г. Москва |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А40-27275/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.,
Судей Елоева А.М., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-27275/23, принятое судьей Девицкой Н.Е. (122-210)
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ИНН 7729314745)
к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании от истца: Бекетова Т.Н. по доверенности от 14.02.2024; от ответчика: Гавриков А.М. по доверенности от 01.01.2024;
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГАУ "Росжилкомплекс", с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, задолженности с февраля 2021 года по октябрь 2022 года в сумме 6 129 357 (шести миллионов ста двадцати девяти тысяч трехсот пятидесяти семи) рублей 12 (двенадцати) копеек, пени с 11.03.2021 по 24.01.2023 в размере 478 979 (четырехсот семидесяти восьми тысяч девятисот семидесяти девяти) рублей 42 (сорока двух) копеек по состоянию на 24.01.2023, с 25.01.2023 по день фактического исполнения обязательств по оплате долга, начисленную на сумму основного долга.
Решением суда от 13.02.2024 с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России взыскана задолженность в сумме 6 129 357 (шести миллионов ста двадцати девяти тысяч трехсот пятидесяти семи) рублей 12 (двенадцати) копеек.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2024 принято к производству заявление истца о вынесении дополнительного решения суда о взыскании заявленных пени.
ФГАУ "Росжилкомплекс" не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155 на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложены функции по обеспечению энергетическими ресурсами объектов Минобороны России.
В целях исполнения возложенных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены договоры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с соответствующими ресурсоснабжающими организациями на территории Амурской области Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГАУ "Росжилкомплекс" по оплате потребленных коммунальных расходов в период с февраля 2021 года по октябрь 2022 года в сумме 6 129 357 (шести миллионов ста двадцати девяти тысяч трехсот пятидесяти семи) рублей 12 (двенадцати) копеек, в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ с 11.03.2021 по 24.01.2023 в размере 478 979 (четырехсот семидесяти восьми тысяч девятисот семидесяти девяти) рублей 42 (сорока двух) копеек по состоянию на 24.01.2023, с 25.01.2023 по день фактического исполнения обязательств по оплате долга, начисленную на сумму основного долга.
Размер платы определен истцом в соответствии с нормативными актами, что отражено в представленном истцом расчете.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных истцом услуг по обеспечению помещений, переданных ответчику в оперативное управление, коммунальными ресурсами, выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчика документально подтвержденной долга в сумме 6 129 357 (шести миллионов ста двадцати девяти тысяч трехсот пятидесяти семи) рублей 12 (двенадцати) копеек правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности ответчика по оплате данной задолженности противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению расходов на содержание общего имущества МКД, а также правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Отсутствие факта регистрации за ответчиком права оперативного управления в органах Росреестра не является основанием для освобождения от обязательств по несению расходов, приходящихся на данный объект недвижимости, поскольку в материалы дела представлены действительные ненормативные акты Минобороны России по распоряжению спорными помещениями, согласно которым спорные помещения переданы во владение учреждения Минобороны России - ФГАУ "Росжилкомплекс".
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-27275/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27275/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17456/2024
14.06.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-27275/2023
27.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13975/2024
13.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-27275/2023