г. Самара |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А65-10821/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Киров на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2023 года по делу N А65-10821/2023 (судья Хамидуллина Л.В.), по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Киров (ОГРН 1075904001271, ИНН 5904157090) к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань", г. Казань (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036),
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, 2021 годы,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
с участием в судебном заседании:
от ответчика - представителя Степанова А.А., по доверенности от 07.07.2023 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Киров (далее - истец, Управление), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань", г. Казань (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 26 031 руб. 31 коп., пени за несвоевременное внесение платы в размере 44 721 руб. 51 коп., а также о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 8 047 829 руб. 05 коп., пени за несвоевременное внесение платы в размере 515 061 руб. 06 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2023 года судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а вследствие этого неправильно истолкован закон, подлежащий применению. Указывает, что ответчиком в Управление были представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в которых необоснованно указаны величины установленных выбросов загрязняющих веществ. Представленная ответчиком декларация о воздействии на окружающую среду содержала нарушения по заполнению утвержденной формы декларации и порядка ее заполнения. Ввиду отсутствия у ответчика декларации о воздействии на окружающую среду Управлением обоснованно произведено начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие действующей разрешительной документации как за сверхлимитное воздействие, то есть с применением коэффициента 100. Применение коэффициента 25 противоречило бы положениям абз. 6 ч. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Считает, что по аналогии закона, декларация о воздействии на окружающую среду как и декларация о плате должна быть подана по территориальности в г. Киров, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Определением от 13.12.2023 г. было удовлетворено ходатайство представителя истца об участии в судебном заседании с использованием системы веб - конференции.
В назначенное время судебного заседания представитель истца не обеспечил подключение к сервису "онлайн-заседания", что не препятствует проведению судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика - Степанов А.А., по доверенности от 07.07.2023 г., возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд, истец ссылался на то, что в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Казань" поступила декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год N 07-01 от 21.01.2022 (уточненная).
По результатам контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду были выявлены нарушения правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год.
Управлением в адрес ответчика было направлено требование о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, пояснений или исправлений в декларацию о плате за НВОС от 09.06.2022 N РС-07-6223.
Ответчиком 29.06.2022 была представлена уточненная (1) декларация о плате за НВОС рег.N 07-133.
При осуществлении мероприятий по проверке декларации о плате от 29.06.2022 (уточненная (1)) согласно акту контроля N 8 от 26.07.2022 Управлением выявлено, что в Разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" по объекту N 33-0116-001355-Л (II категория) за период с 05.10.2020 по 31.12.2020 в столбце 3 необоснованно указаны величины установленных выбросов загрязняющих веществ.
Также, от ответчика поступила декларация о плате за НВОС за 2021 год от 10.03.2022 N 07-105 (первичная), от 29.06.2022 N 07-132 (уточненная (1).
По результатам контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду Управлением согласно акту контроля N 9 от 26.07.2022 также было выявлено, что в Разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" по объекту N 33-0116-001355-Л (II категория) за период с 05.10.2020 по 31.12.2020 в столбце 3 необоснованно указаны величины установленных выбросов загрязняющих веществ.
На адрес ответчика Управлением были направлены требования от 11.11.2022 N РС-03-16732 и N РС-03-16733 о доначислении и довнесении платы за НВОС, которые были оставлены ответчиком без исполнения.
Из материалов дела следует, что Управлением было произведено начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду как за сверхлимитное воздействие, с применением коэффициента 100, исходя из того, что ответчиком в установленном порядке не была представлена декларация о воздействии на окружающую среду за 2020, 2021г.г.
При рассмотрении спора было установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду была подана ответчиком по месту постановки на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Истец полагал, что данная декларация подлежала представлению по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, который территориально расположен в г. Вятские Поляны Кировской области, в связи с чем, декларация должна была быть подана в Управление.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет по своей правовой природе компенсационный характер.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 913 от 13.09.2016 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 внесены изменения в раздел I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 (ред. от 17.02.2014) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Соответствующим территориальным органом Росприроднадзора на территории Кировской области, где располагается объект ответчика (Шеморданское линейное производственное управление магистральных газопроводов/Вятскополянская газораспределительная станция/Участок магистральных газопроводов на территории Кировской области), является Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды.
Согласно ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данные Правила были утверждены на момент разрешения спора постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее - Правила N 255).
Пунктом 2 Правил N 255 предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 32 указанных Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее, соответственно, постановление N913, постановление N758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N913 и постановлением N 758, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее -стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктами 9-10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы);
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" настоящего пункта;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с п.5 ст.16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу, применяется коэффициент 100.
В силу п.1 ст.78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, Управлением при осуществлении мероприятий по проверке декларации о плате за НВОС за 2020 и 2021 годы согласно актам от 26.07.2022 были выявлены нарушения в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" по объекту N 33-0116-001355-Л (II категория) в столбце 3 необоснованно указаны величины установленных выбросов загрязняющих веществ.
Ответчиком указывалось, что во исполнение требований закона им был заключен договор N 885-19-п от 28.11.2019 с ООО "Экопром ПЛЮС" на оказание услуг по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ. Актом N 46 от 27.12.2019 оказанные услуги были приняты, ООО "Экопром ПЛЮС" были подготовлены нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ относительно объекта - Вятскополянская ГРС Шеморданского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Казань" (далее - нормативы).
Согласно таблице 3.5 норматива, уполномоченной организацией на основании представленных документов и измерений отражены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Данные нормативы выбросов вошли в основу столбца 3 раздела 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы.
Согласно представленным в дело пояснениям третьего лица, в адрес Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ответчиком была представлена декларация о воздействии на окружающую среду N 33-0116-001355-Л (вх.N 15599 от 22.09.2020) с приложением нормативов предельно-допустимых выбросов. Управлением указанная декларация зарегистрирована и принята.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу пункта 2 данной статьи, декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
На основании пункта 6 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды, декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в Декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Форма Декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), утверждена приказом Минприроды России N 509 от 11.10.2018.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (п. п. 1.1, 1.2 статьи 11 Закона).
Согласно ч.8 ст.16.4 Закона об охране окружающей среды декларация о плате представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения источника загрязнений (объекта размещения отходов).
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 утвержден порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду) и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.6 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя").
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в случае, предусмотренном абзацем 3 пункта 6 настоящего Порядка, декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.
Таким образом, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду представляется в соответствии Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, приказ Минприроды России N 509 от 11.10.2018, которым утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), не содержит указания территориального органа Росприроднадзора, в который она должна быть представлена - по месту территориального расположения объекта НВОС или по месту его постановки на учет.
При рассмотрении настоящего спора судом было установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду была подана ответчиком по месту постановки на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым выдано свидетельство о постановке на учет спорного объекта НВОС.
Факт представления декларации о воздействии в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подтвержден третьим лицом и не оспаривался истцом, которому в порядке межведомственного взаимодействия было сообщено о подаче декларации НВОС и, получив которую, истец указал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год с применением повышающего коэффициента им не производилась, с учетом представленных Обществом вместе с декларацией нормативов.
Учитывая, что декларация о воздействии на окружающую среду была подана ответчиком и в законодательстве отсутствует конкретный порядок представления ее с указанием территориального органа, в который она должна быть представлена, а также принимая во внимание, что ответчиком подтверждена и доказана надлежащими доказательствами подача декларации с утвержденными нормативами, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований. В данном случае отсутствуют основания для доначисления ответчику платы за НВОС за 2020 и 2021 годы с применением повышающего коэффициента 100, установленного в отсутствие декларации о воздействии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы истца о том, что ответчиком представлена декларация, однако ее данные содержали нарушения по заполнению утвержденной формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, материалами дела не подтверждены; в чем конкретно выражается нарушение порядка заполнения утвержденной формы декларации о воздействии на окружающую среду Управлением не указано.
Вопреки доводам Управления, в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения по аналогии положений нормативных актов, регламентирующих порядок подачи декларации о плате, к правилам подачи декларации о воздействии на окружающую среду.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2023 года по делу N А65-10821/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Киров - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10821/2023
Истец: Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Киров
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Казань", г.Казань
Третье лицо: Волжско-Камское мерегиональное Управление Роспироднадзора по РТ