город Воронеж |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А14-9523/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Афониной Н.П.,
Дудариковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганцелевич А.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Поминов А.С., представитель по доверенности 36 АВ 4216314 N ЮВОСТ-282/Д от 17.11.2023, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от акционерного общества "Хлебная база Поворино": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хлебная база Поворино" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2023 по делу N А14-9523/2020 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Хлебная база Поворино" (ОГРН 1023600605841, ИНН 3623000413) об обязании ответчика заключить договор N 2/160 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база Поворино", примыкающего к станции Дуплятка Юго-Восточной железной дороги, в редакции ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общества "Российские железные дороги" в лице: Юго-Восточной железной дороги - филиала "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Хлебная база Поворино" (далее - ответчик, АО "Хлебная база Поворино") о заключении договора N 2/160 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база Поворино", примыкающего к станции Дуплятка Юго-Восточной железной дороги, в редакции ОАО "РЖД", а именно:
пункт 15 подпункт б)
" - плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 5,207 км и среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, в размере 42 181 руб. 91 коп. из расчета ставки 8 101 руб. за 1 км за каждый выход локомотива (без учета НДС), согласно тарифному плану "локомотивный/начальный", выбранному (определенному) в соответствии с Приложением N 5 к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 г. N 83.
Условия работы по тарифному плану "локомотивный/начальный" устанавливаются на срок не более 1 календарного года, с возможностью:
- продления/пересмотра Перевозчиком, в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год;
- отмены до истечения установленного срока, нормативным документом ОАО "РЖД".
В случае изменения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год, влияющего на изменение тарифного плана, Перевозчик уведомляет Владельца о переходе на новый тарифный план. Новый тарифный план подлежит применению с первого числа года, на который он устанавливается.
Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен путем индексации. При изменении ставки платы Перевозчик направляет Пользователю письменное уведомление. Новая плата применяется с даты, указанные в уведомлении".
пункт 16 подпункт б)
" - плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику - в суточный срок со дня начисления.
При отсутствии в течение календарного месяца фактической работы по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, плата взыскивается один раз в месяц за один выход локомотива в соответствии с тарифным планом, установленным в пункте 15 "б" настоящего договора".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2023 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены.
Суд обязал АО "Хлебная база Поворино" заключить договор N 2/160 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база Поворино" примыкающий к станции Дуплятка Юго-Восточной ж.д., в редакции ОАО "РЖД".
В том числе, изложить пункт 15 б) договора в следующей редакции:
- плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 5,207 км и среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, в размере 42 181 руб. 91 коп. из расчета ставки 8 101 руб. за 1 км за каждый выход локомотива (без учета НДС), согласно тарифному плану "локомотивный/начальный", выбранному (определенному) в соответствии с Приложением N 5 к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 г. N 83.
Условия работы по тарифному плану "локомотивный/начальный" устанавливаются на срок не более 1 календарного года, с возможностью:
- продления/пересмотра Перевозчиком, в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год;
- отмены до истечения установленного срока, нормативным документом ОАО "РЖД".
В случае изменения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предшествующий календарный год, влияющего на изменение тарифного плана, Перевозчик уведомляет Владельца о переходе на новый тарифный план. Новый тарифный план подлежит применению с первого числа года, на который он устанавливается.
Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен путем индексации. При изменении ставки платы Перевозчик направляет Пользователю письменное уведомление. Новая плата применяется с даты, указанные в уведомлении".
Изложить также п. 16 б) договора в следующей редакции:
" - плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику - в суточный срок со дня начисления.
При отсутствии в течение календарного месяца фактической работы по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, плата взыскивается один раз в месяц за один выход локомотива в соответствии с тарифным планом, установленным в пункте 15 "б" настоящего договора".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о согласовании спорных условий договора в редакции АО "Хлебная база Поворино".
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка возражениям ответчика относительно предложенной истцом редакции договора.
Ответчик настаивает на том, что использование пути необщего пользования не является видом услуги, которая должна оказываться монополистом по единой для всех государственно-регулируемой цене, что исключает необходимость утверждения универсального размера платы.
Как полагает заявитель жалобы, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы о фактических затратах на содержание участка, и настаивает на необходимости определения размера платы исходя из представленных ответчиком доказательств фактических затрат на содержание спорного участка пути необщего пользования. Указанная ответчиком плата существенно меньше платы, определенной истцом и судом.
Истцом был представлен отзыв на апелляционную жалобу без доказательств его направления в адрес ответчика.
Поскольку явившийся в судебное заседание представитель ОАО "РЖД" на приобщении отзыва к материалам дела не настаивал, ходатайство о приобщении указанного документа к материалам дела судебной коллегией не рассматривалось.
Ответчик представил ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное нахождением директора в отпуске и невозможностью привлечения юриста в связи с тяжелым финансовым положением.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и надлежащим образом извещенного о судебном заседании, является правом, а не обязанностью суда.
Так, из материалов дела следует, что о дате судебного заседания ответчик был уведомлен заблаговременно.
Факт нахождения директора юридического лица в командировке не является уважительной причиной для отложения судебного заседания.
Согласно положениям статей 59 и 61 АПК РФ граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Ответчик, являясь юридическим лицом, вправе иметь несколько представителей для участия в арбитражном процессе. Таким образом, невозможность явки директора Общества в судебное заседание суда апелляционной инстанции не лишает ответчика возможности направить для участия в судебном процессе другого представителя.
Ответчик не привел объективных доказательств, подтверждающих невозможность защиты его интересов представителем или адвокатом, при том, что финансовые трудности организации, не позволяющие оплатить услуги представителя, которые являются внутриорганизационными проблемами Общества, не могут быть отнесены к уважительным причинам, с которыми может быть связано отложение судебного разбирательства.
Поскольку заявленное ходатайство не мотивировано наличием объективных препятствий к реализации стороной ее процессуальных прав, правовая позиция Общества по делу изложена в апелляционной жалобе, а также учитывая, что неявка представителя в судебное заседание не препятствует суду апелляционной инстанции рассмотреть дело по существу, судебной коллегией отклонено заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованны.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в связи с окончанием срока действия договора N 2/160 на подачу и уборку вагонов (далее - договор), Лискинским АФТО в соответствии с пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила) подготовлен проект договора на новый срок, который был направлен в адрес ответчика.
Исходя из положений заключаемого договора, ОАО "РЖД" предоставляет ответчику право проезда по принадлежащему ОАО "РЖД" на праве собственности железнодорожному пути необщего пользования вагонов, прибывших в адрес ответчика.
Таким образом, сторонами в договоре изложены условия пользования АО "Хлебная база Поворино" железнодорожных путей перевозчика.
Не согласившись с предложенной ОАО "РЖД" редакцией договора, АО "Хлебная база Поворино" возвратило подписанный договор с протоколом разногласий от 13.05.2019, изложив подпункт "б" пункта 15 договора в следующей редакции:
"суточную плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, согласно Протоколу согласования договорной цены, являющегося неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение N 2 к настоящему Договору). Плата взимается только при фактическом использовании железнодорожных путей. При изменении платы Перевозчик направляет Пользователю письменное уведомление. Новая плата применяется с даты, указанной в уведомлении".
В ходе совещания по урегулированию разногласий к договору подпункт "б" пункта 15 и протокол согласования договорной цены (приложение N 2), содержащие условия внесения ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" протяженностью 5,207 км и величина ежесуточной платы остались несогласованными.
23.06.2020 в адрес АО "Хлебная база Поворино" было направлено повторное письмо о необходимости заключения договора в редакции ОАО "РЖД", на которое ответчик сообщил, что считает возможным разрешение спорного вопроса в судебном порядке.
Таким образом, между ОАО "Российские железные дороги" и АО "Хлебная база Поворино" при заключении договора N 2/160 от на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Хлебная база Поворино", примыкающего к станции Дуплятка Юго-Восточной железной дороги (далее - договор) возникли разногласия по подпункту "б" пункта 15 и Приложению N 2 к договору N2/160.
Поскольку сторонам не удалось согласовать указанный вопрос, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Настаивая на своей правовой позиции, истец, ссылаясь на судебную практику, указывает на то, что предложенный перевозчиком размер платы рассчитан согласно Протоколу заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83 и ставка, утвержденная последним (Приложение N 5 к Протоколу, тарифный план "Локомотивный" "Начальный"), является одинаковой для всех организаций, с которыми ответчик заключает договоры, при аналогичных условиях использования железнодорожного пути необщего пользования.
Возражая против правовой позиции истца, ответчик, выразив согласие с тем, что плата за пользование осуществляется в возмещение расходов ОАО "РЖД" на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути. Однако ссылался на то, что такая плата не имеет правового обоснования и не может быть единой для всех пользователей железнодорожных путей необщего пользования, а должна определяться сторонами договора, исходя из действительных затрат истца на содержание пути.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции признал правовую позицию истца законной и обоснованной, соответствующей требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящего дела подлежит исследованию вопрос об урегулировании разногласий, возникших между АО "Хлебная база Поворино" и ОАО "РЖД" при заключении договора N 2/160 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования акционерного общества "Хлебная база Поворино", примыкающей к станции Дуплятка Юго-Восточной железной дороги, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно положениям ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По смыслу пункта 1 статьи 426 ГК РФ спорный договор носит публичный характер.
Согласно п.2 ст.426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения, возникшие между сторонами при заключении договора на подачу и уборку вагонов между владельцем железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ ("Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерством путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 N764 (далее - Правила N 26).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
До передачи спора на разрешение арбитражного суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно абзацу 3 статьи 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В силу ст.ст. 3, 56, 58 Устава при заключении договора на подачу и уборку вагонов стороны обязаны руководствоваться требованиями Правил от 18.06.2003 N 26. В качестве приложения к Правилам разработаны и утверждены образцы примерных договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов (п. 2.1 Правил).
Для подачи и уборки вагонов АО "Хлебная база Поворино" используется путь, принадлежащий ОАО "РЖД". Протяженность участка пути, используемого для подачи и уборки вагонов АО "Хлебная база Поворино" и принадлежащего ОАО "РЖД", составляет 5 207 м., данный факт сторонами не оспаривается.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 УЖТ РФ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень). К работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов (п. 4 Перечня).
Услуга по предоставлению ответчику в пользование принадлежащего истцу железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов в Перечень не включена. Однако отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
Данная компенсация является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг исходя из презумпции возмездности гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ), законность взимания которой установлена статьей 58 УЖТ РФ.
Таким образом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована ОАО "РЖД" и АО "Хлебная база Поворино" в договорном порядке.
В соответствии с пунктом 9 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 (далее - Устав ОАО "РЖД"), главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
Гражданское законодательство исходит из возмездности гражданско-правового договора (статьи 423, 424).
Поскольку истец и ответчик являются коммерческими организациями, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что такое содержание не может осуществляться перевозчиком безвозмездно.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, ОАО "РЖД", как собственник железнодорожных путей необщего пользования, обязано в круглосуточном режиме осуществлять предоставление грузоотправителям пути необщего пользования в состоянии надлежащего качества, что предполагает непрерывное осуществление работ, связанных с поддержанием пути в работоспособном состоянии, и соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Спорная плата является платой (компенсаций) ОАО "РЖД", которая обеспечивает непрерывное содержание подъездного пути за свой счет, для сохранения возможности в любое время исполнить свои обязательства по договору N 2/260 на подачу и уборку вагонов.
Учитывая изложенное, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N 305-ЭС19- 1465).
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 июля 2019 года N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/2016, размер названной платы суд определяет с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 85 Устава ОАО "РЖД" ( утвержденного постановлением Правительства РФ от 27102021 N 1838), к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги) выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.
С 01.01.2021 введены в действие "Методические рекомендации по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренных Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", утвержденные Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2022 N 83.
Таким образом, ставка платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги" и ее индексация (изменение) носит не произвольный характер и осуществляется на основании методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4.), утвержденных МПС России от 21.12.2001 г. N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3 с учетом индексации ставки, а также рентабельности грузовых перевозок.
В отношении установления ОАО "Российские железные дороги" (как субъекта естественной монополии) цен и тарифов, органами регулирования естественных монополий осуществляется государственный контроль (статья 7 Закона N 147-ФЗ ).
АО "Хлебная база Поворино" полагает, что начисление ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, неправомерно и плата должна взиматься за фактическое использование железнодорожного пути.
Определяя размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 5,207 км и среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, в размере 42 181 руб. 91 коп. из расчета ставки 8 101 руб. за 1 км за каждый выход локомотива (без учета НДС), истец ссылался на утвержденную и экономически обоснованную Правлением ОАО "РЖД", в соответствии с Приложением N 5 к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 г. N 83, ставку за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД, согласно тарифному плану "локомотивный/начальный".
При этом, установленные протоколом правления ОАО "РЖД" ставки соответствуют разъяснениям Федеральной антимонопольной службы в письме от 11 апреля 2016 года N АР/23572/16: согласно пункту 1.3.Тарифного руководства N 3 уровень сборов с учетом установленной индексации является предельным и ориентиром для устанавливаемых ОАО "РЖД" договорных цен (тарифов).
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не приведено каких-либо нормативно и документально обоснованных доводов, опровергающих правомерность предложенных истцом условий.
При этом, как справедливо отметил суд первой инстанции, само по себе несогласие ответчика с предложенным истцом размером платы не может являться основанием для возложения на ОАО "РЖД" обязанности по оказанию владельцу услуг за цену, не возмещающую стоимости оказания таких услуг.
Доказательств того, что предложенная ОАО "РЖД" редакция спорных пунктов договора грубо нарушает баланс интересов сторон договора, материалы дела не содержат (часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доказательств чрезмерности и неразумности установленной платы ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда о соответствии требованиям закона предложенной истцом редакции спорных условий.
Доводы жалобы о несогласии с оценкой судом первой инстанции доводов о том, что начисление ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, неправомерно и плата должна взиматься за фактическое использование железнодорожного пути, судебной коллегией отклоняются.
Как уже ранее указывалось, спорный договор носит публичный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закреплен принцип безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Ставка платы за использование ж.д. путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", утвержденная Правлением общества на основании Методических рекомендаций, разработана в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 426 ГК РФ и устанавливают единую методику определения ставки для всех потребителей в зависимости от приведенной в методике обстоятельств.
Поскольку плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования не включена в Перечень работ (услут) субъектов естественных монополий в сфере ж.д. перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, то она относится к договорной плате. Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Учредителем ОАО "РЖД" является Российская Федерация, которая является единственным акционером.
Подпунктом 3 пункта 85 Устава ОАО "РЖД", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 N 1838 к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.
Таким образом, условия договора предложенные истцом соответствуют требованиям нормативов и рекомендаций, разработанных во исполнение и в соответствии с действующим законодательством и не противоречат применимым положениям гражданского законодательства.
Представленные ответчиком расчеты спорной платы по праву отклонены судом первой инстанции, поскольку не учитывают специфику функционирования истца, как субъекта естественной монополии.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2023 по делу N А14-9523/2020.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2023 по делу N А14-9523/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Хлебная база Поворино" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9523/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Хлебная база Поворино"