город Омск |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А75-306/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10931/2023) общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2023 по делу N А75-306/2023 (судья Голубева Е.А), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (ОГРН 1207700382340, ИНН 7720647718, адрес: 143020, Московская область, Одинцовский г.о., г. Одинцово, д. Ликино, ул. Промышленная, д. 1, этаж 2 пом. 3 часть 1) к членам рабочей группы - председателю рабочей группы Марковой Юлии Витальевне; заместителю председателя рабочей группы Османкиной Татьяне Николаевне; членам рабочей группы - Нигматуллину Максиму Эдуардовичу; Карпеткину Константину Юрьевичу; Дю Татьяне Юрьевне; Виер Оксане Владимировне; Мельниковой Елене Петровне; Абакумовой Дарье Владимировне; Уфимцевой Анне Николаевне; Рубцову Сергею Николаевичу; Прянишниковой Наталье Владимировне; секретарю рабочей группы Федоровой Айгуль Рахматулловне о признании незаконным решения рабочей группы, оформленного протоколом от 13.10.2022 N 18 по рассмотрению возможности заключения концессионного соглашения по сообщению о предложении инвестора N 300822/16794877/01 от 30.08.2022, а также к Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350, адрес: 628408, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 10) о признании незаконной информации о результатах приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения N 20-21-1167 от 15.10.2022, при участии в деле заинтересованных лиц - общества с ограниченной ответственностью "Школа Белый Яр", прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в судебном заседании представителя:
от Администрации Сургутского района - Алехиной Ольги Александровны по доверенности от 22.08.2023 N 576 сроком действия до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (далее - заявитель, ООО "ГрадиентСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным и отмене решения рабочей группы, оформленного протоколом от 13.10.2022 N 18 по рассмотрению возможности заключения концессионного соглашения по сообщению о предложении инвестора от 30.08.2022 N 300822/16794877/01, а также о признании незаконной информации Администрации Сургутского района (далее - Администрация) о результатах приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 15.10.2022 N 20-21-1167.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Школа Белый Яр" (далее - ООО "Школа Белый Яр"), председатель рабочей группы Маркова Юлия Витальевна, заместитель председателя рабочей группы Османкина Татьяна Николаевна; члены рабочей группы - Нигматуллин Максим Эдуардович, Карпеткин Константин Юрьевич, Дю Татьяна Юрьевна, Виер Оксана Владимировна; Мельникова Елена Петровна, Абакумова Дарья Владимировна; Уфимцева Анна Николаевна, Рубцов Сергей Николаевич, Прянишникова Наталья Владимировн, секретарь рабочей группы Федорова Айгуль Рахматулловна, Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2023 по делу N А75-306/2023 производство по заявлению ООО "ГрадиентСтрой" к Администрации о признании незаконной информации о результатах приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от 15.10.2022 N 20-21-1167 прекращено.
В удовлетворении заявления ООО "ГрадиентСтрой" к членам рабочей группы о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 13.10.2022 N 18 по рассмотрению возможности заключения концессионного соглашения по сообщению о предложении инвестора от 30.08.2022 N 300822/16794877/01, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "ГрадиентСтрой" указало, что судом первой инстанции не учтены доводы заявителя, позиции ФАС России, Минэкономразвития России, судебная практика; информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе комиссией концедента на сайте не была размещена, что исключает возможность отклонения предложения; при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения заинтересованное лицо только декларирует свое соответствие установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях) требованиям; Федеральный закон N 115-ФЗ различает лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, и лицо, подающее предложение на заключение концессионного соглашения, при этом требование о документальном подтверждении своего соответствия заявленным требованиям путем предоставления подтверждающих документов относится именно к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" (далее - Постановление N 300) содержит исчерпывающий перечень сопровождающих документов, которые должны направляться вместе с предложением инициатором проекта; публичная процедура по размещению на официальном сайте предложений о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе по своей сути не является процедурой проведения торгов; заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения не влечет возникновения каких-либо обязанностей у направившего ее лица, является не односторонней сделкой, а волеизъявлением о готовности принять участие в конкурсе; отклонение заявок не должно осуществляться по формальным основаниям; концессионное соглашение заключено не на оптимальных для бюджета условиях, вследствие чего бюджету Российской Федерации нанесен финансовый ущерб.
Администрация, Нигматуллин М.Э., Карпеткин К.Ю., Дю Т.Ю., Виер О.В., Абакумова Д.В., Османкина Т.Н., Уфимцева А.Н., Мельникова Е.П., Маркова Ю.В. в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ Администрация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 30.08.2022 разместила предложение ООО "Школа Белый Яр" о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения - общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Сургутский район, пгт. Белый Яр (извещение от 30.08.2022 N 300822/16794877/01, т.2, л.д. 40; т.4, л.д. 95).
Согласно указанному предложению публичным партнером (концедентом) является Администрация, сообщение о предложении инвестора поступило от ООО "Школа Белый Яр", выступающим с частной инициативой заключения концессионного соглашения. Дата начала подачи заявок 31.08.2022, дата окончания приема заявок 14.10.2022, дата подведения итогов 15.10.2022.
ООО "ГрадиентСтрой" подало заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации упомянутого объекта (т.2, л.д. 3-39).
Порядок принятия решений о заключении концессионных соглашений на территории муниципального образования Сургутский район и порядке формирования перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, утвержден постановлением Администрации от 24.04.2017 N 1193 (далее - Порядок N 1193, т.4, л.д. 81-88).
Заявка ООО "ГрадиентСтрой" 13.10.2022 рассмотрена на заседании рабочей группы по рассмотрению возможности (невозможности) заключения концессионного соглашения, действующей на основании распоряжения Администрации от 27.06.2017 N 623-р "О создании рабочей группы по рассмотрению возможности (невозможности) заключения концессионного соглашения" (далее - Распоряжение N 623-р, т.4, л.д. 89-94).
Факт рассмотрения заявки подтверждается протоколом от 13.10.2022 N 18 (т.4, л.д. 96-98).
По результатам рассмотрения заявки рабочей группой принято решение о несоответствии ООО "ГрадиентСтрой" и представленной им заявки требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям к порядку представления заявок о готовности участия в конкурсе, установленным в сообщении о предложении инвестора от 30.08.2022 N 300822/16794877/01.
Из приложения к указанному протоколу от 13.10.2022 следует, что, по мнению рабочей группы, представленные ООО "ГрадиентСтрой" документы вместе с заявкой не соответствовали по форме требованиям Постановления N 300, а также требованиям, установленным пунктами 1-4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ.
Как указывает заявитель, в его адрес от управления инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления Администрации о результатах приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения N 20-21-1167 от 15.10.2022 (т.1, л.д. 14).
Указанной информацией Администрация известила общество о результатах приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, согласно которой заявок на участие в таком конкурсе, соответствующих упомянутым требованиям, не поступило, в соответствии с частью 4.10 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса.
В материалы дела представлено письмо Администрации от 14.10.2022, полученное обществом 07.11.2022, в котором Администрация уведомляет о принятом решении о несоответствии ООО "ГрадиентСтрой" и представленной им заявки требованиям Федерального закона N 115-ФЗ и требованиям, установленным в сообщении о предложении инвестора от 30.08.2022 N 300822/16794877/01 (т.2, л.д. 102-106).
Поскольку заявка ООО "ГрадиентСтрой" была признана несоответствующей упомянутым требованиям, Администрация, руководствуясь положениями статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ, 19.10.2022 действуя от имени муниципального образования Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заключило с ООО "Школа Белый Яр" концессионное соглашение в отношении строительства средней общеобразовательной школы на 1100 учащихся в пгт. Белый Яр (общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой).
ООО "ГрадиентСтрой" не согласившись с протоколом от 13.10.2022 N 18, подписанным членами рабочей группы, а также с информацией от 15.10.2022, представленной Администрацией в лице управления инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления Администрации, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
06.09.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения регулирует Федеральный закон N 115-ФЗ
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован главой 3 закона о концессионных соглашениях.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс).
Концессионное соглашение в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ может быть заключено также по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона (концессионеров) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частью 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона о концессионных соглашениях решений (возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях; возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях; невозможности заключения концессионного соглашения с указанием основания отказа).
Согласно пункту 4.7 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
В соответствии с частью 4.9 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.
Частью 4.10 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
Администрация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 30.08.2022 разместила предложение ООО "Школа Белый Яр" о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения - общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Сургутский район, пгт. Белый Яр (извещение от 30.08.2022 N 300822/16794877/01).
ООО "ГрадиентСтрой" подало заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации упомянутого объекта.
По результатам рассмотрения заявки рабочей группой принято решение о несоответствии ООО "ГрадиентСтрой" и представленной им заявки требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям к порядку представления заявок о готовности участия в конкурсе, установленным в сообщении о предложении инвестора от 30.08.2022 N 300822/16794877/01.
Из приложения к указанному протоколу от 13.10.2022 следует, что, по мнению рабочей группы, представленные ООО "ГрадиентСтрой" документы вместе с заявкой не соответствовали по форме требованиям Постановления N 300, а также требованиям, установленным пунктами 1-4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ.
Рабочая группа исходила из того, что представленная обществом заявка о готовности общества к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, инициатором которого выступало ООО "Школа Белый Яр", не содержала нотариально заверенной копии Устава общества в новой редакции от 30.03.2022, как это установлено Постановлением N 300; обществом не представлен оригинал выписки из ЕГРЮЛ (что нарушает пункты 1, 2 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ и пункты 1 и 2 формы, утвержденной Постановлением N 300); не представлены оригиналы справок налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (что нарушает пункт 3 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ и пункт 3 формы, утвержденной Постановлением N 300); не представлена копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств (что нарушает пункт 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ и пункт 4 формы, утвержденной Постановлением N 300).
Вместе с тем, из буквального содержания части 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях следует, что лицо, подающее заявку о готовности участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения, должно отвечать требованиям, предъявляемым к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ концессионером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Иных требований к концессионеру Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит.
Часть 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ содержит ссылку только на требования, определенные частью 4.11 этой же статьи Закона о концессионных соглашениях, согласно которой лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
При этом Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит требований к форме документов, которыми лицо, подающее заявку о готовности участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения, должно подтвердить свое соответствие требованиям, определенным в части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Данный подход соответствует смыслу Федерального закона N 115-ФЗ, который не предусматривает проведение какого-либо отбора участников на стадии подачи заявок о готовности участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Процедура размещения информации о поступившей инициативе о заключении концессионного соглашения направлена исключительно на выявление потенциальных участников конкурса на заключение концессионного соглашения на условиях, предложенных инициатором такого заключения, с целью решения вопроса о том, необходимо ли проводить конкурс (если поступит хотя бы одна заявка) или заключение концессионного соглашения возможно без проведения конкурса (если ни одной заявки не поступит).
При подаче заявки заинтересованное лицо только декларирует свое соответствие установленным Федеральным законом N 115-ФЗ требованиям. При этом подача заявки о готовности участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения не порождает обязанности у лица, подавшего такую заявку, обязательно участвовать в последующем в конкурсе на заключение концессионного соглашения, но порождает обязанность уполномоченного органа перейти к процедуре заключения концессионного соглашения по общим правилам, то есть по принятию мер по организации и проведению соответствующего конкурса.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для признания заявки общества не соответствующей требованиям Постановления N 300 и пунктам 1-4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ не имелось.
Таким образом, решение рабочей группы, изложенное в протоколе от 13.10.2022 N 18, не соответствует требованиям Закона о концессионных соглашениях.
Как суд указывал ранее, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признании ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права и законные интересы заявителя оспариваемым решением рабочей группы нарушены не были, обратного заявителем не доказано.
При обращении в суд заявитель ссылался на понесенные им расходы на подготовку конкурсной документации, на разработку/создание пакета соответствующих документов, а также указывал, что недополучил прибыль от возможного исполнения обязательств по концессионному соглашению. Общество оценило свой реальный ущерб в 120 000 000 руб., однако документов в подтверждение указанного довода не представило.
Заявителя в ходе рассмотрения дела не подтвердил своего намерения принять участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предложенных ООО "Школа Белый Яр"; доказательств совершения каких-либо подготовительных действий для такого участия в конкурсе материалы дела не содержат.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции в данной части.
Оснований для переоценки законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств и приведенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований общества об оспаривании решения рабочей группы, оформленного протоколом от 13.10.2022 N 18, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что информация, изложенная в письме от 15.10.2022, представленном Администрацией в лице управления инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления Администрации, не обладает признаками решения, подлежащего оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ. В указанном письме Администрация в лице своего структурного подразделения сообщает ООО "ГрадиентСтрой" о том, что в срок, установленный Федеральным законом N 115-ФЗ, заявок о готовности к участию в заключении концессионного соглашения от лиц, отвечающих требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, не поступило, в связи с чем концессионное соглашение будет заключено на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса. Названное письмо носит информационной характер и не порождает какие-либо правовые последствия для общества.
В указанной части производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, апелляционная жалоба доводов, выражающих несогласие в данной части с решением суда, не содержит.
В связи с данным обстоятельством у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в соответствующей части (пункт 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2023 по делу N А75-306/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-306/2023
Истец: ООО "ГрадиентСтрой"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управление инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления администрации города Сургута
Третье лицо: ООО "Школа Белый Яр", Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Рубцов Сергей Николаевич