г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А56-102917/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Бугорской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Захарова Л.В. по доверенности от 15.04.2024, генеральный директор Беляев А.П., выписка из ЕГРЮЛ от 15.10.2023,
от ответчика: Васильев И.В. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5729/2024) общества с ограниченной ответственностью "АРТБАЗЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2024 по делу N А56-102917/2023, принятое по иску
общества с ограниченной ответственностью "АРТБАЗЛ"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АРТБАЗЛ" (далее, истец, ООО "АРТБАЗЛ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее, ответчик, АО "НЭО") об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1316345-2023/ТКО от 23.08.23 в части пункта 4.1, изложив его на следующих условиях:
Стороны согласились объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждение: Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из фактического количества объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2024 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить в заявленном виде.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что Общество реализовало предоставленное ему законом право на выбор способа учета ТКО.
Иное означает злоупотребление правом со стороны регионального оператора, норматив в значительной мере превышает фактический объем вывозимых отходов.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, поскольку учет ТКО по контейнерам возможет только при наличии доказательств осуществления стороной раздельного сбора.
В судебном заседании истец поддержал доводы жалобы с учетом дополнений, представитель ответчика - возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд первой инстанции, ООО "АРТБАЗЛ" указало на то, что между сторонами заключен договор N 1316345-2023/ТКО от 23.08.23 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4,1. договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец с указанными условиями учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов путем расчета, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не согласился, в связи с чем 12.09.2023 направил Протокол разногласий к договору 1316345-2023/ТКО от 23.08.2023. Один экземпляр с сопроводительным письмом в 15-дневный срок Общество просило вернуть в адрес ООО "Артбазл".
Кроме того, Общество проинформировало, что договор на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами N 1316345-2023/ТКО, Дополнительное соглашение 23.08.2023 к договору на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами от 23.08.2023 N 1316345-2023/ТКО подписаны до урегулирования разногласий, изложенных в разногласий к договору на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами 1316345-2023/ТКО от 23.08.2023.
В Протоколе разногласий N 1 Общество предложило изменить старую редакцию пункта 4.1. договора и изложить его в новой редакции: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
На основании поступившей от истца заявки ответчиком был подготовлен и направлен письмом от 05.09.2023 N НЭОУ2023-32276 (далее - Письмо от 05.09.2023) в адрес истца проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с формой типового договора. Указанный проект договора получен Истцом 08.09.2023, что последним не отрицается.
12.09.2023 в адрес ответчика от истца поступило письмо от 12.09.2023 N б/н, содержащее протокол разногласий (далее - Письмо от 12.09.2023), в ответ на которое ответчиком в адрес истца письмом от 25.09.2023 N НЭО/2023-35222 (далее - Письмо от 25.09.2022) направлена информация о том, что протокол разногласий оставлен без рассмотрения.
Срок для рассмотрения ответчиком проекта договора, предусмотренный пунктом 8(12) Правил N 1156 (15 рабочих дней), истек 02.10.2023.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 8(12) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным 02.10.2023 на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, полученного истцом 08.09.2023.
АО "НЭО" не согласилось с редакцией, предложенной потребителем, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на вывоз ТКО.
Суд первой инстанции посчитал, что срок на обращение с требованиями пропущен, более того, договор является заключенным на условиях регионального оператора, в связи с чем в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при принятии решения, судом не учтено следующее.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правилами N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
Согласно пункту 8 (2) правил N 1156 при переходе прав на здания, строения и сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу) такой собственник в трехдневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Следовательно, при очевидном наличии разногласий относительно условий, на которых стороны готовы заключить договор, у суда не имеется оснований для отказа в урегулировании разногласий сторон, возникших в рамках процедуры заключения договора. Судом неправомерно применены положения статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суду следовало рассмотреть требование по существу и в порядке статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения указать вывод по спорному условию договора.
Как следует из материалов дела, между сторонами не достигнуто соглашение по пункту 4.1 договора.
В договоре, направленном региональным оператором в пункте 4.1 указано на учет ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, при этом согласно пункту 8.2 установлено, что договор распространяет свое действие на период с 01.01.2022, заключается до 31.12.2023, считается пролонгированным на будущий год, если за один месяц до окончания срока действия одна из сторон не заявит о прекращении или изменении условий.
Место складирования, метод учета и расчет объема указаны в приложении N 1 к договору (л.д. 17).
Кроме того, представлено дополнительное соглашение N 1 от 23.08.2023, в котором абзац первый пункта 4.1 Договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N SOS "Об утверждении Правил коммерческого учета объем;. и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (по местам площадкам накопления твердых коммунальных отходов, указанных потребителем в приложении N1) и из количества и объема контейнеров, для накопления твердых коммунальных отходов (по местам площадкам накопления твердых коммунальных отходов указанных потребителем в приложении N1).
Настоящее дополнительное соглашение вступает в действие с момента его подписания и распространяет свое действия на все отношения, возникшие с 01.08.2023 (дата подачи заявки ).
В приложении N 1 к дополнительному соглашению указана информация об объеме и месте сбора и накопления ТКО, согласно которой:
С 01.08.2023 по 22.08.2023 номер места сбора 78050040, расположен на ул. Уральской д. 17(3), 11-Н,
с 23.08.2023 по 31.012.2023 номер места сбора 78070877, расположен на ул. Уральской д. 17(3), 11-Н;
Расчет объема ТКО:
В первом случае производится по факту;
Во втором случае производится из кв.м. общей площади, расчетная единица - 162,5; норматив потребления - 0,396, объем ТКО в год в куб.м: 3 80565.
В протоколе разногласий указано, что истец просит в последней колонке таблицы 3 приложения N 1 к дополнительному соглашению "объем ТКО в год в куб.м": указать 128,7; ответчик - 3,11667.
Как было сказано выше, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и его форма установлены Правилами N1156.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в Правилах N354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Такая позиция поддержана Верховным Судом РФ в определениях от 11.01.2024 N307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.2024 N307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023), потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления ТКО в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Следовательно, несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
Исходя из положений пункта 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утв. Президиумом Верховного суда 13.12.2023, альтернативный порядок накопления ТКО подлежит применению равным образом как для жилых домов, так и для нежилых зданий при доказанности факта раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 13 указанного Обзора, пунктом 148(38) Правил N354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N2 к указанным правилам на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с тем при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, нахождение нежилого помещения в МКД не исключает право потребителя на выбор способа коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в МКД может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил N 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.
В данном случае ООО "АРТБАЗЛ", заявляя требование об учете объема ТКО расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования ТКО, не подтвердило осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга, однако настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров.
Принимая во внимание изложенное, истцу следует отказать в изложении пункта 4.1 Договора в предложенной им редакции. Данное условие при указанных обстоятельствах является определенным в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, указанного в дополнительном соглашении N 1.
Отказывая в удовлетворении требования, суд апелляционной инстанции принимает во внимание пояснения ответчика о том, что объем ТКО в период до заключения договора в редакции дополнительного соглашения от 23.08.2023, производился по фактическим объемам вывоза ТКО.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2024 по делу N А56-102917/2023 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между ООО "АРТБАЗЛ" и АО "Невский экологический оператор", при заключении договора N 1316345-2023/ТКО от 23.08.2023, изложив пункт 4.1 и приложение N1 в редакции дополнительного соглашения N1 от 23.08.2023, предложенной АО "Невский экологический оператор".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102917/2023
Истец: ООО "АРТБАЗЛ"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР", Россия, 195176, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Краснодонская 14