемента планировочной структуры (квартала), на территории которого предусмотрено возведение рассматриваемого объекта, была рассчитана в проектной документации заявителя как 745 чел./га.
Кроме того, вывод эксперта о том, что указанный в проектной документации заявителя расчет обеспеченности площадками благоустройства на придомовой территории при количестве жителей, равном 925 чел., противоречит требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи со следующим.
Проектная документация классифицирует возводимые многоквартирные жилые дома по типу жилого дома и квартиры по уровню комфорта, как "Престижный (бизнес-класс)".
В соответствии с Единой методикой классификации жилых объектов по потребительскому классу (Стерник Г.М., Стерник С.Г. 2012 г.), для отнесения к классу жилья повышенной комфортности (бизнес-класс) проектная документация должна соответствовать в том числе следующим классообразующим признакам (характеристики):
высота потолков - более 2,75 м;
площадь 1-комнатных квартир (без учета летних помещений) и кухонь - более 45 кв. м;
площадь 2-комнатных квартир (без учета летних помещений) и кухонь - более 65 кв. м;
площадь 3-комнатных квартир (без учета летних помещений) и кухонь - более 85 кв. м;
площадь кухни - более 12 кв. м;
обеспеченность закрытой автомобильной (подземной или наземной) парковкой для жителей из расчета 1 машино-место на 1 квартиру.
Кроме того, в соответствии с таблицей 11.8 СП 42133302016 при проектировании многоквартирных домов "Бизнес-класса" следует предусматривать места для хранения и парковки автомобилей жителей из расчета не менее 2 машино - мест (парковочного места) на одну квартиру.
Все вышеуказанные классообразующие признаки (характеристики) в представленной проектной документации не соответствуют классу жилья повышенной комфортности (бизнес-класс).
Таким образом, расчет количества населения в представленной проектной документации (40 кв. м жилой площади на человека) не применим. Из базового расчета 30 кв. м жилой площади на человека расчетное количество населения многоквартирных жилых домов по ул. Ипподромная, 1/1 составит 3900 человек.
Дефицит расчетного населения многоквартирных жилых домов составляет 975 человек.
Таким образом, учитывая, что расчет количества населения в представленной проектной документации произведен неверно, дефицит придомовых площадок для эксплуатации, в соответствии с таблицей 11 Местных нормативов градостроительного проектирования, составит:
для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2730 кв. м (по представленной проектной документации - 2040 кв. м);
для занятий физкультурой - 7800 кв. м (по представленной проектной документации - 2911 кв. м на земельном участке, 2351 кв. м в нежилых коммерческих помещениях);
для отдыха взрослого населения - 390 кв. м (по представленной проектной документации - 291 кв. м);
для хозяйственных целей - 585 кв. м (по представленной проектной документации - 437 кв. м).
В соответствии с пунктом 3.1.6 свода правил СП 383.1325800.2018 "Комплексы физкультурно-оздоровительные" (далее - СП 383.1325800.2018), физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) это - крытый специализированный или многофункциональный объект, в состав помещений которого входят различные спортивные зоны, предназначенные для проведения физкультурно-оздоровительных занятий.
В соответствии с пунктом 6.1 свода правил СП 383.1325800.2018, объемно-планировочные решения ФОК следует проектировать с учетом их размещения в окружающей застройке, функционального назначения объекта, вместимости, пропускной способности в соответствии с требованиями СП 42.13330, СП 118.13330 и СП 59.13330.
Исходя из смысла вышеуказанных пунктов СП 383.1325800.2018, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) является самостоятельным объектом.
Согласно пункту 4.1 свода правил СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций", к организациям, осуществляющим общеобразовательную деятельность, относятся школы начального, основного и общего среднего образования.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 58485-2019 "Обеспечение безопасности образовательных организаций", охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.
В соответствии с главой III Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08. 2019 N 1006), антитеррористическая защищенность объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объекты (территории) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
В соответствии с подпунктом Д пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц.
Таким образом, использование территории средней общеобразовательной школы N 47 жильцами многоквартирных жилых домов по ул. Ипподромная, 1/1 будет противоречить требованиям к антитеррористической защищенности объектов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Учитывая вышеизложенное, средняя общеобразовательная школа N 47 не является единым физкультурно-оздоровительным комплексом для населения микрорайона (ФОК), сокращение площади площадок для занятий физкультурой на 50 %, предусмотренное проектной документацией объекта, недопустимо.
Также судом первой инстанции учтён довод проверки Департамента края о том, что в проектной документации объекта отсутствует информация об общедоступности нежилых коммерческих помещений на 1 этаже здания.
Нежилые коммерческие помещения на 1 этаже здания в проектной документации, подготовленной обществом и предоставленной в департамент в целях выдачи разрешения на строительство, указаны как "помещения для занятий спортом" (экспликации помещений (разделы АР, ТХ)".
В проектной документации объекта отсутствует информация об общедоступности нежилых коммерческих помещений на первом этаже здания.
Кроме того, проектная документация не содержит сведений о переходе указанных помещений в общую долевую собственность жильцов рассматриваемых многоквартирных домов после ввода объекта эксплуатацию.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что собственник нежилых коммерческих помещений на первом этаже здания, предусмотренных проектной документацией, как "помещения для занятий спортом", будет иметь право, в соответствии с действующим законодательством, изменить назначение указанных помещений, что приведет к нарушению прав собственников квартир в строящемся многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Местных нормативов градостроительного проектирования, проектирование отдельных объектов и застройку жилых зон следует осуществлять с соблюдением условий хранения индивидуального автотранспорта в зонах многоквартирной жилой застройки на автостоянках для постоянного, временного хранения и на гостевых автостоянках с учетом требований настоящих местных нормативов.
Доводы апелляционной жалобы о неверных (искаженных) расчетов количества парковочных мест, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 479, 480 Местных нормативов градостроительного проектирования в редакции от 21.102014, общая обеспеченность автостоянками для постоянного хранения автомобилей должна быть не менее 90 процентов расчётного числа индивидуальных легковых автомобилей. Открытые автостоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчёта не менее чем для 70 процентов расчётного парка индивидуальных легковых автомобилей.
Указанный норматив был исключен из редакции Местных нормативов градостроительного проектирования, действовавшей на момент разработки рассматриваемой проектной документации и потому не мог быть применим.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 главы III Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края входят в систему нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности на территории Краснодарского края и разработаны в соответствии с требованиями статей 29.2 и 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 154О-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами краевого значения, а также объектами местного значения муниципального района, объектами местного значения поселения, городского округа, виды которых установлены статьями 14.1, 18.1 и 23.1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 154О-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края".
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 главы III Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края в том числе применяются при подготовке (внесении изменений) в местные нормативы градостроительного проектирования.
Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар (в редакции решения городской Думы Краснодара от 19.10.2017 N 4 п. 8) разработаны в соответствии с ГрК РФ, нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края, решением городской Думы Краснодара от 17.06.2015 N 81 п.6 "Об утверждении положения о составе, порядке подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 19 Местных нормативов градостроительного проектирования, местные нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе и реализации градостроительной документации, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора, и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, при внесении изменений в Местные нормативы градостроительного проектирования пункты 479, 480 Местных нормативов градостроительного проектирования (в редакции от 21.10.2014) были исключены с целью соблюдения нормативной обеспеченности автомобильными парковками и гостевыми автостоянками в полном объеме.
В связи с изложенным, применение понижающих коэффициентов 0,9 и 0,7 в данном случае противоречит градостроительному законодательству.
Согласно пункту 11. 32 Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м.
Согласно пункту 7 Местных нормативов градостроительного проектирования, при проектировании многоквартирных домов следует предусматривать места для хранения и парковки автомобилей жителей из расчета не менее 0,75 машино-места (парковочного места) на одну квартиру в границах земельного участка многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, при проектировании комплексной застройки микрорайонов (кварталов) и жилых районов допускается предусматривать места для хранения и парковки автомобилей жителей вне границ земельного участка жилого дома, объединив их для нескольких жилых домов, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 800 м.
Таким образом, в пункте 7 Местных нормативов градостроительного проектирования имеет прямое указание на допустимое место размещения автомобильных парковок жильцов многоквартирных жилых домов.
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Возводимые заявителем объекты капитального строительства, как указывалось выше, комплексной застройкой микрорайона (квартала) не являются.
Таким образом, места для хранения и парковки автомобилей жителей жилого дома при комплексной застройке территории могут быть предусмотрены вне границ земельного участка, при наличии утвержденного проекта планировки территории в соответствии с требованиями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, технические условия на размещение автомобильного транспорта для жилого дома, выданные департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, не могут являться основанием при проектировании территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома, в том числе для размещения автомобильных парковок.
Территория, на которой планируется размещение автомобильных парковок, не может быть передана в общую долевую собственность жильцов рассматриваемых многоквартирных домов после ввода объекта в эксплуатацию, так как не является земельным участком, на котором будут расположены многоквартирные жилые дома.
Таким образом, собственник территории, на которой планируется размещение автомобильных парковок, будет иметь право, в соответствии с действующим законодательством, изменить назначение территории.
Указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также увеличению нагрузки на объекты транспортной инфраструктуры.
В определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2022 суд указал, что относительно расположения гостевых автомобильных парковок за границами земельного участка, отведенного под застройку, на территории общего пользования вдоль проезжей части, эксперт сослался на то обстоятельство, что организация такой парковки согласовывается. Эксперт сделал вывод о том, что принятое в проекте решение о расположении 49 машино-мест за границей участка застройки обосновано Техническими условиями от 17.04.2019 N 4284/39 и не противоречит требованиям части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса.
Вместе с тем, письмо департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 17.04.2019 N 4284/39, на которое ссылался эксперт, не является Техническими условиями, а содержит предложение обществу выполнить ряд технических условий. Указано также, что данные технические условия не являются документом, дающим право на производство работ.
По итогам проверки представленной проектной документации, разработанной в 2019 году ИП Щербинин Ю.Д. и технического отчета по инженерно-геологическим изысканиям, выполненным ИП Расторгуев И.И., ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" была подготовлена справка с окончательным выводом о несоответствии требованиям технических регламентов (нормативных технических документов) и результатам инженерных изысканий проектной документации по объекту "Комплекс многоэтажной жилой застройки со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, поликлиникой и подземной парковкой по ул. Ипподромной, 1/1 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара".
Согласно сведениям Департамента края предписание Департамента края о выявленных нарушениях, информация о выявленных нарушениях была направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для принятия мер по приостановлению действия аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации ООО "КубСтройЭксперт" (указанная проектная организация выдала положительное заключение на проектную документацию заявителя, послужившую основой для получения им разрешения на строительство).
Согласно сведениями, размещенным на официальном Интернет-портале Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) https://pub.fsa.gov.ru/rene/1702/person, действующая аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации ООО "КубСтройЭксперт" аннулирована.
В определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2022 также указано, что судом не было учтено, что в деле имеется приказ Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 04.02.2021 N 17-ПО о приостановлении действия свидетельства об аккредитации общества с ограниченной ответственностью "Кубанская строительная экспертиза", выдавшей положительное заключение на проектную документацию, представленную обществом. По сообщению департамента края, на официальном сайте Росаккредитации имеется сообщение об аннулировании у общества "Кубанская строительная экспертиза" действующей аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
Также суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств подтверждающих незаконность действий со стороны Департамента архитектуры города Краснодара при отмене разрешения на строительство от 30.12.2019 N 23-43-5531-р-2019.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия Департамента архитектуры по отмене спорного разрешения на строительство приведи к значительным имущественным потерям и препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик - хозяйственное общество:
которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;
которое имеет в собственности или на праве аренды, либо в субаренде, в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средств, участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
наименование которого содержит слова "специализированный застройщик".
Исходя из вышеизложенного, застройщик - это субъект экономической деятельности, действующий как по общим, так и по специальным правилам, установленным действующим законодательством, а его деятельность сопровождается экономическими и правовыми рисками, то есть застройщик рискует в силу определенных обстоятельств понести убытки, в данном случае при нарушении требований законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ суд оценивает доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2023 по делу N А32-9594/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9594/2021
Истец: ООО СЗ "МСК-Инвест", ООО специализированный застройщик "МСК-Инвест"
Ответчик: департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодар
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11512/2021
25.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19567/2023
17.10.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9594/2021
23.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3585/2023
12.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14487/2022
08.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3692/2022
07.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11512/2021
03.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14481/2021
22.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9594/2021