г. Москва |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А40-280999/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Яцевой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2024 по делу N А40-280999/23 (21-2230)
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
к ИП Халматовой Бубунисе Ибрагимовне (ОГРНИП: 322774600558800, ИНН: 771471636113)
третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Киреев А.О. - по дов. от 05.08.2022; |
от заинтересованного лица: |
Головкова С.В. - по дов. от 28.04.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ИП Халматовой Бубунисы Ибрагимовны (далее - предприниматель, ИП Халматова Б.И.) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 09.11.2023 г. N М-14-399/23/БЛ.
Решением суда от 26.01.2024 заявление Департамента удовлетворено, ИП Халматова Б.И. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 250 000 руб. Алкогольная продукция, изъятая в соответствии с протоколом от 09.11.2023 N М-14-399/23/БЛ направлена на уничтожение или переработку в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Не согласившись с принятым решением в части размера назначенного административного штрафа, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, назначить административный штраф в размере 500 000 руб. В обоснование жалобы Департамент указывает, что для индивидуальных предпринимателей не подлежит применению ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
От ИП Халматовой Б.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель просит отменить решение суда, вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Департамент поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить, назначить ИП Халматовой Б.И. административный штраф в размере 500 000 руб. по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для изменения решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09 ноября 2023 года должностные лица Департамента провели проверочные мероприятия по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции по адресу г. Москва, Рязанский пр-кт, д. 75, стр. 1.
В ходе проведения мероприятия было установлено, что в магазине по указанному адресу свою деятельность осуществляет ИП Халматова Б.И., что подтверждается следующими доказательствами: Договором аренды N 0104 от 01.09.2023 аренды по адресу: г.Москва, Рязанский пр-кт, д. 75, стр. 1.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.11.2023, установлено, что в помещениях магазина, занимаемых ИП Халматовой Б.И., хранится алкогольная продукция, оборот которой возможен только при наличии лицензии.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента была изъята алкогольной продукция согласно протоколу изъятия. Также была составлена Опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 1 листе (11 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция, опечатана и находится по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, к. 2.
Каких-либо действующих лицензий на осуществление деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ, по указанному адресу у ИП Халматова Б.И. не имеется.
Департаментом 09.11.2023 г. составлен протокол N М-14-399/23/БЛ об административном правонарушении в отношении ИП Халматовой Б.И. по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении ИП Халматовой Б.И. на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, розничная продажа алкогольной продукции подлежат лицензированию.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом N 171-ФЗ требований и правил.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а также доказательств невозможности соблюдения данных требований предпринимателем суду не представлено.
Доводы отзыва предпринимателя о неверной квалификации нарушения отклоняются, так как факта реализации алкогольной продукции Департаментом не установлено, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является обоснованным.
Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности, назначил административное наказание с учетом ч.1 ст.1.7, ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ и включения ИП Халматовой Б.И. в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.10.2022 (категория: микропредприятие), в размере половины санкции, предусмотренной для должностных лиц по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ, то есть, в размере 250 000 рублей.
Между тем судами при назначении предпринимателю административного наказания не учтено следующее.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 06 апреля 2022 г., КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных 9 правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Согласно части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, статья 4.1.2 КоАП РФ устанавливает особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа для конкретной категории лиц - социально ориентированных некоммерческих организаций и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, а, следовательно, положения названной статьи не могут применяться в отношении индивидуальных предпринимателей.
При этом, несмотря на включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предприниматель не приобрел статус юридического лица.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения в отношении предпринимателя предусмотренных частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ правил назначения административного штрафа.
Верность такой правовой позиции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2024 N 304-ЭС23-23941 (Дело N А03-12953/2022), постановлением АС МО от 22.04.2024 по делу NА40-180149/23 (84-1462).
Оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ также не имеется, так как личность, семейное положение, имущественное положение и то обстоятельство, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, не являются исключительными обстоятельствами в понимании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в части назначения административного наказания. Административный штраф подлежит назначению в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в размере 500 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2024 года по делу N А40-280999/23 изменить в части размера административного штрафа.
Назначить индивидуальному предпринимателю Халматовой Бубунисе Ибрагимовне (ОГРНИП: 322774600558800, ИНН: 771471636113, Дата присвоения ОГРНИП: 14.09.2022) административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. 00 коп. (пятьсот тысяч рублей).
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2024 года по делу N А40-280999/23 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280999/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Халматова Бубуниса Ибрагимовна
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА АЛКОГОЛЬНЫМ И ТАБАЧНЫМ РЫНКАМИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ