г. Самара |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А65-36268/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Барковой Марии Александровны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 16.02.2024) по делу N А65-36268/2023 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Индивидуального предпринимателя Барковой Марии Александровны, г.Казань (ОГРН 321169000198108, ИНН 166019391529)
к Приволжской электронной таможне, г.Нижний Новгород (ОГРН 1185275035219, ИНН 5260455760)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10418000-2154/2022 от 22.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Баркова Мария Александровна (далее - Заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее - Ответчик, таможенный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10418000-2154/2022 от 22.11.2023, применив статью 2.9 КоАП РФ, прекращении производства.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 16.02.2024) в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 16.02.2024) по делу N А65-36268/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, применить ст.2.9 КоАП РФ. Податель жалобы указывает на возможность квалифицикации правонарушения в качестве малозначительного и применения ст.2.9 КоАП РФ.
В материалы дела поступил отзыв таможенного органа на апелляционную жалобу, в котором Приволжская электронная таможня просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 16.02.2024) по делу N А65-36268/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11 августа 2023 г. Заявителем в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация N 10418010/110823/3111475, в которой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в том числе заявлен товар N 2 "Менструальные чаши силиконовые, представляют собой многоразовое индивидуальное средство интимой гигиены, предназначенное для сбора менструальных выделений:
1. Чаша силиконовая LUNETTE, производитель: LUNE GROUP ОY LTD, товарный знак: отсутствует, марка: LUNETTE, артикул: WZ90MU1W, модель: CUP SIZE 1 прозрачная, количество: 1000 шт.,
2. Чаша силиконовая LUNETTE, производитель: LUNE GROUP ОY LTD, товарный знак: отсутствует, марка: LUNETTE, артикул: WZ90MU2W, модель: CUP SIZE 1 синяя, количество: 1000 шт.,
3. Чаша силиконовая LUNETTE, производитель: LUNE GROUP ОУ LTD, товарный знак: отсутствует, марка: LUNETTE, артикул: WZ90MU3W, модель: CUP SIZE 1 фиолетовая, количество: 1000 шт. Происхождение: Финляндская Республика. Статистическая стоимость: 13694.83 $, Таможенная стоимость: 1332224.93 руб. Вес Нетто: 216 кг (93.39% брутто). Вес Брутто: 231.288 кг.", код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3926 90 970 9 (далее - товар).
Товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС из Германии составом транспортных средств (тягач с полуприцепом или прицепом) (код 31) в зоне деятельности Вашутинского таможенного поста (код 10013020, т/п Вашутинский), на условиях поставки EXW, в соответствии со счет-фактурой на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 28 июля 2023 г. N Т3-2549, международной товарно-транспортной накладной от 12 июля 2023 г. N 54865.
Декларантом заявлена таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления "ИМ4О".
При этом, товар N 2 "Менструальные чаши силиконовые..." по области применения продукции в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 970 9 подпадает под действие раздела II "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации" Решения N 299 и подлежит санитарно-карантинному контролю (надзору).
На основании пункта 3 статьи 324, статьи 326 ТК ЕАЭС в соответствии с Приказом ФТС России N 1560 от 25 августа 2009 года "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" для рассмотрения вопроса соблюдения запретов и ограничений по ДТ N 10418010/110823/3111475 открыты проверочные мероприятия, в рамках которых были направлены запросы для получения необходимых документов и сведений в адрес ИП Барковой Марии Александровны и в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, на основе которых составлен Акт проверки N 10418000/213/161023/40105 от 16 октября 2023 г.
В адрес ИП Барковой Марии Александровны 8 сентября 2023 г. был направлен запрос N 03-05-15/11793 с целью представления в Приволжскую электронную таможню документов, подтверждающих прохождение санитарно-карантинного контроля (штамп "Ввоз разрешен" на товаротранспортной накладной) либо письменных объяснений в случае отсутствия вышеуказанных документов и сведений.
9 октября 2023 г. в Приволжскую электронную таможню представлено письмо ИП Барковой М.А. от 6 октября 2023 г. N 0610-1 с приложениями, в котором декларант ссылается на положения Решения Комиссии таможенного союза N 299 от 28 мая 2010 года в части непроставления штампа "Ввоз разрешен" после введения в действия интегрированной информационной системы Союза (пункт 20) и сообщает помимо прочего следующее: "...при прохождении таможенной границы таможенному органу представителем перевозчика были предоставлены перевод сопроводительных документов с указанием кодов ТН ВЭД, CMR, экспортная декларация.. задекларированный товар... имеет свидетельство о государственной регистрации N ВУ.7О.О6.О1.О12.Е.ОО281О.О7.2О от 20.07.2020...считаем, что проставление штампа "Ввоз разрешен" не требуется...представитель перевозчика не может повлиять на решение должностного лица при анализе сопроводительных документов". В представленной CMR от 12 июля 2023 г. N 54865 отсутствуют отметки о прохождении санитарно-карантинного контроля (надзора). Иные документы (сведения) о прохождении санитарно-карантинного контроля (надзора) декларантом также не представлены.
В целях всестороннего рассмотрения вопроса соблюдения участником внешне-экономической деятельности требований законодательства в области санитарно-карантинного контроля (надзора) направлено письмо в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор) по Московской области (от 8 сентября 2023 г. N 03-05-15/11796), в целях предоставления информации о прохождении ИП Барковой Марией Александровной санитарно карантинного контроля по ДТ N 10418010/110823/3111475 и проставлялся ли штамп "Ввоз разрешен" на товарно-транспортном документе от 12 июля 2023 г. N 54865; подлежит ли указанный товар санитарно - карантинному контролю и требуется ли проставление штампа "Ввоз разрешен" на товарно-транспортных документах.
В ответ на запрос Роспотребнадзор по Московской области указывает, что согласно имеющейся информации отметка штампа "Ввоз разрешен" либо "Ввоз запрещен" на товарно-транспортные документы от 12 июля 2023 г. N 54865 ИП Баркова Мария Александровна не проставлялась.
Таким образом, ИП Барковой Марией Александровной при таможенном декларировании товара N 2 "Менструальные чаши силиконовые.. с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 970 9 по ДТ N 10418010/110823/3111475 не были соблюдены запреты и ограничения в части осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), утвержденного Решением N 299.
По указанному факту Ответчиком в отношении Заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 07.11.2023, в котором действия предпринимателя квалифицированы по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением таможенного органа N 10418000-2154/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.11.2023 Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (п.2 ст.208 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление получено Заявителем 28.11.2023, заявление в суд подано предпринимателем 08.12.2023, то есть в пределах установленного законом срока.
Согласно ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу статьи 111 ТК ЕАЭС декларация на товары (далее - ДТ) зарегистрирована под номером N 10418010/110823/3111475.
На основании пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом: соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Решением Комиссии таможенного союза N 299 от 28 мая 2010 года "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение N 299) в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товаров), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза ввоз и обращение продукции (товаров) утвержден "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации" Единого Перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность.
Основанием для отнесения подконтрольной продукции (товаров) к разделам II и III Единого перечня продукции (товаров) при их ввозе и обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающие указанную в разделах II и Ш Единого перечня продукции (товаров) область применения продукции.
В Раздел II Единого перечня включены, кроме прочих, предметы личной гигиены для взрослых (пункт 10 раздела II Единого перечня продукции).
Продукция "Изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901-3914, относящиеся к продукции (товарам), поименованной в пунктах 6, 9 - 11 настоящего раздела" с кодом ТН ВЭД ЕАЭС "из 3926" поименована в разделе II "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации" Единого Перечня продукции (товаров).
Следовательно, товар N 2 "Менструальные чаши силиконовые..." по области применения продукции в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 970 9 подпадает под действие раздела II "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации" Решения N 299 и подлежит санитарно-карантинному контролю (надзору).
В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского Экономического союза, подконтрольной продукцией товарами, перемещаемой через таможенную границу Евразийского Экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 299 для целей таможенного контроля должны представляться товаросопроводительные документы с отметкой о прохождении санитарно-карантинного контроля (надзора) (штамп "Ввоз разрешен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также отметка личной номерной печатью).
В настоящее время интегрированная информационная система Союза, позволяющая осуществлять контроль наличия государственной регистрации подконтрольных товаров и их соответствие транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам в действие не введена. Товары, подлежащие санитарно-карантинному контролю, помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Пунктом 2 приложения N З к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) определено, что "интегрированная информационная система Союза" (далее - ИИСС) это организационная совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Комиссии, объединенных национальными сегментами государств-членов и интеграционньпл сегментом Комиссии. Следуют отметить, что информационный обмен на инфраструктуре ИИСС в части предоставления информации в электронном виде о разрешительных документах в настоящее время не осуществляется. Евразийской экономической комиссией совместно с уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС проводятся работы по реализации общего процесса ЕАЭС в таможенной сфере "Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений" (пункт 1 перечня общих процессов, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 29.04.2015 N 29). Доработка информационно - программных средств ЕАИС таможенных органов в настоящее время проводится. Планирование сроков проведения тестирования для реализации указанного общего процесса в информационно-программных средствах будет возможно по результатам приемки Евразийской экономической комиссией работ по разработке (доработке) сервисов реализации общих процессов и (или) программных компонентов для целей тестирования. До завершения таких работ в случае представления документов на бумажном носителе решение о ввозе подконтрольных товаров оформляется должностным лицом уполномоченного органа путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Ввоз разрешен", заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.
Наличие свидетельства о государственной регистрации подтверждает только факт государственной регистрации подконтрольных товаров, в то время как подтверждением прохождения санитарно-карантинного контроля (надзора) является проставление отметок уполномоченным органом о соответствии ввозимого подконтрольного товара на товаросопроводительных документах в виде соответствующего штампа "Ввоз разрешен".
Решение N 299 было опубликовано 28 июня 2010 г., т.е. является официально опубликованным документом и открытым для общего ознакомления, соответственно ИП Баркова Мария Александровна имела возможность, до подачи в таможенный орган ДТ, ознакомиться с положениями данного Решения и предпринять меры по прохождению санитарно-карантинного контроля (надзора) в отношении товара.
Таким образом, ИП Барковой Марией Александровной не были предприняты необходимые действия для осуществления санитарно-карантинного контроля (надзора) в отношении контролируемой продукции по ДТ N 10418010/110823/3111475.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида контроля.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, не проставление штампа "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль" сотрудниками таможенного органа не снимает ответственность с декларанта подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм таможенного законодательства, следует, что обязанность по соблюдению запретов и ограничений при таможенном декларировании товара возложена исключительно на декларанта.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в том числе, письмам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 25 сентября 2023 г. N 50-00-09/13-45116-2023, при таможенном декларировании товара N2 в ДТ N 10418010/110823/3111475 надлежащим образом оформленного документа, свидетельствующего о прохождении санитарно-карантинного контроля, представлено не было.
Доказательств обратного предпринимателем не представлено. Из заявления следует, что ИП Баркова М.А. признает факт наличия правонарушения.
Непредставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по ДТ N 10418010/110823/3111475, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что предприниматель правомерно привлечен таможенным органом к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
Доказательств того, что Заявителем были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Нарушений процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не превышен.
Заявитель полагает, что назначенное ему наказание является чрезмерным.
Оценив обстоятельства данного конкретного дела, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения норм о малозначительности совершенного правонарушения по следующим основаниям.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О).
В рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания совершенного Заявителем административного правонарушения малозначительным, поскольку данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере таможенного регулирования (контроля). Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, предприниматель не представил.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако, в рассматриваемом случае ввоз спорного товара, при отсутствии сведений прохождении санитарно-карантинного контроля, несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена.
Административным органом назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств. Штраф в размере 50 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного предпринимателем правонарушения, связанного с несвоевременным представлением Ответчику сведений.
В соответствии с ч. 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Наличие в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
Доводы жалобы о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения ст.2.9 КоАП РФ приводились в суде первой инстанции, рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 16.02.2024) по делу N А65-36268/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36268/2023
Истец: ИП Баркова Мария Александровна, г.Казань
Ответчик: Приволжская электронная Таможня, г.Нижний Новгород
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд