г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А40-69400/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Порывкина П.А.,
судей: Новиковой Е.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2023 по делу N А40-69400/23
об отказе в удовлетворении исковых требований,
по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН: 7704252261 ОГРН: 1037700255284)
к ответчику ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 14" (ИНН: 5047054473 ОГРН: 1035009568439)
о взыскании 21 270 150 руб. 00 коп.,
При участии в судебном заседании:
от истца: Чернышов А.Н. по доверенности от 24.04.2023,
от ответчика: Юркова Н.А. по доверенности от 11.07.2022..
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось с исковым заявлением к ФГУП "Главное военно-строительное управление N 1" о взыскании 21 270 150 руб. 00 коп. штрафа по государственному контракту N 2020187376732554164000000 от 07.09.2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 05.09.2023, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2023 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.09.202. между истцом и ответчиком заключен государственный контракт N 2020187376732554164000000.
В соответствии с вышеуказанным государственным контрактом ответчик обязался выполнить работы, а истец принять и оплатить их.
В соответствии с разделом 5 контракта исполнитель должен выполнить проектно-изыскательские работы в срок до 15.10.2020 г., выполнить строительно-монтажные работы в срок до 20.11.2020 г., подписать итоговый акт приемки выполненных работ в срок до 23.11.2022 г.
Согласно п. 8.2.7 контракта генподрядчик обязан выполнить не менее 25% цены контракта самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570.
По мнению истца, в соответствии с условиям контракта, ответчиком обязательства исполнены не были, в связи с чем истец просит взыскать штраф, предусмотренный п. 18.8.6 государственного контракта, что по расчету истца составляет 21 270 150 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что со стороны Генподрядчика отсутствует факт нарушения, за которое пунктом 18.8.6 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления штрафа, поскольку сторонами определен объем и вид работ, выполняемых собственными силами Генподрядчика (заключение соответствующего дополнительного соглашения к Контракту), что спорные работы выполнены Генподрядчиком и приняты Государственным заказчиком.
Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (возведение объекта "под ключ") (пункт 2.1 Контракта).
Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России (далее - Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту Заказчик действует от имени Государственного заказчика (пункт 2.5 Контракта).
Срок исполнения сторонами обязательств по Контракту продлен до 30.11.2022 (пункт 1.2 Дополнительного соглашения от 25.11.2020 N 3 к Контракту (далее - ДС N 3), в редакции Дополнительного соглашения от 09.02.2021 N 1 к ДС N 3, Дополнительного соглашения от 25.05.2021 N 2 к ДС N 3, Дополнительного соглашения от 27.09.2021 N 3 к ДС N 3, Дополнительного соглашения от 29.11.2021 N 4 к ДС N 3).
В соответствии с частью 2 статьи ИО2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25% цены государственного контракта - с 01.07.2018 (абзац 3 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 570).
После получения положительного заключения государственной экспертизы Проектной документации Генподрядчик предоставляет информацию и заключает дополнительное соглашение к Контракту с указанием конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, выполняемых Генподрядчиком самостоятельно в соответствии с Постановлением N 570 (пункт 8.2.7 Контракта).
Во исполнение вышеуказанных требований между сторонами заключено Дополнительное соглашение от 23.03.2023 N 7 к Контракту, определяющее виды и объемы работ, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, которые составляют не менее 25% от цены Контракта.
Соглашение является неотъемлемой частью Контракта и вступает в силу (считается заключенным) с даты подписания его сторонами (пункт 4 Дополнительного соглашения от 23.03.2023 N 7 к Контракту).
Сдача-приемка выполненных строительно-монтажных работ за текущий (отчетный) месяц осуществляется по Журналу учета выполненных работ (форма КС-6а), акту о приемке выполненных работ (форма КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) путем предоставления Генподрядчиком Заказчику первичных учетных документов (пункты 13.1.9, 13.1.10 Контракта).
Генподрядчиком самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, выполнены, а Государственным заказчиком приняты работы на общую сумму 804 092 149,44 руб. (47,3% от цены Контракта), что подтверждается подписанными сторонами актами по форме КС-2 (имеющими гриф "Для служебного пользования").
За ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения; других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, размер штрафа устанавливается в размере, определяемом пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08. 2017 N 1042 (пункт 18.8.6 Контракта).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
Государственному заказчику было известно как об определении видов и объемов работ, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, так и об их выполнении Генподрядчиком, о чем свидетельствуют заключение сторонами Дополнительного соглашения от 23.03.2023 N 7 к Контракту и принятие Государственным заказчиком спорных работ.
Таким образом, факт нарушения, за которое пунктом 18.8.6 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления штрафа, со стороны Генподрядчика отсутствует, что влечет отсутствие правовых оснований для обращения с настоящими исковыми требованиями.
Довод Истца со ссылкой на акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14 от 17.11.2021 (далее - КС N 14) о выполнении строительно-монтажных работ на объекте с участием ППК "В СК" не опровергает выводы суда, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, об отсутствии факта нарушения со стороны Генподрядчика, за которое п. 18.8.6 Контакта предусмотрен штраф, поскольку никаких договоров субподряда в рамках исполнения Контракта Генподрядчиком с ИИК "ВСК" не заключалось.
ИИК "ВСК" осуществляла работы на объекте на основании иного государственного контракта, заключенного им непосредственно с Минобороны России. Доказательства осуществления работ на объекте ППК "ВСК" в рамках спорного Контракта в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, Дополнительным соглашением N 6 к Контракту от 12.07.2022 до истечения сроков его выполнения вносились изменения в состав и объем выполняемых работ на объекте.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 05.09.2023 г.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2023 по делу N А40-69400/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69400/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"