г. Киров |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А31-11865/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" Кадамцевой Л.Ю., действующей на основании доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2024 по делу N А31-11865/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" (ОГРН 1147748024808, ИНН 7727852071) к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (ОГРН 1034408610411, ИНН 4401006568)
о признании незаконным и отмене распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Фактор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление) от 02.08.2023 N 2481-р "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Южная, в районе дома 3)" и обязании Управления в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на использование земель в соответствии с поданным заявлением от 25.07.2023 N Ф-0727.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что Порядком использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы, утвержденным Решением Думы города Костромы от 30.05.2013 N 79, не предусмотрено размещение в границах озелененной территории антенно-мачтового сооружения. Размещение антенно-мачтового сооружения приведет к невозможности использования земель в соответствии с Правилами землепользования и застройки, которые предусматривают возможность размещение объектов в пределах территориальной зоны Р-1 ограниченного перечня, в состав которого сооружения связи не входят.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы Управления, представитель в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Ответчик явку представителей в заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество как исполнитель национального проекта "Информационная инфраструктура" (Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" до 2023 года) производит строительство современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - антенных металлических опор для размещения оборудования сотовой связи, что обеспечивает улучшение качества связи и высокоскоростного мобильного интернета, а также, развитие цифровых сервисов, в том числе государственных.
25.07.2023 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в муниципальной собственности, расположенных по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Южная, в границах кадастрового квартала 44:27:080516, площадью 6 кв. м, сроком использования 3 года, в целях размещения сооружения связи (антенная металлическая опора), высотой 39 м, заглублением 3,8 м, для размещения которой не требуется разрешение на строительство, а также не требуется вырубка кустарников и деревьев. К заявлению приложены схема границ предполагаемых к использованию земель или земельного участка на кадастровом плане территории, а также документы, подтверждающие основания для использования земельного участка для размещения объекта (проектная документация, схема размещения объекта, пояснительная записка по обоснованию размещения сооружения связи).
По результатам рассмотрения заявления и представленного пакета документов распоряжением заместителя начальника Управления от 02.08.2023 N 2481-р Обществу отказано в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Южная, в районе дома N 3), в целях размещения сооружения связи (антенная металлическая опора), для размещения которой не требуется разрешение на строительство.
В качестве основания Управление, сославшись на пункт 3 части 6 статьи 3 Закона Костромской области от 07.07.2015 N 708-5-ЗКО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" указало, что размещение объекта связи приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в функциональной и территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования Р-1, в границах которой размещение объектов возможно только после разработки документации по планировке территории, которой может быть определено размещение, в том числе объектов связи.
Посчитав отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Нормами статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который вошли линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Объект, на размещение которого Общество испрашивало разрешение, представляет собой металлическую антенную опору высотой 39 м, площадью 6 кв. м, не относится к объектам недвижимости, не является особо опасным и технически сложным сооружением и на размещение данного сооружения связи не требуется получения разрешения на строительство, в связи с чем, указанное сооружение связи может быть размещено на земельном участке, находящемся в публичной собственности, без его предоставления и установления сервитутов на основании выданного разрешения.
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ принят закон Костромской области от 07.07.2015 N 708-5-ЗКО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 708-5-ЗКО).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Костромской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения является, в том числе если размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории (пункт 3 части 6 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО).
Управление отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка в связи с тем, что размещение объекта связи приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в функциональной и территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования Р-1, в границах которой размещение объектов возможно только после разработки документации по планировке территории, которой может быть определено размещение, в том числе объектов связи.
Постановлением Администрации города Костромы от 28.06.2021 N 1130 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы (далее - Правила землепользования), устанавливающие порядок регулирования органами местного самоуправления города Костромы отношений по градостроительному зонированию территории города Костромы и реализации документов градостроительного зонирования (пункт 1.1.1).
Согласно пункту 2.2.1 части 1 Правил землепользования на Карте градостроительного зонирования территории города Костромы среди территориальных зон выделен вид природно-рекреационной зоны Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования).
Земельные участки, занятые зелеными насаждениями общего пользования, предназначены для кратковременного отдыха населения и относятся к территориям, выполняющим рекреационные функции. Развитие данных территорий возможно только после разработки документации по планировке территории, за исключением, если документами территориального планирования предусмотрено размещение объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 5.2.1 части 2 Правила землепользования).
В силу пункта 5.2.3 части 2 Правила землепользования в пределах зоны зеленых насаждений общего пользования Р-1 могут размещаться нестационарные торговые объекты, рекламные конструкции, игровые, детские площадки, общественные туалеты, освещение, газоны, цветники, рабатки, летние театры, фонтаны, малые архитектурные формы, площадки для выгула собак.
Согласно приведенным в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 18.03.2016 N Д23и-1239 разъяснениям, размещение антенно-мачтовых сооружений связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В примечании N 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, также установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию в том числе антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Поскольку Федеральным законом иные правила по сравнению с примечанием 2 к данному приказу не установлены, судом верно указано, что это означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Соответствующий подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 21.02.2018 N 41-АД18-5, определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N 127-КГ18-13.
Таким образом, для размещения спорного объекта на земельном участке, находящемся в территориальной зоне Р-1, не требовалась разработка документации по планировке территории.
Согласно постановлению Администрации города Костромы от 29.07.2019 N 1300 зеленые насаждения по улице Южной отнесены к озелененной территории общего пользования.
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 Порядка использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 30.05.2013 N 79 (далее - Порядок N 79), озелененной территорией общего пользования является озелененная территория, предназначенная для озеленения и использования в рекреационных и экологических целях и доступная для неограниченного круга лиц, в том числе территории парков, городских садов, скверов, бульваров.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Порядка N 79 использование озелененных территорий, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
На озелененных территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (часть 5 статьи 7 Порядка N 79).
В заявлении о выдаче разрешения на использование земельного участка Общество указывало, что для размещения сооружения связи не требуется вырубка кустарников и деревьев. К заявлению были приложены схема границ предполагаемых к использованию земель или земельного участка на кадастровом плане территории, схема размещения объекта, проектная документация.
С учетом представленных документов Управление не доказало, что размещение временного сооружения связи (антенной металлической опоры) приведет к невозможности использования земель в соответствии с Правилами землепользования, окажет негативное воздействие на озелененные территории и будет препятствовать осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Нахождение земельного участка на озелененной территории, вопреки мнению ответчика, автоматически не влечет невозможность установки сооружения связи на данном участке.
Таким образом, распоряжение Управления от 02.08.2023 N 2481-р не соответствует закону.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемой ситуации имела место предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2024 по делу N А31-11865/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2024 по делу N А31-11865/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11865/2023
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙБЕЗОПАСНОСТИ "ФАКТОР"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ