г. Саратов |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А57-6042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Савенковой Н.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Каримова Фарида Алеевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2023 года по делу N А57-6042/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149) к индивидуальному предпринимателю Каримову Фариду Алеевичу (ОГРН 318645100087570, ИНН 642302323540) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020 года - декабрь 2022 года в размере 145 772,49 руб.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" Нетреба Н.В. - доверенность от 07.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Каримову Фариду Алеевичу о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020 года - декабрь 2022 года в размере 145 772,49 руб., государственной пошлины в размере 6 051 руб.
26 сентября 2023 года Арбитражным судом Саратовской области с индивидуального предпринимателя Каримова Фарида Алеевича в пользу акционерного общества "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020 года - декабрь 2022 года в размере 145 772,49 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 373 руб. Возвращена акционерному обществу "Ситиматик" государственная пошлина в размере 678 руб., перечисленная по платежному поручению N 6126 от 27.02.2023.
Индивидуальный предприниматель Каримов Фарид Алеевич не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалы дела поступили письменные пояснения АО "Ситиматик" на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованным в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
08.04.2021 АО "Управление отходами" внесены изменений в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, произошла смена наименования АО "Управление отходами" на АО "Ситиматик".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 32/411/0017244 на условиях типового договора, согласно которому Истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Учет объема ТКО осуществляется в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц, и нормативов накопления ТКО.
Объемы, принимаемых ТКО, определяется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период август 2020 года - декабрь 2022 года Региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика.
Однако, ответчиком обязательства по оплате систематически нарушаются, размер задолженности за указанный период составляет 145 772,49 руб.
Истцом была направлена претензия, которая осталась без ответа и удовлетворения, досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный п. 5 ст. 4 АПК РФ истцом соблюден. До настоящего времени ответчиком долг в полном объеме не погашен.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности и неустойки.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о то, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Заключенный сторонами договор N 32/411/0017244 является договором возмездного оказания услуг, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора уплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, между акционерным обществом "Ситиматик" и ИП Каримовым Фаридом Алеевичем заключен договор N 32/411/0017244 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового по регулируемой цене, согласно условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01 января 2020 года.
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ Договор вступаете силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (оказанных услуг) является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Таким образом, истец, как региональный оператор, с 25.12.2017 осуществляет деятельность по приему, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению, размещению твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Саратовской области Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Такие Правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, а также Правил N 1156 следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО.
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО. Региональным оператором Саратовской области был подготовлен проект договора N 32/411/0017244 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, который был получен ответчиком, о чем имеется расписка в получении.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 32/411/0017244 между региональным оператором Саратовской области - АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") и ответчиком заключен на условиях типового по регулируемой цене. Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 01.08.2018).
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для потребителей - физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что в период август 2020 года - декабрь 2022 года возникла задолженность в размере 145 772,49 руб.
При этом ответчиком оплата произведена не была. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п.1. ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В спорный период региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" (АО "Ситиматик") оказывал услуги по обращению с ТКО на основании норм действующего законодательства и заключенного в последующем договора, вследствие чего ответчику были счета на оплату за указанный период.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Доказательств того, что ТКО вывозились Ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией в материалы дела не представлено.
Ответчику направлялись счета для оплаты оказанных услуг и акты выполненных работ, что подтверждается материалами дела.
Истец произвел начисления платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оказания АО "Ситиматик" услуг ИП Каримову Ф.А. по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку услуги, предусмотренные договором, оказаны истцом в полном объеме, а обязанность ответчика по оплате не исполнена, сумма основного долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020 года - декабрь 2022 года составляет 145 772,49 руб.
На основании Постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) установлено, что работа туристских баз, баз отдыха (далее - базы отдыха) осуществляется при условии соблюдения методических рекомендаций MP 3.1.0276-22 "Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса "Омикрон".
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2020 года N 214-П в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на период с 28 марта по 1 июня 2020 года приостанавливается бронирование мест, прием и размещение граждан в санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, туристических базах и базах отдыха за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. В качестве мер поддержки указанной отрасли предоставляются субсидии из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией на фоне коронавируса.
В связи с ограничительными мероприятиями, связанными с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) для баз отдыха с 28 марта по 7 июля 2020 года истцом проведены корректировками начислений в отношении базы отдыха "Алымов".
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
С учетом частичной оплаты задолженности ответчиком за спорный период АО "Ситиматик" уточнило исковые требования и задолженность ИП Каримова Ф.А. перед истцом за период с августа 2020 года по декабрь 2022 года составляет 145 772,49 руб.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что срок исковой давности за спорный период не пропущен.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 марта 2016 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации") спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2016 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, т. е. с 1 июня 2016 года.
Таким образом, с 1 июня 2016 года для всех споров, возникающих из гражданских правоотношений, за исключением дел, указанных в части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком является обязательным в силу закона и данный спор может быть передан на разрешение арбитражного суда только после принятия мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования).
На основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
К исковому заявлению приложена претензия, с приложением копии списка внутренних почтовых отправлений, направленная в адрес ответчика по юридическому адресу: Саратовская обл., Озинский р-н, рп Озинки, ул. Мелиоративная, д. 5, кв. 2.
Таким образом, истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Определением от 15.03.2022 исковое заявление было принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства. Претензионный порядок необходим для целей урегулирования спора в досудебном порядке, в том числе путем добровольного удовлетворения требований кредитора, без обращения к механизму государственной судебной защиты.
Доказательств, подтверждающих совершения действий, направленных на мирное разрешение спора, в материалы дела не представлено.
Кроме того, до настоящего момента оплата за оказанные услуги по обращению с ТКО за спорный период в полном объеме ответчиком не произведена.
Оплата задолженности ответчика в размере 7 364,57 руб. согласно платежного поручения N 34 от 13.04.2023 учтена истцом, за период январь 2020 года - декабрь 2020 года.
В связи с тем, что в назначении платежа платежного поручения N 34 от 13.04.2023, указано "оплата задолженности по договору 32/411/0017244 от 08.08.2022" оплата ИП Каримова Ф.А. была учтена Региональным оператором последовательно по расчетным периодам, начиная с наиболее раннего по времени возникновения.
Таким образом, истцом учтена оплата за оказанные им услуги в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства и направлено заявление об уточнении исковых требований о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2020 года - декабрь 2022 года в размере 145 772,49 руб.
На основании поступившего в адрес истца заявления ответчика о включении дополнительного объекта образования ТКО в договор N 32/411/0017244 подготовлено дополнительное соглашение от 11.10.2022 к договору N 32/411/0017244, внесены изменения в договор -добавлен объект образования ТКО - База отдыха "Алымов", расположенная по адресу: Саратовская обл., Воскресенский р-н, с. Елшанка, количество расчетных единиц - 88 мест.
Дата начала оказания услуг в отношении База отдыха "Алымов" -25.03.2020 ИП Каримов Ф.А. является Арендатором указанного объекта, на основании договора аренды N 20/А от 20.03.2020, заключенного с ООО "ТрансВолгаГруз" (Арендатор), согласно которому Арендатор сдает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование под организацию базы отдыха имущественный комплекс, расположенный по адресу: Саратовская обл., Воскресенский р-н, с. Елшанка, база отдыха "Алымов".
Однако, подписанный экземпляр не был возвращен Региональному оператору.
Согласно пункту 8(11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Пунктом 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2.2 договора).
Согласно п. 2.5 Договора потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 года N 28/1 (в редакции от 19 декабря 2019 г. N 45/43, от 18 декабря 2020 N 35/111). - Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N157 от 26 апреля 2021 года (ранее - N134 от 18.03.2020, N 47 от 05.02.2018) "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
На основании заявления ответчика о согласовании контейнерной площадки в. соответствии с законодательством РФ и включении ее в территориальную схему обращения с ТКО, между АО "Ситиматик" и ИП Каримовым Ф.А. заключено дополнительное соглашение от 07.03.2023 к договору N 32/411/0017244 от 08.08.2022.
Согласно дополнительному соглашению от 07.03.2023 внесены изменения в п. 4.1 Договора и в приложение к Договору в отношении объекта, расположенного по адресу: 413041, Саратовская обл., р-н Воскресенский, с, Елшанка, база отдыха "Алымов": изменен метод учета ТКО - расчетным способом из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных расходов, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц: количество контейнеров - 2, объемом 1,1 кв.м, с периодичностью вывоза 1 раз в неделю (Пн).
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения от 07.03.2023 указанные изменения вступают в силу по истечении 3 рабочих дней с даты поступления в адрес Регионального оператора подписанного со стороны потребителя дополнительного соглашения.
В адрес АО "Ситиматик" подписанное дополнительное соглашение от 07.03.2023 поступило от потребителя 16.05.2023. Следовательно, на спорный период дополнительное соглашение от 07.03.12023 не распространяется.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Ответчиком не представлены предусмотренные законодательством доказательства, не оказания услуг, либо оказание услуг ненадлежащего качества истцом.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)", утвержден порядок осуществления сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляет складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со схемой обращения с отходами.
За спорный период акты о нарушениях в порядке, предусмотренном действующим законодательством, сторонами не составлялись, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором в соответствии с условиями договора N 32/411/0017244 от 08.08.2022.
Истец произвел начисление платы за оказанные им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства.
Ответчик оплату в полном объеме не произвел, в результате чего образовалась задолженность.
Указанные ответчиком в отзыве оплаты по договору учтены АО "Ситиматик" в расчете задолженности за спорный период.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Ответчик принял на себя обязательства по ежедневному сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области акционерного общества "Управление отходами" (АО "Ситиматик") по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1.
Между тем, в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Истец оказал ответчику услуги в предусмотренном договором объеме и на основании норм действующего законодательства.
Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен и признан соответствующим условиям договора и требованиям закона.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
По существу, все доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2023 года по делу N А57-6042/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6042/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Каримов Фарид Алеевич, Каримов Ф.А.
Третье лицо: ООО "ТрансВолгаГруз", Отдел адресно-справочной работы