г. Красноярск |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А33-27428/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пластининой Н.Н.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания Фарносовой Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (ОГРН 1022402670025, ИНН 2466092184)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 декабря 2023 года по делу N А33-27428/2022,
при участии:
от истца - Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания: Самохваловой О.Ю., представителя по доверенности от 26.02.2024 N 5,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - истец, ФГУП "ВГТРК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Красноярска (далее - ответчик, администрации), в котором просит суд:
признать недействительным отказ департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, изложенный в письме от 22.09.2022 N 07/4359-гх, совершить действие по постановке на учет бесхозяйных объектов теплоснабжения и определении тепло сетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, как несоответствующей Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
обязать администрацию города Красноярска, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска в течение 60 дней со дня вступления в силу судебного акта по настоящему делу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного объекта теплоснабжения, следующего имущества: тепловые сети, расположенные на участке Красноярский край, г. Красноярск, 2Dy100 L 60 м от наружной стены ТК 327 до т. А; 2Dy100 L 80 м от т. А до т. Б; 2Dy100 L 6 м от т. Б до наружной стены ТК 328, ТК 328 и запорная арматура к ней.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.12.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"), Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
Определением от 10.08.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее- департамент).
Определением от 21.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр развития коммунальных технологий".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции признал незаконным решение департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, изложенное в сообщении от 22.09.2023 N 07-4359-гх, обязал департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" путем повторного рассмотрения заявления от 07.09.2022 N 820/607, взыскал с департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. Возвратил Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением N 585 от 04.05.2022.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Департамент указывает, что бесхозяйная спорная тепловая сеть не предназначена для удовлетворения потребностей населения, в связи с чем оснований для принятии бесхозяйной вещи департаментом не имеется. Имущество предназначено для обслуживания федеральной собственности.
Истец и третье лицо, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов жалобы, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 изменена дата и время судебного заседания. Судебное заседание назначено на 15.04.2024.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 01.02.2024, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
От ответчика поступило уведомление о смене наименования с приложенной выпиской из ЕГРЮЛ от 07.02.2024.
Представитель истца в судебном заседании изложил возражения по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации 24ЕК 03600 от 14.04.2011, нежилое здание, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 73 кв. м, инв.N 15601, лит. В, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Советская, д. 128, строение 2, кадастровый (или условный) номер: 24:50:000000:15601.2 находится в хозяйственном ведении ФГУП "ВГТРК".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации 24ЕК 036009 от 14.04.2011 нежилое здание, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 1070,5 кв. м., инв.N 15601, лит. Г1, Г4, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Советская, д.128, строение 3, кадастровый (или условный) номер: 24:50:000000:15601.3, находится в хозяйственном ведении ФГУП "ВГТРК".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации 24ЕК 036007 от 14.04.2011 нежилое здание, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 364,5 кв. м., инв.N 15601, лит. В2, ВЗ, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Советская, д. 128, строение 4, кадастровый (или условный) номер: 24:50:000000:15601.4, находится в хозяйственном ведении ФГУП "ВГТРК".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации 24ЕЛ 029438 от 14.10.2013, наружные сети теплоснабжения, назначение: нежилое, протяженность 46 м, инв.N 04:401:002:000714180:0013, лит. 7, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от УК-25 до гаражей по ул. Советская, 128, кадастровый (или условный) номер: 24:50:0000000:150505, находятся в хозяйственном ведении ФГУП "ВГТРК".
17.05.2018 АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", (теплоснабжающая организация, ТСО) и ФГУП "ВГТРК" (потребитель) заключили дополнительное соглашение к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 2109 от 09.11.2009, по условиям которого по настоящему договору ТСО обязуется поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую анергию и теплоноситель (далее по тексту договора - энергия), в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения (далее по тексту договора - горячая вода), а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии и горячей воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и горячей воды (пункт 1.1 договора).
Отпуск энергии и горячей воды на объекты потребителя (Приложение N 3) производится ТСО в точке поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети ТСО или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности указываются в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Сторон (Приложение N 2) (пункт 1.2 договора).
В соответствии с приложением N 3 от 17.05.2018 к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 2109 от 09.11.2009, теплотрасса подключена к объектам по адресам:
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128 стр. 2, 3;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128,стр. 4;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128, стр. 5.
На основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.09.2018 и от 02.07.2019, тепловые сети от наружной стены ТК328(ТК 25) до наружной стены ТК8, от наружной стены ТК8 до наружной стены здания по ул. Советская, 128; ТК8 и запорная арматура в ней находятся на балансе ВГТРК ГТРК "Красноярск". Граница эксплуатационной ответственности совпадает с границей балансовой принадлежности. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из сторон по балансовой принадлежности.
Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0100291:66 от 22.09.2020 объект (сооружение - теплотрасса) находится по адресу:
г. Красноярск, ул. Боткина, д. 63, территория ОАО "Ростелеком". Объект принадлежит на праве собственности ИП Рецлав И.В. с 21.09.2020.
Письмом от 30.12.2021 N 1042/607 заявитель обратился в департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска с просьбой до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения (тепловые сети от наружной степы ТК 327 до т. А (надземная прокладка), от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка): от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина, 61 стр. 5) организовать содержание и обслуживание объекта.
Письмом от 12.01.2022 N 16/607 заявитель обратился к мэру г. Красноярска с просьбой организовать содержание и обслуживание вышеуказанного объекта до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения.
Письмом от 02.02.2022 N 07/443-гх департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска уведомил заявителя, что восстановление теплоснабжения зданий филиала ВГТРК предполагается в соответствии с ранее существующей схемой теплоснабжения, то есть в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100291:23, собственником которого является ИП Рецлав И.В.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 02.07.2019 вышеуказанные тепловые сети закреплены за Червяковым Е.А. Муниципальное образование не полномочно пересматривать границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности немуниципального имущества и не может принять в муниципальную собственность чужое имущество и нести бремя его содержания. С учетом изложенного, приёмка вышеуказанных тепловых сетей в муниципальную собственность в рамках действующего законодательства не представляется возможной, так как данные коммуникации задействованы непосредственно на обеспечение теплоснабжением зданий федерального государственного унитарного предприятия, не относящегося к категории "население". Имущество, необходимое для обеспечения деятельности работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ может находиться в федеральной собственности.
Также ФГУП "ВГТРК" рекомендовано совместно с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Республике Хакасия и Республике Тыва рассмотреть возможность оформления на данные сети права федеральной собственности с последующей передачей в оперативное управление ВГТРК.
Письмом от 14.06.2021 заявитель запросил у филиала РТРС "Красноярский КРТПЦ" сведения о балансовой принадлежности тепловых сетей 2Dy100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка); 2Dy100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка): 2Dy100 L 1,5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5; ТК328 (ТК 25) и запорной арматуры к ней.
Письмом от 16.06.2022 филиал РТРС "Красноярский КРТПЦ" сообщил, что указанные тепловые сети на балансе филиала отсутствуют, по данным департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, вышеуказанные тепловые сети закреплены за Червяковым Е.А.
Письмом от 14.06.2022 N 518/607 заявитель запросил у ООО "БТК Групп" сведения о балансовой принадлежности тепловых сетей 2Dy100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка); 2Dy100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка): 2Dy100 L 1,5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5; ТК328 (ТК 25) и запорной арматуры к ней.
Письмом от 17.06.2022 ООО "БТК Групп" сообщило, что данный участок тепловых сетей на балансе у ООО "БТК Групп" никогда не значился. Балансодержатель ему не известен.
Письмом от 14.06.2022 N 519/607 заявитель запросил у ПАО "Ростелеком" сведения о балансовой принадлежности тепловых сетей 2Dy100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка); 2Dy100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка): 2Dy100 L 1,5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5; ТК328 (ТК 25) и запорной арматуры к ней.
Письмом от 06.07.2022 ПАО "Ростелеком" сообщило, что данный участок тепловых сетей на балансе ПАО "Ростелеком" не значится. Письмом от 14.06.2022 N 535/607 заявитель запросил у Червякова Е.А. сведения о балансовой принадлежности тепловых сетей 2Dy100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка); 2Dy100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка): 2Dy100 L 1,5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5; ТК328 (ТК 25) и запорной арматуры к ней.
Письмом от 17.06.2022 Червяков Е.А. сообщил истцу, что данный участок тепловых сетей ему никогда не принадлежал.
Письмом о 22.11.2021 N 07/6052-гх департамент городского хозяйства Администрации г.Красноярска сообщил, что поскольку заявитель является федеральным государственным унитарным предприятием и не относится к категории "население", у департамента имущество, предназначенное для его электро-, тепло-, газо- и водоснабжения не может находиться в муниципальной собственности, а должно находиться в федеральной собственности.
Письмом от 14.06.2022 заявитель запросил у ИП Рецлав И.В. информацию о балансовой принадлежности тепловых сетей 2Dу100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка); 2Dу 100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка); 2Dyу50 L 1.5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5: ТК328 (ТК 25) и запорной арматуры к ней.
Письмом от 16.06.2022 ИП Рецлав И.В. сообщила, что согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 03.11.2020 года между 7 А33-27428/2022 Рецлав И.В. и АО "Красноярская теплотранспортная компания" определены границы балансовой принадлежности тепловых сетей:
2 Dу 50L 9 м от наружной стены ТК 325 до наружной стены склада по ул. Боткина, 63;
2 Dу100L 152,5 м от наружной стены ТК 325 до наружной стены ТК 326;
2 Dу100L 21 м от наружной стены ТК 326 до наружной стены ТК 327;
2 Dу50L 8,5 м от наружной стены ТК 326 до наружной стены АБКпо ул. Боткина, 63;
2Dу50L 10 м от наружной стены ТК 327 до наружной стены гаража по ул. Боткина, 63; ТК326, ТК 327 и запорная арматура в них.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 02.08.2022, составленному ООО "КрасТЭК", не определен собственник тепловых сетей: - 2Dy100 L 60 м от наружной стены ТК327 до т.А; - 2Dy100 L 80 м от т.А до т.Б; - 2Dy100 L 6 м от т.Б до наружной стены ТК 328. ТК 328 и запорная арматура в ней.
07.09.2022 ФГУП "ВГТРК" обратилась к администрации г. Красноярска с заявлением N 820/607 о постановке на учет бесхозяйных объектов теплоснабжения, расположенных на участке Красноярский край. г. Красноярск. 2Dy100 L 142,5 м от наружной стены ТК 327 по ул. Боткина, д. 63 до т. А (надземная прокладка): 2Dy100 L 6 м от т. А до наружной стены ТК 328 (ТК 25) (подземная прокладка); 2Dy50 L 1,5 м от наружной стены ТК 328(ТК 25) до наружной стены здания по ул. Боткина. 61 стр. 5; ТК328ГГК 25) и запорная арматура к ней. Об определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения.
22.09.2022 департамент городского хозяйства администрации города Красноярска направил в адрес ФГУП ВГТРК ГТРК "Красноярск" ответ N 07/4359-гх на вышеуказанное обращение, в котором отказал в удовлетворении заявления.
В обоснование заявления пояснил, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных названным федеральным законом, в том числе для целей организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. ВГТРК является федеральным государственным унитарным предприятием и не относится к категории "население".
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление, удовлетворил его в полном объеме, поскольку на ответчика как на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа, который обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, истцу на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу Красноярский край, г. Красноярск, ул. Советская, д. 128 (строения 2, 3, 4), а также наружные сети теплоснабжения, назначение: нежилое, протяженность 46 м, инв.
N 04:401:002:000714180:0013, лит. 7, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от УК-25 до гаражей по ул. Советская, 128, кадастровый (или условный) номер: 24:50:0000000:150505.
Между "АО Енисейская ТГК (ТГК-13)", (теплоснабжающая организация, ТСО) и ФГУП "ВГТРК" (потребитель) заключили дополнительное соглашение к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 2109 от 09.11.2009, по условиям которого по настоящему договору ТСО обязуется поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую анергию и теплоноситель (далее по тексту договора - энергия), в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения (далее по тексту договора - горячая вода), а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию и горячую воду.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами теплоснабжения, правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 21 Правил N 808, предусматривающего существенные условия договора теплоснабжения, к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Согласно пункту 2 Правил N 808 граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Таким образом, граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций и при отсутствии соглашения сторон, она подлежит определению по границе балансовой принадлежности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением N 3 от 17.05.2018 к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 2109 от 09.11.2009, теплотрасса подключена к объектам по адресам:
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128 стр. 2, 3;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128,стр. 4;
- г. Красноярск, ул. Советская, д. 128, стр. 5.
На основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.09.2018 и от 02.07.2019, тепловые сети от наружной стены ТК328(ТК 25) до наружной стены ТК8, от наружной стены ТК8 до наружной стены здания по ул. Советская, 128; ТК8 и запорная арматура в ней находятся на балансе ВГТРК ГТРК "Красноярск". Граница эксплуатационной ответственности совпадает с границей балансовой принадлежности. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из сторон по балансовой принадлежности.
Между тем, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 02.08.2022, составленном ООО "КрасТЭК", не определен владелец тепловых сетей: - 2Dy100 L 60 м от наружной стены ТК327 до т.А; - 2Dy100 L 80 м от т.А до т.Б; - 2Dy100 L 6 м от т.Б до наружной стены ТК 328. ТК 328 и запорная арматура в ней.
Из пояснений представителей сторон следует, что спорный участок сети не находится в границах предоставленных истцу земельных участков.
В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорных тепловых сетей истцу, так же как и доказательства того, что наружные сети за пределами земельных участков, предоставленных истцу, принадлежат последнему на праве хозяйственного ведения или находятся у него на балансе.
Доказательств передачи спорных участков сетей истцу или иным лицам на праве оперативного управления или ином законном основании также не представлено.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что спорное имущество предназначено для обслуживания федеральной собственности судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорная сеть имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи. Факт отсутствия владельца у спорного участка теплосетей подтвержден материалами дела и иными доказательствами не опровергнут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств возложена на органы местного самоуправления также положениями части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ.
Следовательно, органы местного самоуправления обязаны выявлять бесхозяйные сети инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, принимать предусмотренные законодательством меры в отношении такого имущества.
Наряду с указанным вопреки доводам жалобы, пунктом 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Таким образом, на основании указанных норм права, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р утверждено Положение о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, согласно которому департамент является органом администрации, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, организации обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, а также водоснабжения, водоотведения, участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, решения вопросов, связанных с организацией мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно пункту 2.1. Положения одной из задач департамента является организация электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории города Красноярска в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация содержания и обслуживания объектов теплоснабжения до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения возложена на департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска.
С учетом вышеизложенного, судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы о том, что спорная сеть не предназначена для удовлетворения потребностей населения, как не обоснованные.
Кроме того, предприятие обращалось с требованием о признании недействительным отказа департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, изложенного в письме от 22.09.2022 N 07/4359-гх, совершить действие по постановке на учет бесхозяйных объектов теплоснабжения и определении тепло сетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, как несоответствующей Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что на департамент возложена обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа и последний обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принять их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое решение принятое департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска является незаконным.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от оплаты государственной пошлины. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2023 года по делу N А33-27428/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Пластинина |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27428/2022
Истец: ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Филиал в Красноярске
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА, Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска
Третье лицо: АО "Енисейская территориальная генерирующая компания ТГК-13", Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ООО "Центр развития коммунальных технологий", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Филиал в Красноярске, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"