г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-219706/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Кузина Андрея Михайловича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2024 по делу N А40-219706/23
по заявлению Индивидуального предпринимателя Кузина Андрея Михайловича
(ОГРНИП: 321583500003190, ИНН: 583501022453)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по г.Москве
(ОГРН: 1047721035141, ИНН: 7721049904)
о признании незаконными действии инспекции,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Кузина Е.Е. по доверенности от 13.05.2022,
от заинтересованного лица: Хохлова Ю.И. по доверенности от 04.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кузин Андрей Михайлович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве о признании незаконными действий Инспекции в неприменении налоговой ставки в размере 0 процентов со дня его государственной регистрации в качества индивидуального предпринимателя непрерывно в течение двух налоговых периодов 2021-2022 гг.
При этом заявитель просил обязать устранить допущенные нарушения по незаконному возложению на него уплаты начисленного отрицательного сальдо в размере 598.672,69 руб., по налогу на доходы по УСН 6% а период налоговых каникул за 2022 год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2024 по делу N А40-219706/23 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогового органа требования апелляционной жалобы не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем подано в Инспекцию обращение о незаконном начислении налога на доход 6% по упрощенному налогообложению в период "налоговых каникул" за 2022 год, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 598.672,69 руб.
В ответ на обращение инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уведомление N 043020 от 14.06.2023, которым отказом в предоставлении налоговых каникул.
Посчитав действия должностного лица незаконными и необоснованными, Кузин А.М. обратился Управление ФНС России по г. Москве с жалобой, по результатам рассмотрения которой налоговым органом направлено уведомление N 19-20/102720 от 07.09.2023 об отказе в ее удовлетворении.
На основании положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие совокупности перечисленных обязательных условий на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и п. 1.1, 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 ст. 346.20 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
Данная норма предусмотрена для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качества индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что 26.01.2021 впервые зарегистрирован и поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России в Октябрьском районе г. Пензы Пензенской области.
Так, законодательным собранием Пензенской области принят Закон Пензенской области от 04.03.2015 N 2684-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области" (далее - Закон N 2684-ЗПО), которым в соответствии со ст. 346.20 НК РФ на территории Пензенской области установлена налоговая ставка при применении УСН в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе указанную в разделе С: Обрабатывающие производства "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - общероссийский классификатор).
Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, где налоговым периодом признается календарный год.
Вопреки ошибочному толкованию заявителем норм действующего законодательства льготная программа в настоящем случае является мерой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне субъектов Российской Федерации путем создания благоприятных условий для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность именно на территории того субъекта, законом которого предоставлены налоговые каникулы.
Нормой п. 4 ст. 346.20 НК РФ предусматривается возможность предоставления налоговых каникул субъектами Российской Федерации для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют экономическую деятельность на территории конкретного субъекта.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании общероссийского классификатора.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абз. 1 настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:
- ограничения средней численности работников;
- ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов.
При этом предусмотренный п. 4 ст. 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором и (или) кодов услуг в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в каждом регионе список предпринимателей, попадающих под действие льготной программы, срок проведения налоговых каникул и их условия могут быть разными в пределах диспозиции п. 4 ст. ст. 346.20 НК РФ.
Именно субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют необходимость предоставления налоговых каникул для осуществляющих экономическую деятельность индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории конкретного региона.
Соответственно, индивидуальный предприниматель утратил право, предоставленное ему Законом N 2684-ЗПО, непрерывно применять налоговую ставку 0 процентов в течение двух налоговых периодов, начиная с момента регистрации и постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России N 21 по г. Москве, то есть с 25.07.2022, поскольку на момент регистрации соответствующая льгота не действовала.
Так, Закон г. Москвы от 18.03.2015 N 10 "Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения" (далее - Закон N 10) утратил силу с 01.01.2021
В этой связи индивидуальный предприниматель, осуществляя деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, где применяется УСН, не вправе применять ставки отличные от установленных в регионе, в котором он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно разъяснениям Минфина России от 13.08.2015 N 03-11-10/46827 индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные в период действия соответствующих законов субъектов Российской Федерации и применяющие патентную систему налогообложения, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов непрерывно в течение двух налоговых периодов после их государственной регистрации независимо от срока утраты силы указанных региональных законов.
Данное разъяснение применимо к тем случаям, когда индивидуальные предприниматели впервые зарегистрированы в период действия льготы на территории конкретного субъекта РФ и до истечения установленного срока предоставления этой льготы в этом же субъекте закон, предоставляющий льготу, утратил силу.
Судом установлено и заявителем не опровергается, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2021, то есть после прекращения действия Закона N 10. В данном случае место первоначальной регистрации правового значения не имеет.
Соответственно, положения Закона N 10 в отношении Кузина A.M. неприменимы.
Как верно отмечено судом первой инстанции, согласно разъяснениям Минфина России от 09.03.2016 N 03-11-11/3037 при изменении в течение календарного года налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем места жительства сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее - налог), следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте Российской Федерации на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу.
В конце налогового периода (2022 года) Кузин A.M. состоял на учете по месту жительства в городе Москве, следовательно, налог за 2022 год он должен исчислять, исходя из налоговой ставки, действовавшей в городе Москве по состоянию на 31.12.2022.
Поскольку ставка налога в размере 0 процентов в 2022 году в городе Москве не применялась, то индивидуального предпринимателя право применения налоговой ставки 0 процентов по налогу УСН с 25.07.2022 (дата постановки на учет в Инспекцию) отсутствовало.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2024 по делу N А40-219706/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219706/2023
Истец: Кузин Андрей Михайлович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 21 ПО ЮГО-ВОСТОЧНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ
Третье лицо: Зам.начальника Инспекции Советник гос.гражданской службы РФ 2 класса Широкова М.В.