Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2024 г. N Ф05-5612/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А40-171746/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.М. Никифоровой,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации городского округа Долгопрудный
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2023 по делу N А40-171746/23,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению Администрация городского округа Долгопрудный
к УФАС по Московской области
о признании незаконным постановление от 18.07.2023 по делу N 050/04/19.8-1611/2023
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Долгопрудный обратилась в Арбитражный суд г. Москвы к УФАС по Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2023 по делу N 050/04/19.8-1611/2023 о привлечении к административной ответственности ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и решения по жалобе на постановление.
Решением от 12.10.2023, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, постановлением от 18.07.2023 по делу N 050/04/19.8-1611/2023 об административном правонарушении Администрация городского округа Долгопрудный признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Из материалов дела следует, Управлением в рамках рассмотрения заявления Гусенкова А.В. в Администрацию направлен запрос информации от 31.05.2023 N МШ/9285/23 (далее - Запрос), согласно которому Администрации надлежало представить в десятидневный срок следующую информацию:
1. Сведения о проводимых мероприятиях по осуществлению торговой деятельности в 2023 году на территории городского округа Долгопрудный Московской области по адресам: г. Долгопрудный, Дирижабельная ул., д. 21; г. Долгопрудный, Рыночная площадь (с приложением подтверждающих документов).
2. Письменные пояснения о правовых основаниях проведения мероприятий, указанных в пункте 1 Запроса (со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов).
3. В случае проведения ярмарок по указанным в пункте 1 Запроса адресам, представить:
3.1. Порядок организации и проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
3.2. Утвержденные планы мероприятий по организации ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год.
3.3. Порядок определения мест проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области для последующего их включения в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Московской области (с приложением подтверждающих документов).
3.4. Сведения о направлении Администрацией в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области заявлений (заявок) о включении в Сводный перечень мест проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год (с приложением подтверждающих документов).
3.5. Сведения о включенных местах проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год в Реестр ярмарок, организуемых на территории Московской области (с приложением подтверждающих документов).
3.6. Сведения о размещении на официальном сайте Администрации информации о свободных местах проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год, включенных в сводный перечень мест проведения ярмарок на соответствующий год (с приложением подтверждающих документов и указанием ссылок на страницы сайта Администрации).
3.7. Сведения о порядке и сроках рассмотрения заявлений (заявок) на право организации и проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
3.8. Сведения о поданных и рассмотренных заявлениях (заявках) на право организации и проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год (с приложением копий таких заявлений и результатов их рассмотрения).
3.9. Копии заключенных договоров на право организации и проведения ярмарок на территории городского округа Долгопрудный Московской области на 2023 год.
В случае отсутствия документов и сведений по какому-либо из пунктов, необходимо было представить письменные пояснения по каждому пункту и указать лицо (полное наименование, контактные телефоны и адрес местонахождения), у которого они могут быть получены.
Запрос поступил в Администрацию, что подтверждается регистрацией в Межведомственной системе электронного документооборота (вх. от 01.06.2023 N 110ВХ-7175/01-01.01-24э/).
Срок представления информации по Запросу определен 15.06.2023.
В ответ на Запрос в Управление поступило письмо Администрации от 08.06.2023 N 110ИСХ-2422/-01.01-27э/ (вх. от 08.06.2023 N 20000/23), согласно которому по указанным адресам: г. Долгопрудный, Дирижабельная ул., д. 21; г. Долгопрудный, Рыночная площадь, ярмарки не проводились.
Вместе с тем Администрацией не представлена информация по пунктам 1 и 2 Запроса.
Пунктом 1 Запроса у Администрации запрашивалась информация о всех проводимых мероприятиях, включая выставки, фестивали и ярмарки.
В рамках рассмотрения заявления Гусенкова А.В., Управлением установлено, что Администрация проводила фестивали по адресам, указанным в Запросе.
Однако, информации о проведенных фестивалях в рамках Запроса Администрация не представила.
Пунктом 1 Запроса у Администрации запрашивалась информация обо всех проводимых торговых мероприятиях, включая выставки, фестивали и ярмарки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Администрация должна была представить полную информацию обо всех возможных торговых мероприятиях, к которым соответственно относятся также фестивали и выставки, так как в рамках данных событий, в том числе, осуществляется торговая деятельность.
Заявитель утверждает, что мероприятия "фестивали и выставки" возникли только в отзыве Управления, однако в рамках рассмотрения заявления А.В. Гусенкова Управлением установлено, что Администрация проводила фестивали по адресам, указанным в Запросе
Более того, позднее Управлением был направлен запрос от 04.07.2023 (исх N МШ/11484/23) на который Администрацией был направлен ответ, в котором содержалась информация о фестивалях и выставках, следовательно Управлением был установлен факт проведения Администрацией фестивалей и выставок, однако в Запросе от 31.05.2023 Администрация сведения в полном объеме не представила.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Таким образом, не представив информацию по пунктам 1 и 2 Запроса, Администрация нарушила требования части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Ответственность за нарушение требований статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 указанной статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Администрация уведомлена определением от 12.07.2023 N МШ/11930/23.
Определение направлено Администрации по межведомственной системе электронного документооборота 12.07.2023.
Срок привлечения к административной ответственности, исчисляемый в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), не истек.
В процессе рассмотрения дела N 050/04/19.8-1611/2023 об административном правонарушении не установлено обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Администрации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере антимонопольной деятельности государства и в сфере регулирования естественных монополий.
Одним из способов осуществления надзора является право государственных органов на получение информации, ходатайств, уведомлений.
По результатам проверок контролирующие органы решают вопрос о наличии (отсутствии) нарушений, в связи с чем непредставление сведений (представление заведомо недостоверных сведений) непосредственным образом влияет в том числе и на полноту проверок соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.
Администрация является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Таким образом, субъективная сторона правонарушения заключается в том, что Заявитель, имея возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, соответствующих мер не предпринял.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация приняла все необходимые, достаточные и зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, в Управление не представлено, что свидетельствует о виновном совершении административного правонарушения.
При таких данных апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2023 по делу N А40-171746/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171746/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ