город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2023 г. |
дело N А32-15516/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2023 по делу N А32-15516/2023
по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края (ОГРН 1032307165967 ИНН 2309053058)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЕСКО"
(ОГРН 1197746180390 ИНН 9731032950)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕСКО" (далее - ответчик) о взыскании штрафа по государственному контракту от 03.03.2021 N 443-Г/М.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2023 по делу N А32-15516/2023 исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "ЕСКО" в пользу министерства здравоохранения Краснодарского края взыскан договорный штраф в размере 806 590,28 руб.
Министерство здравоохранения Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при заключении государственного контракта сторонами было согласованно и установлено, что в случае ненадлежащего исполнения государственного контракта поставщиком, в пользу Министерства взыскивается штраф в размере 10% от контракта, а не от суммы неисполненного обязательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между государственным заказчиком - министерством здравоохранения Краснодарского края и поставщиком - ООО "ЕСКО" заключен государственный контракт N 0818500000820000525 (699-Г/М) от 16.03.2020.
В соответствии с пунктом 1.1. государственного контракта N 0818500000820000525 (699-Г/М) от 16.03.2020 Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственных препаратов для медицинского применения: Кетоаналоги аминокислот (код ОКПД2 - 21.20.23.193) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно пункту 2.2. государственного контракта Цена Контракта, составляет: 32 265 985,37 руб., в том числе НДС 10% - 2 933 271,40 руб.
В соответствии с пунктом 5.3. государственного контракта Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком по адресу: 350020, г. Краснодар, ул. Одесская, 41, литер "А", офис 25-35, ГУП КК "Кубаньфармация", на склад организации, оказывающей в 2020 году услугу, связанную с обращением медицинской продукции (лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинские изделия по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов), при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи на территории Краснодарского края.
Срок поставки: 1) первой партии медицинской продукции в количестве 1/2 объема каждой позиции, указанной в спецификации в течение 20 рабочих дней с момента заключения настоящего государственного контракта;
2) второй партии в количестве 1/2 объема каждой позиции, указанной в спецификации, не позднее 30 июня 2020 года.
Государственный контракт N 0818500000820000525 (699-Г/М) от 16.03.2020 содержит пункт 11.7, на основании которого в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней); пункт 11.10, в соответствии с которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, взыскивается штраф в размере 10 процентов цены контракта.
Поставщик нарушил исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Поставка товара по контракту осуществлена не в полном объеме на общую сумму 16 134 179 руб. 72 коп. Сумма не поставленного товара составляет 16 131 805 рублей 65 копеек.
Согласно пункту 11.10, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, взыскивается штраф в размере 5 процента цены контракта (этапа).
В адрес ООО "ЕСКО" направлена претензия от 23.11.2020 N 48-12-05-26532/20 об уплате штрафа.
Претензионное письмо оставлено адресатом без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договорам аренды послужило истцу основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию в соответствии с положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса (пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пунктом 1 статья 527 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (пункт 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, следовательно, в силу пункта 3 статьи 455 названного Кодекса условия договора поставки считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Данная правовая позиция соответствует правовому подходу, приведенному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12632/11. Проанализировав подписанные сторонами контракты, суд первой инстанции признал их заключенными, поскольку сторонами в письменной форме с учетом приложений, являющихся их неотъемлемой частью, согласованы существенные условия сделок по поставке товара для государственных нужд.
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара (статьи 456, 458 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен Государственный контракт N 0818500000820000525.2020 (699-Г/М) от 16.03.2020, согласно которому Поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинской продукции Кетоаналоги аминокислот (код ОКПД2 - 21.20.23.193) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а Государственный заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар (п. 1.1. Контракта).
Цена контракта составила 32 265 985,37 руб. (п. 2.2. Контракта).
Предметом закупки в соответствии с Дополнительным соглашением N 1 от 17.03.2020 г., которым были изложены в новой редакции Приложение N 1 и N 2 к Контракту, явился лекарственный препарат Кетоаналоги аминокислот:
- торгового наименования Кетостерил(R) (производства АО "Биннофарм", Россия, держатель регистрационного удостоверения лекарственного препарата - Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ, Германия) в количестве 10 873 упаковок.
- торгового наименования Кетоаминол(R) (производства Наньцзин Байцзинюй Фармасьютикал Ко.Лтд, Китай, держатель регистрационного удостоверения лекарственного препарата - ЗАО "ФармФирма "Сотекс", Россия) в количестве 2 718 упаковок.
В связи с тем, что было приостановлено применение лекарственного препарата торгового наименования Кетоаминол(R) на территории Российской Федерации (приказ Минздрава РФ N 158 от 11.03.2020 г.) было заключено Дополнительное соглашение N 2 от 13.04.2020 г., которым изложены в новой редакции Приложения N 1 и N 2. Предметом закупки выступил лекарственный препарат торгового наименования Кетостерил(R) (таблетки, покрытые пленочной оболочкой блистеры N 100 производства АО "Биннофарм", Россия, держатель регистрационного удостоверения лекарственного препарата - Фрезениус Каби Дойчланд ГмбХ, Германия) в количестве 13 591 (сумма 10 873 + 2 718) упаковок.
Пунктом 5.1. Контракта предусмотрено осуществление поставки в два этапа:
1) первой партии медицинской продукции в количестве 1/2 объема каждой позиции, указанной в спецификации в течение 20 рабочих дней с момента заключения государственного контракта;
2) второй партии в количестве 1/2 объема каждой позиции, указанной в спецификации, не позднее 30 июня 2020 года.
Первая партия товара (6 796 упаковок) была поставлена Поставщиком (Ответчиком) по Товарным накладным РНЕК009676 от 02.04.2020 г. и РНЕК015592 от 21.05.2020 г. на общую сумму 16 134 179,72 рублей.
Ответчик указывает, что вторая партия товара (6 795 упаковок) на сумму 16 131 805,65 рублей не была поставлена поставщиком по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы - распространения коронавирусной инфекции.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, распространение новой коронавирусной инфекции само по себе обстоятельством непреодолимой силы не является.
Введенные в связи с распространением коронавирусной инфекции ограничения не являются обстоятельством непреодолимой силы и не снимают с общества обязанность по соблюдению требований законодательства.
Изложенное соответствует правовой позиции Седьмого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 12.05.2021 N 07АП-3413/2021 по делу N А45-26360/2020, а также Первого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 01.08.2022 N 01АП-4561/2022 по делу N А43-6665/2022.
Проверив расчет штрафной санкции, суд первой инстанции правомерно признал его неверным по следующим обстоятельствам.
Согласно расчету истца размер штрафа составляет 3 226 598,54 руб., что представляет собой 10% от цены контракта 32 265 985,37 рублей.
Между тем, согласно подп. б п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства N 1042 от 30 августа 2017 г., штраф за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Кроме того, согласно п. 2 Правил размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
В соответствии с п. 8.4. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Отсутствие в п. 11.7 контракта указания на штраф от этапа работ, не соответствует Правилам, с учетом того что контрактом предусмотрены этапы - поставка осуществляется партиями.
С учетом того, что положения контракта частично не соответствуют закону в указанной части, суд полагает возможным применить порядок начисления штрафа, соответствующий закону, то есть рассчитать штраф не от общей цены контракта, а от цены не поставленной партии товара. Иной подход давал бы преимущество стороне, действующей противоправно, что недопустимо п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Изложенное соответствует сложившейся судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2022 по делу N А32-48802/2020).
Пунктом 5.1. Контракта установлены этапы поставки товара.
Так как поставщиком была поставлена первая партия товара полностью и не была исполнена поставка второй партии, штраф должен рассчитываться от цены неисполненной части контракта, а не от цены контракта в целом.
Соответственно, размер штрафа по контракту должен составлять 806 590,28 рублей и рассчитываться следующим образом:
16 131 805,65 рублей х 5% = 806 590,28 рублей, где 16 131 805,65 рублей - сумма неисполненного этапа контракта, а 5% - размер штрафа при цене контракта 32 265 985,37 руб. (от 3 млн. рублей до 50 млн. руб.)\
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в размере 806 590,28 руб. Поскольку контракт в полном объеме не исполнен, штраф не подлежит списанию.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2023 по делу N А32-15516/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15516/2023
Истец: Министерство здравоохранения Крансодарского края
Ответчик: ООО "ЕСКО"