город Омск |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А70-11545/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11985/2023) публично-правовой компании "Роскадастр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2023 по делу N А70-11545/2023 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (ОГРН 1057200958407, ИНН 7202143477, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Некрасова, дом 11) к публично-правовой компании "Роскадастр" (ОГРН 1227700700633, ИНН 7708410783, адрес: 107078, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, Орликов пер., д. 10, стр. 1) об оспаривании уведомления от 03.03.2023 N 16-14-209 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости; об оспаривании уведомления от 18.04.2023 N 16-14-385 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости;
при участии в судебном заседании представителей:
от Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области - Князева А.И. (по доверенности от 07.04.2023 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (далее - заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к филиалу публично-правовой компании "Роскадастр" по Тюменской области об оспаривании уведомления от 03.03.2023 N 16-14-209 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН); об оспаривании уведомления от 18.04.2023 N 16-14-385 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН.
Определением от 14.08.2023 суд произвел замену ненадлежащего ответчика филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Тюменской области на надлежащего ответчика публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - заинтересованное лицо, ППК "Роскадастр").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2023 по делу N А70-11545/2023 заявленные требования удовлетворены, признано недействительными уведомление от 03.03.2023 N 16-14-209 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН, а также уведомление от 18.04.2023 N 16-14-385 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН; суд обязал ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Тюменской области внести сведения о границах территорий выявленных объектов культурного наследия на основании запросов комитета от 15.02.2023, от 13.04.2023, от 14.04.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом, ППК "Роскадастр" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что удовлетворение заявленных требований повлечет публикацию на публичной кадастровой карте сведений в отношении объектов археологического наследия, чем будут нарушены требования приказа Минкультуры России от 01.09.2015 N 2328 "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию" (далее - Приказ N 2338).; техническая возможность соблюдения ограничений, установленных поименованным приказом, путем выборочного внесения в ЕГРН сведений в отношении объектов археологического наследия, отсутствует.
ППК "Роскадастр" указывает, что внесению в ЕГРН подлежат только сведения о границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН), что подтверждается письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.07.2022 N 11-0664- КЛ/22; не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что целью внесения границ в ЕГРН в отношении выявленных объектов культурного наследия является их охрана на стадии выявления, поскольку до внесения данного объекта в ЕГРОКН данный памятник культуры может быть уничтожен или испорчен.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет не соглашается с доводами заинтересованного лица, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, в силу чего изменению не подлежащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ППК "Роскадастр", надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, комитет обратился в ППК "Роскадастр" в лице филиала по Тюменской области с заявлениями от 15.02.2023, 13.04.2023 и 14.04.2023 об установлении (изменении) границ территорий объектов культурного и археологического наследия в отношении 12 выявленных объектов культурного наследия: "Особняк", г.Ялуторовск, ул.Первомайская, 55; "Церковь Покрова Богородицы", Тобольский район, с.Булашово, ул.Рабочая, д.50; "Дом ПЛ. Черепанова", Ялуторовский район с.Петелино, ул.Тобольская, 20; "Дом жилой", г.Ялуторовск, ул.Оболенского, 96/Якушкина, 37; "Храм Богородицы", Тобольский район, д.Кугаева; "Дом Заболотного", Тюменский район, с.Созоново, ул.Центральная,9 "Дом жилой", Тюменский район, д.Молчанова, ул.Советская, 29; "Дом Нохрина", Исетский район с.Верхнебешкиль, ул.Советская, 25; "Усадьба А.Н. Климшина: жилой дом, амбар, забор с воротами и калитками, сад", г.Тюмень, ул.Ф. Энгельса, 38; "Дом жилой", г.Тюмень, ул. Б.Заречная, 41; "Городище Андреевское 4А"; "Курган Большие Акияры 2".
По результатам рассмотрения указанных заявлений ППК "Роскадастр" вынесла уведомления N 16-14-209 от 03.03.2023 и N 16-14-385 от 18.04.2023 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН, в соответствии с которыми было отказано во внесении сведений в ЕГРН.
Согласно уведомлению N 16-14-385 от 18.04.2023, заинтересованное лицо, уведомляя о невозможности внесения сведений о границах территорий выявленных объектов культурного наследия в ЕГРН, указало, что Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), не предусмотрено направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий выявленных объектов культурного наследия в отношении выявленных объектов культурного наследия и согласно Закону о регистрации недвижимости границы территорий выявленных объектов культурного наследия не подлежат внесению в ЕГРН.
Согласно уведомлению N 16-14-209 от 03.03.2023 ППК "Роскадастр" указало, что сведения о границах выявленных объектов археологического наследия в ЕГРН на основании документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН и поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, внесены быть не могут, поскольку из представленных для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий объектов культурного наследия документов следует, что объекты культурного наследия являются объектами археологического наследия, в том числе выявленными, в силу чего такие сведения не подлежат внесению в ЕГРН.
Не согласившись с отказами ППК "Роскадастр", вынесенными в форме указанных уведомлений, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.09.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель не разграничивает в целях постановки на кадастровый учет границ вновь выявленные объекты культурного наследия и объекты, уже включенные в ЕГРОКН; кроме того, в связи с наличием императивной нормы, предусматривающей разработку раздела об обеспечении сохранности объектов, соответствующие сведения являются публичными, в силу чего обжалуемые отказы заинтересованного лица не могут быть признаны законными.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону N 73-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно первому абзацу статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно положениям указанной статьи, к содержанию понятия "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся, в том числе, объекты археологического наследия, под которыми понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Статья 4 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает, что объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ, границы территории объекта культурного наследия, включаемого в ЕГРОКН, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в ЕГРОКН - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в ЕГРОКН - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Установление границ территорий объекта культурного наследия выражается в наложении на часть земли, находящейся под охраняемым объектом, ограничений, отвечающих цели обеспечения сохранности объекта. Сохранению подлежат как выявленные объекты культурного наследия, так и объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Согласно статье 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется ЕГРОКН (далее также - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ). Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Законом (статья 16).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. По истечении указанного срока, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункты 3 и 4 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Порядок такого включения установлен федеральным законодательством.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) ЗК РФ определено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия
Статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ определены специальные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Обязательность внесения сведений о границах выявленных объектов культурного наследия в ЕГРН обусловлена необходимостью сохранения таких объектов. Отсутствие указанных сведений в ЕГРН препятствует обеспечению проведения мероприятий, направленных на сохранение выявленных объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению их состояния, а также утрате. Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав как на объекты культурного наследия, включенные в реестр, так и на выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной регистрации в ЕГРН (статья 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 20.2 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, в орган регистрации прав.
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия установлены приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме ее использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в ЕГРОКН и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ.
Согласно пункту 15.1 Порядка в случае принятия решения об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в ЕГРОКН в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение об исключении такого объекта из реестра выявленных объектов культурного наследия и отмене границ его территории.
Порядок внесения в ЕГРН сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества находящегося в границах территории объекта культурного наследия, определен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Исходя из пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах территорий объектов культурного наследия.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 10 поименованного закона, в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, о лесопарковых зеленых поясах, об особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах, в том числе, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ, органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):
1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр.
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, вышеуказанные нормы не разграничивают в целях постановки на кадастровый учет границ вновь выявленные объекты культурного наследия и объекты, уже включенные в ЕГРОКН.
При выявлении объектов, которые могут быть в дальнейшем включены в ЕГРОКН, сразу после их выявления должны быть установлены и внесены в ЕГРН границы с особым режимом использования в целях сохранения объектов культурного наследия.
Как верно указано судом первой инстанции, из анализа приведенных законоположений Федеральных законов N 73-ФЗ и N 218-ФЗ следует, что законодатель не разделяет требования к утверждению границ территорий объектов культурного наследия. Отсутствие различий в правовой охране территорий выявленных объектов культурного наследия и объектов, включенных в ЕГРОКН, следует и из части 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ, в которой установлены единые требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия вне зависимости от наличия объекта культурного наследия в ЕГРОКН.
Сведения о границах территории объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, и выявленных объектов культурного наследия являются основаниями для разработки раздела об обеспечении сохранности объектов в случае выполнения работ, указанных в статьи 30 Федерального закона N 73-ФЗ.
В связи с наличием императивной нормы, предусматривающей разработку раздела об обеспечении сохранности объектов, соответствующие сведения являются публичными (статья 36 Федерального закона N 73-ФЗ). Наличие сведений в ЕГРН о границах территорий объектов культурного наследия позволяет обеспечить исполнение требований законодательства не только правообладателями земельных участков, но и третьими лицами, что отвечает требованиям о публичности сведений, а, следовательно, целям ведения ЕГРН.
Буквальное толкование вышеуказанных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что целью внесения границ в ЕГРН в отношении выявленных объектов культурного наследия является их охрана на стадии выявления, поскольку до внесения данного объекта в ЕГРОКН данный памятник культуры может быть уничтожен или испорчен.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 12.07.2022 N 11-0664-КЛ/22 не является подтверждением позиции заинтересованного лица.
Так, в письме указано: по состоянию на 28.04.2022 в ЕГРН содержатся сведения о границах 59 177 территорий объектов культурного наследия, в том числе из них 2 568 территорий объектов культурного наследия, в которых содержится указание на
выявленный
объект культурного наследия и 2 380 территорий объектов культурного наследия, в которых содержится указание на
выявленный
объект культурного (археологического) наследия
, что составляет
8.36 % от общего числа территорий объектов культурного наследия.
Как верно указано представителем заявителя, данная статистика подтверждает доводы комитета о возможности и необходимости внесения сведений о границах территорий выявленных объектов культурного наследия, поскольку законодатель не разделяет выявленные объекты культурного наследия и объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, в части требований к утверждению границ территорий таких объектов.
Кроме того, указанное письмо не является правовым актом и содержит в себе исключительно позицию конкретного органа и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации или доказательства в суде.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что границы территорий выявленных объектов культурного наследия установлены в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 04.05.2016 N 183-п, и в соответствии с установленным порядком сведения об утверждении границ территорий выявленных объектов культурного наследия размещены на странице комитета на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (пункт 7) https://okn.admtyumen.ru/OIGV/okn/actions/npa.htm и направлены в орган регистрации в целях внесения соответствующей информации в ЕГРН.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал решения заинтересованного лица, выраженные в уведомлении от 03.03.2023 N 16-14-209 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН и уведомлении от 18.04.2023 N 16-14-385 о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН, незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу публично-правовой компании "Роскадастр" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2023 по делу N А70-11545/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11545/2023
Истец: Комитет по Охране и Использованию Объектов Историко-Культурного Наследия Тюменской Области
Ответчик: Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Тюменской области