г. Саратов |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А12-18256/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бессоновой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное Эксплуатационное Управление" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-18256/2023
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное Эксплуатационное Управление" (404112, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пушкина, 113-М, 4, ОГРН: 1143435004954, ИНН: 3435314167)
к Контрольному управлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-т им. Ленина, д. 19, оф. 219, ОГРН: 1223400000746, ИНН: 3435142246)
об оспаривании предписания
заинтересованное лицо: Баранов Сергей Викторович,
участники процесса в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное Эксплуатационное Управление" (далее - ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление", заявитель, Общество) с заявлением к Контрольному управлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Контрольное управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 19.06.2023 N 255-л/2023.
К участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечен Баранов Сергей Викторович (далее - Баранов С.В.).
Решением от 22 января 2024 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" оставил без удовлетворения.
ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Контрольным управлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.03.2024.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Определением от 24.04.2024 в связи с нахождением в отпуске судьи Пузиной Е.В. произведена замена судьи Пузиной Е.В. на судью Землянникову В.В., в связи с заменой судьи рассмотрение дела начинается с самого начала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" является управляющей организацией многоквартирного дома N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области.
На основании решения от 29.05.2023 N 255-1/2023, Контрольным управлением в рамках организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая документарная проверка.
В рамках проверки выявлено, что Обществом в платежных документах за февраль 2023 года, выставленных потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92) произведен перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов по холодному и горячему водоснабжению (далее - ХВС, ГВС), электроэнергии, потребленных при использовании и содержании общего имущества (далее - СОИ) за весь 2022 год. Однако Постановление N 92 вступило в силу с 01.09.2022, перерасчёту подлежит размер расходов на оплату указанных коммунальных услуг с 01.09.2022 по 31.12.2022. Административным органом сделан вывод, что Обществом неправомерно применён период перерасчёта, что противоречит действующему законодательству.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 19.06.2023 N 255-л/2023.
19 июня 2023 года Управлением в адрес ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 255-л/2023 со сроком выполнения до 25.09.2023, которым предписано произвести корректировку произведенного перерасчета платы за коммунальные ресурсы ХВС, ГВС, электроэнергии СОИ, учитывая период 01.09.2022 по 31.12.2022 потребителям МКД N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что предписание от 19.06.2023 N 255-л/2023 является незаконным, ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу, что требования оспариваемого предписания соотносятся с теми положениями законодательства, которые должны выполняться управляющей организацией в процессе ее деятельности в обязательном порядке и должностное лицо Управления, установив нарушения обязательных требований, правомерно, в пределах предоставленных полномочий, выдало предписание.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Полномочия Контрольного управления по осуществлению муниципального жилищного контроля, государственного жилищного контроля (надзора) установлены пунктом 2.3 Положения о Контрольном управлении администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утверждённого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 28.01.2022 N 49/422.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" является управляющей организацией многоквартирного дома N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области.
Вышеуказанный жилой дом оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения, тепловой энергии, электроэнергии, (далее - ОДПУ).
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ предусматривает, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемых предписаний, установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе внеплановой документарной проверки ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" Управлением установлено, что в платёжных документах февраль 2023 года, собственникам помещений многоквартирного дома N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области Обществом выставлена плата за содержание жилого помещения, в том числе, плата по коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества с произведенным перерасчетом исходя из показаний ОДПУ, за период с января по декабрь 2022 года.
Протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, отсутствует.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
С 01.09.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлен порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Постановление N 92 вступило в силу с 01.09.2022, что отражено в пункте 2 указанного Постановления.
С 01.09.2022 коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению в полном объеме - по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с положениями статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие; акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 29(2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491 в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом. Порядком также предусмотрен досрочный перерасчет размера платы, который производится при прекращении управления домом (смена управляющей компании либо способа управления).
Таким образом, периодом, за который осуществляется перерасчёт в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчёт осуществляется.
Согласно пункту 2 Постановления N 92 оно вступает в силу с 01 сентября 2022 года. Указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, в данном Постановлении не имеется.
Следовательно, положения пунктов 29(2) и 29(3) Правил N 491 при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в случае наличия ОДПУ и отсутствия решения общего собрания собственников помещений, применяются только с 1 сентября 2022 года.
Однако Обществом перерасчёт с применением данных пунктов произведён за весь 2022 год.
Так, согласно акту проверки от 19.06.2023 N 255-л/2023 произведённый перерасчёт расходов по спорным коммунальным ресурсам за 2022 год в платёжном документе за февраль 2023 года составил:
на оплату электроэнергии СОИ - 245,22 руб. (за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 должен быть перерасчёт платы в сумме 112,11 руб.),
на оплату ГВС СОИ - 993,48 руб. (за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 должен быть перерасчёт платы в сумме 359,76 руб.),
на оплату ХВС СОИ - 616,28 руб. (за период с 01.09.2022 по 31.12.2022 должен быть перерасчёт платы в сумме 163 руб.).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции признаёт законным и обоснованным вывод Управления в оспариваемом предписании о том, что перерасчет размера платы по спорным коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества, произведенный ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" за период с января по август 2022 года в многоквартирном доме N 67 по ул. Мира города Волжский Волгоградской области, является неправомерным.
Позиция заявителя, что положения подпункта "а" пункта 29(3) Правил N 491 чётко и однозначно определяют период перерасчёта равный одному календарному году, и в 1 квартале 2023 года прошедшим календарным годом будет весь 2022 год, является ошибочной, основанной на неверном толковании норм права.
Установление в подпункте "а" пункта 29(3) Правил N 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления Правительства РФ N 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2023 по делу N А12-9801/2023, поддержанная Верховным судом Российской Федерации в Определении от 29.03.2024 N 306-ЭС24-2498.
Ссылки Общества на разъяснения Минстроя России относительно производства перерасчёта платы за 2022 год, отклоняются судом апелляционной, поскольку указанные разъяснения не являются нормативным актом и не подлежат обязательному применению судом.
Таким образом, внесённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 изменения о возможности перерасчёта платы за коммунальный ресурс, исходя из показаний ОДПУ, начали действовать и подлежат применению только с 1 сентября 2022 года.
Учитывая изложенное, у Контрольного управления имелись основания для выдачи оспоренного предписания, которое, в свою очередь содержит указание на нарушенные Обществом правовые нормы, мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения допущенных нарушений, и конкретный срок исполнения таких мероприятий.
Оспоренное предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам заявителя, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "УК "Жилищное Эксплуатационное Управление" удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-18256/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18256/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Баранов Сергей Викторович