г. Хабаровск |
|
27 апреля 2024 г. |
А04-7878/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Мангер Т.Е., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Очкур Олега Николаевича
на решение Арбитражного суда Амурской области от 14.11.2023
по делу N А04-7878/2023
по заявлению Очкур Олега Николаевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (ОГРН 1052800034385, ИНН 2801102086), Орловой М.А.
об оспаривании определения от 17.08.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, возвращении материалов в надзорный орган для составления протоколов и направлении их на рассмотрение по подведомственности
третье лицо индивидуальный предприниматель Дыбова Дина Викторовна (ОГРНИП 315280100003777, ИНН 281201266760)
УСТАНОВИЛ:
Очкур Олег Николаевич (далее - Очкур О.Н.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с требованиями признать незаконным определение от 17.08.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Амурской области) Орловой М.А., о возвращении материалов в надзорный орган для составления протоколов и направлении их на рассмотрение по подведомственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Дыбова Дина Викторовна (далее - ИП Дыбова Д.В.).
Решением суда от 14.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Очкур О.Н. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе приведены доводы о допущенных судом нарушениях со ссылкой на статью 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившихся в не оглашении в судебном заседании решения от 14.11.2023 в полном объеме, не направлении его по почте. Также указывает на не уведомление о времени и месте судебного заседания представителя Очкур Г.О. Считает, что судом не рассмотрено ходатайство об отводе, не вынесено мотивированное определение. Суд незаконно отказал в вызове на рассмотрение жалобы должностного лица, выносившего определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; необоснованно не ознакомил с документами, указанными в приложении к отзыву административного органа, поступивших в суд в электронном виде; незаконно не принял доказательства на диске с видеозаписью общения с продавцом; незаконно отказал в осуществлении видеосъемки процесса собственным видеозаписывающим устройством; безосновательно приобщил отзыв, подписанный Швец Ю.А., с приложенными документами. Также указывает на нарушение судом статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Обращает внимание на допущенные, по его мнению, судом процессуальные нарушения при составлении протокола судебного заседания.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, как посредством почтового отправления, так и путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.07.2023 в адрес Управления Роспотребнадзора по Амурской области (вх. N 1273/ж-2023) поступило заявление Очкур О.Н., в котором он просил возбудить в отношении продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории базы "Амур" по адресу: г. Благовещенск, ул. Пионерская 150, дело об административном правонарушении в связи с не доведением до сведения потребителей информации о продавце, о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (в случае если деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем).
При проверке обращения в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, по заданию руководителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 16.08.2023 проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом на предмет выявления/отсутствия нарушений обязательных требований, по результатам которого установлено, что при входе в магазин-склад "Инструменты, автотовары, тысяча мелочей", слева от входа, в торговом зале, на стене, размещены: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП Дыбовой Д.В., ОГРНИП: 315280100003777 от 27.03.2015; Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"; книга отзывов и предложений; свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации с присвоением ИНН 281201266760. Кроме того, в торговом зале зафиксировано наличие книги отзывов и предложений, которая прошита, пронумерована, заведена 01.11.2017 ИП Дыбовой Д.В., имеется оттиск печати и подпись предпринимателя. Иных записей в книги отзывов и предложений не установлено.
Результаты выездного обследования отражены в протоколе осмотра от 16.08.2023, фотоматериалах, в составленном начальником отдела защиты прав потребителей Орловой М.А. мотивированном представлении от 17.08.2023 N 1.
Оценив обращение и проанализировав выездное обследование торгового объекта, контролирующий орган пришел к выводу, что информация о государственной регистрации продавца и наименовании зарегистрировавшего его органа размещена в торговом зале, доступна для обозрения всем потребителям.
Учитывая, что по результатам оценки достоверности изложенных в обращении Очкур О.Н. от 19.07.2023 вх. N 1273/ж-2023 сведений, путем проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, установлена недостоверность сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям заявителя, с учетом недоказанности события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом управления вынесено определение от 17.08.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Обращение Очкур О.Н. в части несоблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" перенаправлено по компетенции в Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области.
Не согласившись с определением от 17.08.2023, Очкур О.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В примечании к статье 28.1 КоАП РФ указано, что положения части 3.1 указанной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется, в том числе Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 15 Закона N 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Как следует из пунктов 4, 14, 32 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005, предметом государственного контроля (надзора) в данной области является соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в порядке, установленном Законом о государственном контроле.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которые могут быть получены в силу пункта 1 части 1 статьи 58 названного Федерального закона при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
При этом в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлен исчерпывающий перечень оснований проведения в 2022 - 2024 годах внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе при условии согласования с органами прокуратуры, в частности, при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки принимается контрольным (надзорным) органом на основании оценки соответствия конкретных обстоятельств, содержащихся в таких обращениях, требованиям пункта 3 Постановления N 336, что обусловлено необходимостью исключения возможных злоупотреблений со стороны заявителей, избежания избыточных процедур и чрезмерной административной нагрузки в отношении проверяемых субъектов.
Из пункта 9 Постановления N 336 следует, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В силу пункта 3 части 3 статьи 58 Закона N 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
Пунктом 2 части 3 статьи 56 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что выездное обследование является видом контрольных (надзорных) мероприятий, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом.
Выездное обследование представляет собой контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований (часть 1 статьи 75 Закона N 248-ФЗ).
Из положений части 2 статьи 75 Закона N 248-ФЗ следует, что выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Закона N 248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: осмотр; отбор проб (образцов); инструментальное обследование (с применением видеозаписи); испытание; экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Закона N 248-ФЗ).
Также следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Таким образом, решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события или состава административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, уполномоченный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно статье 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Абзац второй пункта 1 статьи 9 Закона N 2300-1 обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) - индивидуального предпринимателя - предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 58 Закона N 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности указанных в обращении Очкур О.Н. от 19.07.2023 вх. N 1273/ж-2023 сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, 16.08.2023 должностным лицом управления проведено контрольно-надзорное мероприятие без взаимодействия в отношении ИП Дыбовой Д.В., осуществляющей деятельность в магазине-складе "Инструменты, автотовары, тысяча мелочей" на территории базы "Амур" по адресу: 675000, г. Благовещенск, ул. Пионерская 150.
В ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия не установлено факта не доведения до сведения потребителей информации о продавце, о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (в случае если деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем).
В частности, из протокола осмотра от 16.08.2023, фотоматериалов, мотивированного представления от 17.08.2023 N 1 следует, что в торговом зале, на стене, размещены: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП Дыбовой Д.В. ОГРНИП: 315280100003777 от 27.03.2015, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации с присвоением ИНН 281201266760. Кроме того, в торговом зале зафиксировано наличие книги отзывов и предложений, которая прошита, пронумерована, заведена 01.11.2017 ИП Дыбовой ДБ, имеется оттиск печати и подпись предпринимателя.
Таким образом, поскольку изложенные в обращении доводы заявителя о не доведении продавцом до сведения потребителей информации о продавце, о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа не нашли своего подтверждения в ходе контрольно-надзорного мероприятия, поэтому административный орган в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП определением от 17.08.2023 законно отказал в возбуждении дела об административном правонарушении.
Судебная коллегия проверила довод заявителя жалобы о нарушении судом статьи 205 АПК РФ, однако его обоснованность не нашла своего подтверждения по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение судом статьи 29.11 КоАП РФ и не оглашение в судебном заседании решения в полном объеме отклоняется, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, осуществляется по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ и КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 176 АПК РФ решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда.
В силу части 2 указанной статьи в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов настоящего дела, в судебном заседании 14.11.2023 с участием лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции, огласив только резолютивную часть принятого им решения, отложил изготовление указанного решения в полном объеме на срок, установленный частью 2 статьи 176 АПК РФ. Решение в полном объеме изготовлено 14.11.2023.
Относительно довода жалобы о не направлении решения в полном объеме судебной коллегией установлено следующее.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" разъяснено, что судебный акт арбитражного суда, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (часть 1 статьи 177, часть 1 статьи 186 АПК РФ).
С учетом указанного разъяснения решение суда в полном объеме от 14.11.2023 по настоящему делу в форме электронного документа размещено 15.11.2023 (11:28:52 мск) на официальном сайте суда по адресу http://www.amuras.arbitr.ru и в публичной информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Довод жалобы о не уведомлении о времени и месте рассмотрения дела представителя Очкур Г.О. отклоняется как несостоятельный, поскольку в соответствии с требованиями части 1 статьи 121 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта арбитражным судом извещаются только лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса. В силу статьи 40 АПК РФ представители не входят в состав лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия отклоняет ссылку в апелляционной жалобе на то, что суд не рассмотрел ходатайство Очкур О.Н. об отводе судьи, как противоречащую содержанию аудиозаписи судебного заседания от 17.10.2023 и протоколу судебного заседания от 17.10.2023 в письменной форме.
Мотивы, по которым отклонен отвод судьи, изложены в определении от 17.10.2023, направленном лицам, участвующим в деле, в том числе Очкур О.Н. по адресу, указанному в жалобе (675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 1, кв. 26), и получено адресатом 26.10.2023, что подтверждается сведениями сервиса акционерного общества "Почта России" отслеживания РПО (ШПИ 67503088497441) и почтовой карточки.
Таким образом, изложенное не свидетельствует об обстоятельствах, которые бы препятствовали судье рассматривать настоящее дело.
Отклоняется как несостоятельный довод о том, что суд незаконно отказал в вызове на рассмотрение жалобы должностного лица, выносившего определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку апеллянт не раскрыл такую необходимость и не пояснил, чем конкретно обусловлена необходимость участия в судебном разбирательстве указанного должностного лица, помимо действующего по доверенности представителя управления, и в соответствии с какой нормой права суд должен признать его явку обязательной.
При оценке довода заявителя о незаконном отказе в заседании суда 14.11.2023 в ознакомлении с приложенными к отзыву электронными документами судебная коллегия признает его подлежащим отклонению, исходя из следующего.
В части 1 статьи 131 АПК РФ закреплена процессуальная обязанность ответчика, заключающаяся в представлении или направлении в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыва на иск с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в иске, и прилагаемых к нему документов.
В силу абзаца второго части 1 статьи 131 АПК РФ письменный отзыв может быть представлен ответчиком в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.
Отзыв Управления Роспотребнадзора по Амурской области с приложениями поступил в суд в электронном виде через публичную информационную систему "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru 12.10.2023. Управление направило отзыв Очкур О.Н. по почте 12.10.2023, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, и получен адресатом 19.10.2023 согласно сведениям сервиса акционерного общества "Почта России" отслеживания РПО (ШПИ 80092789649514).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель заблаговременно воспользовался правом на ознакомление с материалами электронного дела, однако ему было отказано, следовательно, применительно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судебная коллегия проверила довод жалобы об отказе суда в удовлетворении ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела доказательства, однако он не может быть принят во внимание, поскольку ходатайство о приобщении диска с видеозаписью могло быть заявлено в суде первой инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 АПК РФ).
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что диск с видеозаписью не исследовался административным органом при проверке обращения Очкур О.Н. от 19.07.2023 вх. N 1273/ж-2023 на предмет наличия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Вопреки доводу заявителя о незаконном отказе в удовлетворении ходатайства об осуществлении видеосъемки судебного процесса, суд апелляционной инстанции не усмотрел нарушение судом части 7 статьи 11 АПК РФ, пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе" с учетом того, что ведение судебных заседаний 17.10.2023 и 14.11.2023 фиксировалось в протоколах в письменной форме и посредством использования средств системы аудиозаписи, при этом отсутствовали доказательства использования неисправных технических устройств.
В жалобе заявитель также указывает на необоснованное приобщение к материалам дела отзыва Управления Роспотребнадзора по Амурской области, подписанного представителем, однако это не противоречит части 2 статьи 62, частям 1, 8 статьи 131 АПК РФ. Полномочия подписавшего отзыв представителя управления по доверенности Швец Ю.А. прямо оговорены в доверенности от 09.01.2023 N 9.
Ссылка заявителя на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм, выразившихся в отказе в принятии замечаний на протокол, подлежит отклонению.
В данном случае суд первой инстанции правомерно определением от 26.10.2022 отклонил замечания на протокол судебного заседания от 20.10.2022, исходя из того, что в силу части 2 статьи 155 АПК РФ протокол судебного заседания является дополнительным средством фиксирования данных о ходе судебного заседания и, вопреки доводам заявителя, указанной нормой не предусмотрена обязательная фиксация в протоколе всех действий, совершаемых лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 14.11.2023 по делу N А04-7878/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7878/2023
Истец: Очкур Олег Николаевич
Ответчик: Должносное лицо федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Орлова М.А., Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и бдагополучия человека по Амурской области
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, ИП Дыбова Дина Викторовна, Арбитражный суд Дальневосточного округа, Очкур Глеб Олегович, Шестой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1393/2024
23.04.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-195/2024
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-492/2024
14.11.2023 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-7878/2023