город Томск |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А03-10093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н. (до перерыва), секретарем Мизиной Е.Б. (после перерыва), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (N 07АП-9923/23), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2023 по делу N А03-10093/2023 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул (ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132), к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, г. Барнаул (ИНН 2225008796, ОГРН 1022201758370),о признании недействительными решений от 27.04.2023 NN 032S19230004566, 032S19230004567, 032S19230004568, 032S19230004569, 032S19230004570, 032S19230004571, 032S19230004572, 032S19230004573, 032S19230004574 и от 22.05.2023 NN 032S19230006068, 032S19230006067, а также требований от 22.05.2023 NN 032S01230004687, 032S01230004695, 032S01230004694, 032S01230004693, 032S01230004692, 032S01230004691, 032S01230004690, 032S01230004689, 032S01230004688 и от 13.06.2023 NN 032S01230005683, 032S01230005684, 032S01230005685,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Майдурова И.С., представитель по доверенности от 15.12.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - Отделение, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений от 27.04.2023 N N 032S19230004566, 032S19230004567, 032S19230004568, 032S19230004569, 032S19230004570, 032S19230004571, 032S19230004572, 032S19230004573, 032S19230004574 и от 22.05.2023 NN 032S19230006066, 032S19230006068, 032S19230006067, а также требований от 22.05.2023 NN 032S01230004687, 032S01230004695, 032S01230004694, 032S01230004693, 032S01230004692, 032S01230004691, 032S01230004690, 032S01230004689, 032S01230004688 и от 13.06.2023 NN 032S01230005683, 032S01230005684, 032S01230005685.
Решением суда от 16.10.2023 решения от 27.04.2023 N N 032S19230004566, 032S19230004567, 032S19230004568, 032S19230004569, 032S19230004570, 032S19230004571, 032S19230004572, 032S19230004573, 032S19230004574, требования от 22.05.2023 NN 032S01230004687, 032S01230004695, 032S01230004694, 032S01230004693, 032S01230004692, 032S01230004691, 032S01230004690, 032S01230004689, 032S01230004688 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю признаны незаконными и отменены. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит состоявшийся судебный акт отменить в части отказа и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 163 АПК РЫ в судебном заседании был объявлен перерыв с 21.12.2023 до 28.12.2023.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.02.2023 Управлением предоставлен отчет по форме СЗВ-М (Дополняющая) за апрель 2022 на 1 застрахованное лицо.
10.02.2023 Управлением предоставлен отчет по форме СЗВ-М (Дополняющая) за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 на 1 застрахованное лицо.
На данные лица информация представлена страхователем впервые.
Данный факт зафиксирован актами камеральной проверки от 31.03.2023 N 032S18230003238, 032S18230003239, 032S18230003240, 032S18230003241, 032S18230003242, 032S18230003243, 032S18230003244, 032S18230003245, 032S18230003246.
Отделением приняты решения от 27.04.2023 N 032S19230004566, 032S19230004567, 032S19230004568, 032S19230004569, 032S19230004570, 032S19230004571, 032S19230004572, 032S19230004573, 032S19230004574 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27 - ФЗ.
На основании указанных решений Фондом выставлены требования от 22.05.2023 N N 032S01230004687, 032S01230004695, 032S01230004694, 032S01230004693, 032S01230004692, 032S01230004691, 032S01230004690, 032S01230004689, 032S01230004688.
10.02.2023 страхователем представлен отчет по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 (ГПД) раздела 1 за 2 месяц 2023 на 1 застрахованное лицо по истечении срока, установленного для представления (не позднее рабочего дня следующего за днем заключения/расторжения договора в соответствии пунктом 6 статьи 11 Закона N 27- ФЗ), по ТКС, что подтверждается квитанцией о регистрации от 10.02.2023 (заключение договора - 26.01.2023).
Данный факт зафиксирован актом камеральной проверки от 20.04.2023 N 032S18230004876.
Отделением принято решение от 22.05.2023 N 032S19230006066. 10.02.2023 страхователем представлен отчет по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 (ГПД) раздела 1 за 2 месяц 2023 г. на 1 застрахованное лицо по истечении срока, установленного для представления (не позднее рабочего дня следующего за днем заключения/расторжения договора в соответствии пунктом 6 статьи 11 Закона N 27- ФЗ), по ТКС, что подтверждается квитанцией о регистрации от 10.02.2023 (заключение договора - 02.02.2023).
Данный факт зафиксирован актом камеральной проверки от 20.04.2023 N 032S18230004878.
Отделением принято решение от 22.05.2023 N 032S19230006067.
10.02.2023 страхователем представлен отчет по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 (ГПД) раздела 1 за 2 месяц 2023 г. на 1 застрахованное лицо по истечении срока, установленного для представления (не позднее рабочего дня следующего за днем заключения/расторжения договора в соответствии пунктом 6 статьи 11 Закона N 27- ФЗ), по ТКС, что подтверждается квитанцией о регистрации от 10.02.2023 (заключение договора - 27.01.2023).
Данный факт зафиксирован актом камеральной проверки от 20.04.2023 г. N 032S18230004879.
Отделением принято решение от 22.05.2023 N 032S19230006068.
На основании указанных решений Фондом выставлены требования от 13.06.2023 N N 032S01230005683, 032S01230005684, 032S01230005685.
Не согласившись с вышеуказанными решениями и выставленными на их основе требованиями об уплате финансовых санкций, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о частичной обоснованности заявленных требований, поскольку из представленных пенсионным фондом доказательств не представляется возможным сделать вывод о наличии противоправного деяния и о виновном характере действий страхователя в части представления сведений по форме СЗВ-М за 2 месяцев, поскольку страхователь самостоятельно выявил и представил дополняющие сведения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предприятие является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования. В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения должника к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - за апрель, май, июнь, иль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 в отношении застрахованных лиц.
Между тем, согласно материалам дела, в данном случае страхователь своевременно представил сведения по форме СЗВ-М (исходная), что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями о доставке отчетности в ПФР, протоколами контроля сведений, из которых усматривается, что сведения по формам СЗВМ (исходная) были представлены в пенсионный фонд в установленный законом срок.
В дальнейшем страхователь устранил выявленные пенсионным фондом ошибки, и предоставил дополняющие сведения до истечения пятидневного срока на представление уточнений.
Доказательств того, что именно пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные за отчетный период до представления формы СЗВ-М (дополняющая) за спорные периоды пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, поэтому основания применить к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Доказательства того, что скорректированные обществом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М" тип "дополняющая" являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предприятие реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (за апрель, май, июнь, иль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022), откорректировав их путем представления в адрес пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющей" формы) за этот период, что допускает не применять к предприятию финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поэтому привлечение страхователя к ответственности неправомерно. В тоже время сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением 10.02.2023 представлены отчеты по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 (ГПД) раздела 1 за 2 месяц 2023 г. на застрахованных лиц по истечении срока, установленного для представления (договоры заключены - 26.01.2023, 27.01.2023, 02.02.2023 соответственно). Таким образом, Управлением нарушен срок предоставления сведений, предусмотренный в подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. При данных обстоятельствах, суд правомерно не установил оснований для признания недействительными и отмене решений от 22.05.2023 NN 032S19230006068, 032S19230006067, 032S19230006066 а также требований от 13.06.2023 NN 032S01230005683, 032S01230005684, 032S01230005685. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Управление в данном случае не учитывает, что сведения по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 (ГПД) раздела 1 изначально были поданы с нарушением срока.
Доказательств, опровергающих выводы Пенсионного фонда в указанной части, а также подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю своевременно представить необходимые сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11, которые представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения, заявителем в материалы дела не представлено. В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2023 по делу N А03-10093/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10093/2023
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю