г. Владивосток |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А24-5783/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Д.А. Самофала,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-1387/2024
на решение от 09.02.2024
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-5783/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" (ИНН 4101036120, ОГРН 1024101032702)
о взыскании 10 914,74 руб. задолженности, 48,39 руб. пени, длящейся пени,
при участии:
от истца: представитель К.В. Кортюкова по доверенности от 01.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 77709), паспорт,
от ответчика: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" (далее - ответчик, ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", учреждение) о взыскании 10 914 руб. 74 коп. долга по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период июнь - сентябрь 2023 года; 48 руб. 39 коп. пеней, начисленных за период с 18.10.2023 по 30.11.2023, со взысканием пеней на сумму долга по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 09.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. По тексту жалобы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что по мнению истца, в жилых помещениях специализированного жилищного фонда обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у правообладателя независимо от факта заселения специализированного жилищного фонда. Истец полагает, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Ответчик отношение к апелляционной жалобе не выразил, отзыв на неё не представил.
Определением от 29.03.2024 рассмотрение дела назначено в судебное заседание с вызовом сторон на 23.04.2024.
К судебному заседанию от истца поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.
По тексу письменных дополнений истец указывает, что обязанность по оплате ресурса, поставленного в спорное жилое помещение, лежит на ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", владеющем в исковом периоде спорным помещением на праве оперативного управления. Считает, что наниматель вносит плату наймодателю (собственнику/правообладателю жилого помещения), который в свою очередь заключает договор на предоставление коммунальных услуг исполнителем (ресурсоснабжающая организация или управляющая организация).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда своих представителей не направил, заявлений, ходатайств не представил, в связи с чем суд на основании статей 156, 266 АПК РФ приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителей ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "Камчатскэнерго" на территории г. Петропавловска-Камчатского осуществляет поставку коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение), в том числе в многоквартирный дом (далее - МКД) N 11 ул. Академика Курчатова, в котором расположено спорное жилое помещение - квартира 16.
Собственниками жилых и нежилых помещений МКД N 11 ул. Академика Курчатова в г. Петропавловске-Камчатском принято решение о заключении с 01.01.2022 принятых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В спорный период истец осуществлял поставку коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение), в том числе в спорное жилое помещение, принадлежащее с 25.01.2022 на праве оперативного управления ответчику.
Направленный истцом проект договора теплоснабжения и горячего водоснабжения от 05.09.2023 N 43351ТС ответчиком возвращен без подписания со ссылкой на заселенность спорного жилого помещения и обязанность нанимателя оплачивать коммунальные ресурсы.
На оплату оказанных в спорный период коммунальных услуг истец выставил и направил ответчику счета-фактуры на общую сумму 10 914 руб. 74 коп., а также направил претензию от 18.10.2023 с требованием об оплате суммы долга, которые были оставлены со стороны ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" без исполнения.
Ссылаясь на то, что спорное жилое помещение принадлежит на праве оперативного управления ответчику, истец, полагая, что ответчик за спорный период должен возместить ему оказанные коммунальные услуги, обратился в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции при рассмотрении спора верно квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения, как регулируемые общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК РФ), а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как следует из установленных апелляционным судом обстоятельств, между сторонами имеется спор по взысканию задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период июнь - сентябрь 2023 года в МКД N 11 ул. Академика Курчатова, в котором расположено спорное жилое помещение - квартира 16, находящегося в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 указанного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статьям 153, 154, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Следовательно, к спорным правоотношениям применима часть 3 статьи 153 ЖК РФ, в соответствии с которой до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и договора найма специализированного жилищного фонда различны по своей природе.
Из системной взаимосвязи вышеназванных норм права следует, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены. Заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда возможно только непосредственно с собственником жилого фонда, а не нанимателями.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Исключений для специализированных жилых помещений данной нормой не установлено.
На основании статьи 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Таким образом, по общему правилу наниматель жилых помещений вносит наймодателю по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда плату за жилое помещение.
Поэтому, если иное не установлено законом или договором, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору найма служебного жилого помещения обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
По изложенному, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом ПАО "Камчатскэнерго" об отсутствии у нанимателей жилых помещений в МКД обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса на индивидуальные нужды.
При этом, суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 100 ЖК РФ определено, что специализированные жилые помещения, в том числе служебные, носят временный характер проживания.
В числу части 3 статьи 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях, в частности при невнесении нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Согласно приведенного выше нормативного обоснования, обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма и сохраняется на протяжении всего времени его действия (что следует из буквального содержания части 3 статьи 153 ЖК РФ).
ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" представлены договор найма служебного жилого помещения от 02.02.2022 N 1/22, акт приема передачи жилого помещения от 02.02.2022 содержащие сведения о том, что спорное жилое помещение передано гражданину (нанимателю) А.С.А. и членам его семьи.
При этом, этом пунктом 2.2.6 договора найма служебного жилого помещения от 02.02.2022 N 1/22 установлено, что наниматель вносит плату, в том числе за коммунальные услуги.
Вместе с тем, из поквартирной карточки следует, что наниматель А.С.А. и члены его семьи зарегистрированы 04.02.2022 по месту жительства в спорном жилом помещении.
Как верно указал суд первой инстанции, 26.06.2023 наниматель А.С.А. непосредственно обращался к истцу с заявлением об открытии лицевого счета на оплату коммунальных услуг по спорному жилому помещению со ссылкой на договор найма служебного жилого помещения от 02.02.2022 N 1/22, на которое истец ответил отказом. Кроме того, таким же отказом ответил истец и на заявление ответчика об открытии нанимателю лицевого счета на оплату коммунальных услуг по спорному жилому помещению.
Вопреки доводам жалобы, учитывая, что жилое помещение, составляющие предмет спора, передано нанимателям по договорам найма, в силу частей 2 и 3 статьи 153 ЖК РФ оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12 и в "Обзоре судебной практики ВС РФ" N 2(2015), утвержденном Президиумом ВС РФ 26.06.2015 (вопрос N 4).
Ссылка апеллянта на судебную практику апелляционным судом отклоняется, поскольку приведенные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам, отличным от имеющихся в настоящем споре.
Доказательства, позволяющие прийти суду к иным выводам, истцом в нарушение статей 65, 71 АПК РФ не представлены.
Поскольку в удовлетворении основного требования о взыскании основного долга обоснованно отказано, то и правомерен отказ суда первой инстанции во взыскании неустойки за период с 18.10.2023 по 30.11.2023 в размере 48 руб. 39 коп., со взысканием пеней на сумму долга по день фактического исполнения обязательства.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ПАО "Камчатскэнерго" в полном объёме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.02.2024 по делу N А24-5783/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5783/2023
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом"