г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-243911/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей С.Л. Захарова, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Леликовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40- 243911/23
по заявлению ООО "Мотор-Плейс" (ИНН 7751229862)
к Центральной акцизной таможне (ИНН 7703166563)
о признании незаконным действия,
при участии от заявителя: Мротцек К. - по дов. от 01.01.2024; Серопян Н.Р. - по дов. от 01.01.2024; от заинтересованного лица: Куликов А.В. - по дов. от 19.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мотор-Плейс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным действий Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) по отказу в выпуске товаров по ДТ N 10009100/240723/31166044, N 10009100/260723/3118164, N 10009100/020823/3124229, формализованных в проставлении отметок в графах С указанных ДТ соответственно 25.07.2023., 27.07.2023. и 02.08.2023, а также о возврате излишне уплаченные таможенные сборы за таможенные операции в размере 90 000 руб.
Решением суда от 15.02.2024 заявление ООО "Мотор-Плейс" удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилась Центральная акцизная таможня и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, ссылаясь на неправильное применения судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЦАТ поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мотор-Плейс" (далее - заявитель) обратилось в Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни ФТС России с целью таможенного оформления поставленного товара.
Для таможенного оформления в Акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ ФТС Заявителем была предъявлена декларация (N 1) ДТ N 10009100/240723/31166044 от 24 июля 2023 года с приложением всех необходимых разрешительных документов, а именно:
письмо от 21 июля 2023 года N 700/18-460 в таможенные органы РФ об информировании на ввоз единичных транспортных средств; (Приложение N 1)
заявка на проведение работ по экспертизе ранее проведенных результатов испытаний единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденными постановлением Правительства Российской от 12 мая 2022 г. N 855 (приложение N 2);
заявка на проведение работ по исследованиям (испытаниям), измерениям единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 г. N 855 (приложение N 3)
договор на выполнение работ с ФГУП НАМИ (приложение N 4).
До 1 февраля 2024 года в России действовал упрощенный порядок проведения оценки соответствия транспортных средств в соответствии с "Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 г. N 855, согласно которым в отношении ввезенных юридическими лицами в РФ единичных транспортных средств, которые не оснащены устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), оценка соответствия может осуществляться путем выдачи ФГУП "НАМИ" заключения об оценке единичного транспортного средства (абз.7 и 15 п.2, п.п.20, 25-28 Правил).
ФГУП "НАМИ" в период действия постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 г. N 855 является единственной уполномоченной организацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 г. N 855, проводящей оценку соответствия транспортных средств. При проведении данного вида деятельности ФГУП "НАМИ" не имеет каких - либо представителей (посредников), проводящих оформление документов на транспортные средства, ввозимые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 г. N 855."
В соответствии с пунктом 6 Порядка ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 N 130, подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений, при условии наличия у декларанта договора с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции или испытательной лабораторией (центром)), предусмотренным соответствующим техническим регламентом Союза, или письма такого органа по оценке соответствия (органа по сертификации продукции или испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции.
В данном случае Заявителем ввозились образцы мотоциклы-образцы для проведения исследований (испытаний) на основании договора с органом по оценке соответствия - ФГУП "НАМИ" с указанием моделей и количества необходимых мотоциклов-образцов с целью получения заключения об оценке единичного транспортного средства в рамках Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 N 855.
Пунктом 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.05.2022 N 855, регламентировано, что в случае принятия решение о заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) экспертная организация:
заключает с заявителем договор о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси), содержащий в том числе информацию о представлении образцов транспортных средств (шасси);
проводит идентификацию представленных образцов транспортных средств (шасси), их испытания и экспертизу ранее проведенных результатов испытаний (при необходимости);
в течение 5 рабочих дней со дня завершения испытаний оформляет протоколы испытаний, к каждому из которых прилагается составленное и заверенное крупнейшим изготовителем техническое описание;
рассматривает заявку и анализирует ее с целью установления выполнения технических требований;
подготавливает решение о возможности оформления заключения об оценке типа транспортного средства и (или) заключения об оценке типа шасси;
направляет заключение об оценке типа транспортного средства и (или) заключение об оценке типа шасси в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на рассмотрение и утверждение.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает проведение оценки соответствия обязательным техническим требованиям в отношении мототранспортных средств на основании договора с ФГУП "НАМИ" путем проведения испытаний или экспертизы ранее проведенных результатов испытаний, по результатам которых оформляется заключение об оценке единичного транспортного средства.
В данном случае для соблюдения мер технического регулирования в отношении декларируемых товаров в графе 37 ДТ указан код классификатора особенностей перемещения "064" (товары, ввозимые в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соблюдения мер технического регулирования), а в графе 44 ДТ указаны договор с уполномоченной организацией ФГУП "НАМИ" от 12.07.23 и уведомление декларанта о подтверждении использования.
24 июля 2023 года Акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ ФТС направил Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара и отказала в выпуске Товаров по ДТ N 10009100/240723/31166044 от 24 июля 2023 года со ссылками на гш.1. п.1. статьи 125 ТК ЕАЭС и пп.1 п.1. Статьи 135 с рекомендацией о подаче новой Декларации с документами, указанными в требовании Таможенного органа.
26 июля 2023 года Заявитель подал новую (N 2) декларацию ДТ N N 10009100/260723/3118164 от 26 июля 2023 года, а также, Запрос исх. N 24 от 26 июля 2023 года с приложением отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.07.2023 по 25.07.2023 от 26.07.2023 года.
В указанном запросе Заявитель просит разъяснить причины и основания принятия 25.07.2023 Акцизным специализированным таможенным постом (ЦЭД) Центральной акцизной таможни решения об отказе в выпуске ДТ N 10009100/240723/3116044 от 24 июля 2023 года, так как, все необходимые документы были предоставлены и денежных средств на счету Заявителя согласно отчету о расходовании было достаточно для таможенных операций.
Заявитель в своем запросе указывает, что юридическое основание для отказа в выпуске ДТ N 10009100/2407232/3116044 от 24 июля 2023 года, а именно, невыполнение условий выпуска товаров под процедуру "выпуск для внутреннего потребления" путем неуплаты таможенных платежей (либо отсутствия денег для их уплаты) не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем такое решение таможенного органа нельзя признать правомерным, так как, согласно Отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на ЕЛС Заявителя, остаток денежных средств на 25.07.2023 года составлял 14 335, 361,10 рублей, что превышает сумму таможенных платежей, подлежащих уплате по ДТ N 10009100/240723/3116044 от 24 июля 2023 года.
В своем ответе на вышеуказанный запрос таможенный орган 07.08.2023 года N 36-15/3214 сообщает, что новые мотоциклы в соответствии с классификацией транспортных средств по категориям относятся к категории L и являются объектом технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877. Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям Технического регламента ТС 018/2011, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2015 года N 77. Согласно положениям Технического регламента ТС 018/2011 документом, удостоверяющим соответствие новых мотоциклов, рабочий объем двигателя, которых превышает 50 см3 (или), максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч, требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, является одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
В настоящее время необходимость оформления ОТТС в отношении транспортных средств, включенных в Перечень, сохраняется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 года N 855 "Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия" определены временные механизмы оценки соответствия, в том числе новых единичных транспортных средств, не оснащенных системой (устройством) вывоза экстренных оперативных служб (УВЭОС), ввозимых в Российскую Федерацию юридическими лицами с выдачей заключения об оценке единичного транспортного средства (заключение "НАМИ").
В соответствии с п.13.1. Технического регламента ТС 018/2011, УВЭОС оснащаются только выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1,N1,M2,M3,N2 и N3. Данные положения не распространяются на транспортные средства категории "L".
01.08.2023 года Заявитель обратился с запросом исх. N 26 в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) с запросом исх. N 25 о разъяснении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 года N 855.
В своих запросах Заявитель просит разъяснить распространяет ли свое действие положения Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 года N 855 на мототранспортные средства (мотоциклы) категории "L" и допустима ли выдача ФГУП "НАМИ" заключений об оценке единичного транспортного средства в отношении мототранспортных средств (мотоциклов) категории "L".
02 августа 2023 года Заявитель подал новую (N 3) декларацию ДТ N 10009100/020823/ 3124229 от 02.08.2023 года на выпуск Товаров, в ответ на которую 03 августа 2023 года Акцизный специализированный таможенный пост направил Уведомление N б/н от 03.08.2023 года, в котором указал, что вопрос о возможности представления в таможенный орган Заключения "НАМИ" вместо ОТТС не находится в компетенции Центральной Акцизной Таможни, и предложил обратиться в Минпромторг России.
28 августа 2023 года в своем ответе N 10683-СЕ/05 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) указывает, что в определении единичного транспортного средства не содержится указаний на категорию транспортного средства. Кроме того, в Приложении N 7 к Правилам содержатся обязательные технические требования в отношении транспортных средств категории L.
Таким образом, под определение единичного транспортного средства попадают все транспортные средства - категорий L, М, N, О, включая мототранспортные средства.
29 августа 2023 года Заявитель подал новую (N 4) декларацию ДТ N 10009100/290823/3136562 от 29 августа 2023 года с приложением ответа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), после которой Товары были выпущены таможенным органом для внутреннего потребления.
В обоснование своих возражений Таможенный орган ссылается на письмо Минпромторга России от 19.09.2023 N КА-90612/20 (далее - письмо), в котором, по обоснованию Таможенного органа указано, что обязанность предоставления таможенным органам Заключений об оценке единичного транспортного средства при ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств, не оснащенных УВЭОС, Правилами не установлена.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Заявитель обратился с запросом исх. N 26 (имеется в материалах дела) в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) с запросом исх. N 25 (имеется в материалах дела) о разъяснении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 года N 855.
В своих запросах Заявитель просил разъяснить распространяет ли свое действие положения Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 N 855 на мототранспортные средства (мотоциклы) категории "L"и допустима ли выдача ФГУП "НАМИ" заключений об оценке единичного транспортного средства в отношении мототранспортных средств (мотоциклов) категории "L".
28 августа 2023 года в своем ответе N 10683-СЕ/05 (имеется в материалах дела) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) указывает, что в определении единичного транспортного средства не содержится указаний на категорию транспортного средства. Кроме того, в Приложении NQ7 к Правилам содержатся обязательные технические требования в отношении транспортных средств категории L. Таким образом, под определение единичного транспортного средства попадают все транспортные средства - категорий L, М, N, О включая мототранспортные средства.
29 августа 2023 года Заявитель подал новую (N 4) декларацию ДТ N 10009100/290823/3136562 от 29 августа 2023 года (имеется в материалах дела) с приложением ответа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), после которой Товары были выпущены Таможенным органом для внутреннего потребления.
Также, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 N 130, подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является:
(а) образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений, при условии наличия у декларанта договора с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции или испытательной лабораторией (центром)), предусмотренным соответствующим техническим регламентом Союза, или письма такого органа по оценке соответствия (органа по сертификации продукции или испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции.
В данном случае Заявителем ввозились образцы мотоциклы-образцы для проведения исследований (испытаний) на основании договора с органом по оценке соответствия - ФГУП "НАМИ" с указанием моделей и количества необходимых мотоциклов-образцов с целью получения заключения об оценке единичного транспортного средства в рамках Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 N 855.
Пунктом 11 Правил, регламентировано, что в случае принятия решение о заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) экспертная организация:
а) заключает с заявителем договор о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси), содержащий в том числе информацию о представлении образцов транспортных средств (шасси)...;
б) проводит идентификацию представленных образцов транспортных средств (шасси), их испытания и экспертизу ранее проведенных результатов испытаний (при необходимости);
в) в течение 5 рабочих дней со дня завершения испытаний оформляет протоколы испытаний, к каждому из которых прилагается составленное и заверенное крупнейшим изготовителем техническое описание;
г) рассматривает заявку и анализирует ее с целью установления выполнения технических требований;
д) подготавливает решение о возможности оформления заключения об оценке типа транспортного средства и (или) заключения об оценке типа шасси;
е) направляет заключение об оценке типа транспортного средства и (или) заключение об оценке типа шасси в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на рассмотрение и утверждение.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает проведение оценки соответствия обязательным техническим требованиям в отношении мототранспортных средств на основании договора с ФГУП "НАМИ" путем проведения испытаний или экспертизы ранее проведенных результатов испытаний, по результатам которых оформляется заключение об оценке единичного транспортного средства.
В данном случае для соблюдения мер технического регулирования в отношении декларируемых товаров в графе 37 ДТ указан код классификатора особенностей перемещения "064" (товары, ввозимые в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соблюдения мер технического регулирования), а в графе 44 ДТ указаны договор с уполномоченной организацией ФГУП "НАМИ" от 12.07.23 и уведомление декларанта о подтверждении использования.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства РФ о таможенном регулировании и иных правовых актах РФ в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ООО "Мотор-Плейс" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, положенные в основу решения от 15.02.2024 года, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы идентичны доводам отзыва таможенного органа, представленного в суд первой инстанции, которые в полном объеме и всесторонне рассмотрены судом, также доводам дана соответствующая оценка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-243911/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243911/2023
Истец: ООО "МОТОР-ПЛЕЙС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ