г. Пермь |
|
29 декабря 2023 г. |
Дело N А60-40710/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 октября 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-40710/2023
по заявлению акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600)
к акционерному обществу "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" (ИНН 6623029538, ОГРН 1086623002190)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество "Уральская большегрузная техника - Уралвагонзавод", акционерное общество "Торговый дом "РЖД", акционерное общество "Концерн "Уралвагонзавод",
о взыскании 285 656 руб. 75 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее истец, АО "ФГК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" (далее ответчик, АО "НПК "Уралвагонзавод") с требованием о взыскании денежных средств в размере 285 656 руб. 75 коп.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод", АО "Торговый дом РЖД", АО "Концерн "Уралвагонзавод".
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 27.09.2023, мотивированное решение изготовлено 05.10.2023) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик, АО "НПК "Уралвагонзавод", обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований; судом не дана оценка доводам ответчика, что у части вагонов неисправность возникла вследствие сильного удара (грузом/устройствами ПРМ) при погрузке, либо при принудительном открытии люка посредством ПРМ, что свидетельствует о нарушении правил при производстве погрузочно-выгрузочных работ и правил эксплуатации Товара. Также апеллянт полагает, что у нескольких вагонов не подтвердилась неисправность, связанная с гарантийной ответственностью. Кроме того, ответчик указывает на то, что в отношении вагона N 62815014 акт - рекламация, подтверждающая наличие вины АО "НПК "Уралвагонзавод" истцом не предоставлен, таким образом, причина неисправности, место возникновения несоответствия и виновник не установлены.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Иными лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2016 между АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод" (поставщиком) и акционерным обществом "Торговый дом РЖД" (покупателем) заключен договор поставки N УБТ-648 железнодорожных грузовых вагонов, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые вагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническим обликом, указанным в приложении N 1 к договору.
10.08.2016 между АО "НПК "Уралвагонзавод" (поставщик) и АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод" (покупатель) заключен договор поставки N 422сб/7/УБТ-784, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые полувагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническими обликами, указанными в приложении N 1 к договору.
14.09.2017 между АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод" (поставщик) и АО "Федеральная грузовая компания" (покупатель) заключены договоры поставки N УБТ-1019/ФГК-552-15, N УБТ-1020/ФГК-553-15, N УБТ-1021/ФГК-554-15 по условиям которых поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые железнодорожные грузовые вагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническими обликами, указанными в приложении N 1 к договору.
28.02.2018 между АО "НПК "Уралвагонзавод" (поставщик) и АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод" (покупатель) заключен договор поставки N 72сб/7/23-01/УБТ-86, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые железнодорожные грузовые вагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническими обликами, указанными в приложении N 1 к договору.
05.10.2018 между АО "НПК "Уралвагонзавод" (поставщик) и АО "Концерн "Уралвагонзавод" (покупатель) заключен договор поставки N 723, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить продукцию, указанную в Спецификациях к настоящему договору. Изготовителем Товара является продавец.
15.04.2019 между АО "Концерн "Уралвагонзавод" (поставщиком) и акционерным обществом "Торговый дом РЖД" (покупателем) заключены договоры поставки N N УВЗ-35, УВЗ-36, УВЗ-37 железнодорожных грузовых вагонов, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые вагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническим обликом, указанным в приложении N 1 к договору.
19.07.2019 между АО "НПК "Уралвагонзавод" (поставщик) и АО "Концерн "Уралвагонзавод" (покупатель) заключен договор поставки N УВЗ-49/382сб/7, по условиям которого поставщик обязуется передать покупателю (поставить), а покупатель принять и оплатить новые железнодорожные грузовые вагоны, изготовленные в соответствии с техническими условиями и техническими обликами, указанными в приложении N 1 к договору.
Исходя из условий п. 1.5 договоров от 15.04.2019, п. 1.4 договора от 08.07.2016, АО "ТД "РЖД" приобретает товар у АО "Концерн "Уралвагонзавод" и АО "Уральская большегрузная техника Уралвагонзавод" для его дальнейшей передачи АО "ФГК" в соответствии с агентскими договорами от 25.04.2017 N ФГК-194-15, от 06.04.2016 N ФГК-203-15 которое будет осуществлять предварительную техническую приемку Товара, эксплуатировать его и вести соответствующую рекламационную и претензионную работу с поставщиком в соответствии с условиями договоров.
В соответствии с условиями договоров вагоны приобретены для АО "ФГК" (получатель), который будет их эксплуатировать и вести соответствующую рекламационную и претензионную работу с поставщиком товара в соответствии с условиями договора.
В разделе 1 договоров указано, что изготовителем товара (вагонов) является ответчик, а приобретены вагоны для дальнейшей передачи истцу.
Согласно пунктам 3.1.2 и 3.1.3 указанных договоров поставщик (производитель) вагонов предоставляет гарантийные сроки на товар и его комплектующие в соответствии с действующими ТУ на товар.
В соответствии с пунктами 3.1.2 договоров поставщик предоставляет покупателю гарантийный срок на товар, а именно, поставщик обеспечивает выполнение гарантийных обязательств завода-изготовителя (АО "НПК Уралвагонзавод").
В силу пунктов 5.1, 5.2 договоров гарантийный срок на вагон устанавливается в соответствии с техническими условиями, ГОСТами, отраслевыми стандартами, и начинается с даты поставки вагона.
По условиям договоров производитель (общество "НПК Уралвагонзавод") предоставляет гарантийный срок на товар в соответствии с действующими ТУ на товар и его отдельные комплектующие, но не менее чем до первого планового ремонта. То есть, производитель (общество "НПК Уралвагонзавод) вагонов несет гарантийную ответственность перед получателем вагонов (обществом "ФГК") за качество товара (вагонов), в том числе и комплектующих изделий товара.
Согласно пункту 5.3 договоров от 15.04.2019 стороны договорились, что рекламационная и претензионная работа между Поставщиком и Получателем будет вестись согласно Временному регламенту рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве, утвержденному ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011, либо иному документу, принятому взамен него.
Судом установлено, что в период эксплуатации 6 вагонов были отцеплены перевозчиком (ОАО "РЖД") в пути следования в текущий отцепочный ремонт по причине выявленных технологических неисправностей, возникших в пределах гарантийного срока ответственности, для выполнения ремонта в эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД".
Согласно рекламационным актам формы ВУ-41, виновным в обнаруженных дефектах, возникших в процессе эксплуатации вагонов, вследствие некачественно выполненных работ при постройке/изготовлении вагонов признано предприятие - изготовитель (АО "НПК Уралвагонзавод").
Работы по устранению неисправностей, выявленных в процессе эксплуатации вагонов, выполнены в полном объеме, истцом понесены расходы по оплате текущего отцепочного ремонта. Полагая, что затраты на ремонт были понесены вследствие изготовления ответчиком вагонов ненадлежащего качества, истец обратился к ответчику с претензиями о возмещении стоимости восстановительного ремонта.
Неисполнение ответчиком требований истца, изложенных в претензиях, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения убытков.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу.
В силу абзаца 8 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По смыслу изложенных правовых норм возмещение убытков является способом защиты, направленным на восстановление имущественных прав лица в силу необходимости возмещения (компенсации) того, что было утрачено или повреждено, либо недополучено в силу нарушения такого права.
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникшие у лица в связи с нарушением его личного неимущественного или имущественного права.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
Возмещение убытков является видом гражданско-правовой ответственности, и требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В пункте 12 Постановления N 25 разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Анализ представленных в материалы дела доказательств, с учетом приведенных норм права и установленных судом взаимоотношений сторон, позволяет суду сделать вывод о наличии прямой причинной связи между действиями ответчика, являющегося поставщиком (изготовителем) некачественных вагонов и возникновением у истца убытков, понесенных в связи с устранением за свой счет выявленных в ходе эксплуатации неисправностей вагонов.
Правоотношения сторон урегулированы договорами поставки вагонов, заключенными ответчиком с третьими лицами, положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (статья 469 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Статьей 518 ГК РФ предусмотрено право покупателя (получателя), которому поставлены товары ненадлежащего качества, предъявить поставщику требования, указанные в статье 475 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Пунктом 2 статьи 470 ГК РФ установлено, что в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статье 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В соответствии со статьей 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Требования истца о возмещении убытков мотивированы тем, что в процессе эксплуатации вагоны отцеплены перевозчиком (ОАО "РЖД") в пути следования в текущий отцепочный ремонт по причине выявленных технологических неисправностей, которые в период гарантийного срока признаны производственным браком, возникшим по причинам, не связанным с их эксплуатацией до момента передачи вагонов покупателю, в связи с чем вагоны были отцеплены перевозчиком (ОАО "Российские железные дороги") и отправлены в текущий отцепочный ремонт в эксплуатационных вагонных депо открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Возражая против исковых требований, ответчик указал недоказанность причинно-следственной связи между выявленными недостатками с действиями поставщика, представленные истцом Акт - рекламации и документы не подтверждают факт неисправностей связанных с гарантийной ответственностью, проведение работ не входящих в отцепочный ремонт по гарантии.
В соответствии с пунктом 21 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
В соответствии с пунктом 2.6 РД32ЦВ-056-97 текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными. ТОР - единый технологический процесс, в ходе которого производятся обязательные работы по проверке и замене в случае обнаружения неисправностей поглощающих аппаратов, тормозного оборудования, тележек, буксового узла, колесных пар, кузова, рамы вагона.
При заключении договоров поставки стороны договорились, что рекламационная и претензионная работа ведется согласно Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011 Президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем, либо иному нормативному документу, применение которого к данной сделке согласовано сторонами (п.5.3. договоров).
Условиями Регламента определен порядок расследования причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных обращению на сети железных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта, модернизации, которое организуется и проводится эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД". Таким образом, эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД" наделены полномочиями по установлению виновного лица, в некачественном изготовлении.
Из актов рекламации следует, что лицом, виновным в возникновении недостатков, послуживших основанием для отцепки вагонов, признан завод-изготовитель.
Факт обнаружения и устранения истцом недостатков вагонов подтвержден дефектными ведомостями формы ВУ-22, выявленные недостатки признаны производственным браком, возникшим по причинам, не связанным с их эксплуатацией до момента передачи вагонов покупателю (акты рекламации).
Вагоны отцеплены именно перевозчиком ОАО "РЖД", в связи с обнаружением неисправностей, именно ввиду технологического отказа грузового вагона, вызванного низким качеством его изготовления.
Из материалов дела следует, что истцом соблюден согласованный в договорах между сторонами порядок ведения претензионной и рекламационной работы.
Акты рекламации приняты судом в качестве доказательств неисправностей вагонов и причин их возникновения.
В соответствии с Указанием Министерства путей сообщений Российской Федерации от 13.10.1998 N Б-1190у единственным документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт формы ВУ-41-М, который составляется уполномоченными представителями ОАО "РЖД".
Таким образом, вопреки доводам ответчика, рекламационный акт формы ВУ-41-М является надлежащим доказательством выявленной неисправности (дефекта) и определения причин его возникновения, а также определения виновного в некачественном ремонте, ввиду того, что данный документ составляется работниками ОАО "РЖД", которые в силу статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяют техническую пригодность вагонов. Порядок оформления рекламационного акта единый для всех предприятий и предусмотрен во Временном регламенте ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве, утвержденном ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011.
При этом законодательно не предоставлено право иным, кроме ОАО "РЖД", юридическим лицам осуществлять технический контроль за состоянием подвижного состава, допущенного на пути общего пользования.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.11.2015 N 305-ЭС15-10026, от 21.03.2016 N 305-ЭС15-18668, N 305-ЭС15-19207, от 07.04.2016 N 305-ЭС15- 16906, согласно которой документы о выявленном дефекте вагона (акты рекламации) являются надлежащим доказательством нарушения гарантийных обязательств, так как они составлены с участием специализированной организации - эксплуатационного вагонного депо, которым выявлен дефект вагона.
Вместе с тем, это не препятствует заявлению ответчиком, как заводом-изготовителем, имеющихся возражений, предоставлению дополнительных доказательств в подтверждение данных возражений, однако, указанное право ответчиком не реализовано. Ответчиком не опровергнуто, что согласно рекламационным актам формы ВУ-41 виновным в обнаруженных дефектов, возникших в процессе эксплуатации вагонов, вследствие некачественно выполненных работ при постройке/изготовлении вагонов признано предприятие - изготовитель (АО "НПК Уралвагонзавод").
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что представленные в материалы дела документы о выявленных дефектах вагонов (акты-рекламации) являются надлежащим доказательством, подтверждающим нарушение гарантийных обязательств.
Вышеуказанные правовые подходы соответствуют правовым позициям, изложенным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 по делу N 305-ЭС15-10026, от 21.03.2016 по делу N 305-ЭС15-18668, от 21.03.2016 по делу N 305-ЭС15-19207, от 07.04.2016 по делу N 305-ЭС15-16906.
При этом, отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагонов, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения поездов.
Причинно-следственная связь между выявленными неисправностями и некачественной постройкой вагонов подтверждается актами-рекламациями.
Действительность актов-рекламаций ответчиком не опровергнута. Иные доказательства в обоснование заявленных возражений, отвечающие требованиям относимости и допустимости, ответчиком не представлены.
Истец устранил выявленные комиссией недостатки за свой счет, оплата за проведенные текущие ремонты истцом произведена, что подтверждается содержащимися в материалах дела платежными поручениями, дефектными ведомостями, актами выполненных работ.
Доказательств обратного ответчиком не предоставлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что истцом понесены соответствующие убытки, возникшие в результате поставки ответчиком некачественного товара.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по поставке товара надлежащего качества в рамках договоров и причинно-следственная связь между наступившими убытками и нарушением ответчиком своих обязательств подтверждены материалами дела. Доказательств возмещения убытков, причиненных истцу, ответчиком не представлено.
Таким образом, учитывая обстоятельства изготовления спорных вагонов, соблюдение истцом в правоотношениях с АО "НПК "Уралвагонзавод" действующего Регламента при установлении лица, виновного в возникновении оснований для оценки вагонов, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о доказанности истцом совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения убытков.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с правовой оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, истец представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между действиями ответчика и названными убытками. При установлении причинной связи между нарушением прав заявителя и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
В данном случае совокупность обстоятельств для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков доказана материалами дела, признанными судом достаточными для целей удовлетворения настоящего иска, представленные истцом рекламационные акты являются надлежащими доказательствами по делу, факт производства ремонтных работ подтвержден.
В частности судом установлено наличие в материалах дела рекламационных актов формы ВУ-41, согласно которым виновным в обнаруженных дефектов, возникших в процессе эксплуатации вагонов, вследствие некачественно выполненных работ при постройке/изготовлении вагонов признано предприятие-изготовитель (АО "НПК Уралвагонзавод").
Доказательств иного ответчиком не представлено.
Составленные в отсутствие представителя общества АО "НПК-Уралвагонзавод" рекламационные акты являются надлежащими и допустимыми доказательствами наличия вины ответчика в возникновении недостатков вагонов, поскольку ответчик был надлежащим образом уведомлен о выявленных недостатках и планируемых расследованиях, однако, на осмотр не явился.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик результат проведения расследования не оспорил, доказательств того, что при расследовании причин возникновения неисправностей вагонов были допущены нарушения, в том числе нарушены требования Регламента, не представил (статья 65 АПК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, чтобы кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Представленные истцом документы ответчиком не опровергнуты, доказательств, свидетельствующих об иной стоимости, ответчиком не приведено (ст.65 АПК РФ).
В пункте 12 Постановление Пленума ВС РФ N 25 разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Что касается размера понесенных убытков, то истец представил в материалы дела необходимые доказательства несения расходов, возникших в связи с необходимостью организации ремонта вагонов, в частности данные ремонтной организации, акты выполненных работах, расчетно-дефектные ведомости, дефектные ведомости, акты замены узлов и деталей, счет-фактуры, платежные поручения, указанный размер ущерба ответчиком не опровергнут.
Ссылки апеллянта на включение в исковые требования расходов, выходящих за рамки гарантийной ответственности, не подтверждаются материалами дела. Ответчиком не представлено доказательств того, что без действий, сопровождающих ремонтные работы, было возможно устранение выявленных неисправностей.
Суд апелляционной инстанции при этом полагает заслуживающими внимания приведенные истцом возражения по конкретным вагонам.
В частности, по вагону N 62880026 согласно заключению комиссии о причинах появления дефектов: при комиссионном осмотре вагона выявлена старая трещина балки крышки люка. Нарушены ТУ 3182-202-07518941-2013 при изготовлении вагона. Вагон не выдержал гарантийного срока эксплуатации до планового вида ремонта. При расследовании причин возникновения дефекта, следов повреждения деталей при эксплуатации вагона, а так же возникновения дефекта в нарушении правил эксплуатации вагона не обнаружено. Расследование проведено в соответствии с регламентом.
По вагону N 64444052 следует, что данный вагон действительно отцеплен по неисправности пружины код 214, который является эксплуатационным и согласно Регламента комиссионного расследования не требует. Однако, согласно Договора поставки Товара (пункты 5.2 и 5.4) ответчик несет гарантийную ответственность как на товар, так и на его составные части вне зависимости какая была выявлена неисправность "технологическая" либо "эксплуатационная". Срок указан до первого планового ремонта. Ответчиком не представлено доказательств прохождения указанным вагоном планового ремонта.
Вагон N 63132252 был отцеплен в 2023 году. Уведомление об отмене рекламационного случая представлено от 19.04.2021. В рамках настоящего дела претензия по данному вагону предъявлена 25.05.2023, в связи с чем уведомление от отмене рекламационного случая от 19.04.2021 не имеет отношение к данным дефектам.
По вагону N 64446255 следует, что случай расследован в рамках Регламента. Согласно пункту 5.3. договора поставки ответчик соглашался, что рекламационная и претензионная работа ведется согласно данного регламента. Комиссионно принято решение и сформировано заключение комиссии. Определен ответственный за допущенное нарушение.
По вагону N 64378508 следует, что за все детали на вагоне ответственность несет ответчик согласно договору. Причинно-следственная связь между выявленными неисправностями и некачественной постройкой вагона подтверждается актами-рекламациями.
Вагон N 62815014 отцеплен по неисправности колесной пары N 0005 129128-16 (клеймо "5" 10.2016 г.), имеющая неисправность: не ясные или перебитые знаки маркировки или клейма, относящиеся к изготовлению оси. Обнаружение колесных пар с неясными знаками маркировки и клеймами (перебитые знаки маркировки и клейма), не относится к технологическим дефектам, рекламационные документы в таких случаях не составляются.
Согласно п. 28.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, исключение из инвентаря колесных пар осуществляется порядком, установленным железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством, и оформляется актом формы ВУ-89 или свободной формы. Представленные истцом в материалы дела акты браковки колесных пар соответствует требованиям п. 28.1 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
Наличие проведенных текущих ремонтов не имеет правового значения. Средние ремонты колесной паре не проводились.
В соответствии с п. 4.7.2 ГОСТ 4835 (п.26.5 Руководящего документа), знаки и клейма, относящиеся к изготовлению колесной пары, должны быть выбиты на торце шейки оси с правой стороны колесной пары.
Согласно п. 4.7.3 ГОСТ 4835 (п.26.6 Руководящего документа), при монтаже буксовых узлов (средний ремонт колесной пары) на предприятиях, которые не производили формирование колесных пар, знаки и клейма о производстве монтажа должны быть выбиты на торце левой шейки оси.
Таким образом, на торце шейки оси с правой стороны колесной пары клейма и знаки ставятся только при изготовлении либо формировании колесной пары.
Клейма, подтверждающие монтаж буксовых узлов (при среднем ремонте колесной пары), ставятся с левой стороны.
Следовательно, вагонные ремонтные предприятия, которые если бы производили монтаж буксовых узлов, ставили бы свои клейма с другой стороны оси, и их действия никак не могли привести к неясности или отсутствию клейм, относящихся к изготовлению оси.
Представленными доказательства подтверждено, ни одной из спорных колесных пар средний ремонт либо иной ремонт, при котором производится демонтаж буксового узла колесной пары после их приобретения у ответчика и до обнаружения недостатков не проводился, что не отрицается ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40710/2023, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 27.09.2023, мотивированное решение изготовлено 05.10.2023), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40710/2023
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "УРАЛВАГОНЗАВОД" ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО"
Третье лицо: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ РЖД", АО "УРАЛЬСКАЯ БОЛЬШЕГРУЗНАЯ ТЕХНИКА-УРАЛВАГОНЗАВОД", АО КОНЦЕРН УРАЛВАГОНЗАВОД