г. Москва |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А40-283876/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: С.М. Мухина, Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОФПСС РФ по г. Москве и Мо на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024 г. по делу N А40-283876/23, по иску ООО "ИОНА" к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по г. Москве и Московской области о признании недействительными, об обязании,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Яроцкий Д.Д. по доверенности от 30.11.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИОНА" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Ответчик, Фонд ОСФР по г. Москве и Московской области) от 10.10.2023 N 773823100236003 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требование от 13.11.2023 N 773823200238601 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, об обязании установить страховой тариф в 2023 году на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям 0,2% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, в требованиях общества отказать.
Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал. 16.04.2024 представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2024.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в ОСФР по г. Москве и Московской области.
В 2023 году обществу был установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" ОКВЭД 93.29 в размере 2,1 процента к начисленной оплате труда, что соответствует 17 классу профессионального риска.
В связи с тем, что в срок до 15.04.2023 общество не представило в Фонд сообщение об основном виде деятельности на 2023 год, уведомлением от 20.04.2023 Фонд сообщил обществу об установлении ему с января 2023 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с основным видом деятельности код ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" в размере 2,1 процента, что соответствует 17-му классу профессионального риска.
Обществом в Отделение фонда представлен расчет по начисленным и оплаченным страховым взносам за полугодие 2023 года. По итогам проведенной Фондом камеральной проверки выявлена неполная уплата страховых взносов в связи с неправильным исчислением взносов ввиду неверного применения страхового тарифа (вместо установленного фондом тарифа применен тариф, соответствующий виду деятельности "Розничная торговля").
Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 04.09.2023. По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 10.10.2023 N 773823100236003, на основании которого обществу доначислены страховые взносы за полугодие 2023 года в сумме 501 295, 70 рублей, пени в сумме 5598 рубля 43 копейки, общество привлечено к ответственности по статье 26.29 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 100259 рубля 14 копейки.
14 ноября 2023 года, Заявителем, по ТКС, получено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 77382320023860, согласно которому Заявитель (страхователь) обязан уплатить: недоимку по страховым взносам в размере 501295,70 рублей, штрафа в размере 100 259,14 рублей и пени, по состоянию на 01.07.2023, в размере 5598,43 рублей.
Основанием для принятия Требования по недоимке, штрафу и пени стало решение от 10.10.23 N 773823100236003 о привлечении к ответственности.
Не согласившись с указанными решением и требованием, указывая, что Фондом неправомерно определен основной вид деятельности предприятия, указанный в уведомлении, поскольку данный вид деятельности общество фактически не осуществляет; предприятие с государственной регистрации т.е. с 02.08.2022 г. осуществляет вид деятельности код ОКВЭД 70.10.1 "Деятельность по управлению финансово-промышленными группами", заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о их отмене, а также об обязании фонда установить для общества страховой тариф, соответствующий виду фактически осуществляемой предприятием деятельности код ОКВЭД 70.10.1 "Деятельность по управлению финансово-промышленными группами", соответствующему 1 классу профессионального риска, со ставкой страхового взноса в размере 0,2%.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно положениям статей 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в срок до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя в судебном заседании, заявителем в установленный срок - не позднее 15 апреля 2023 года - не были представлены в Фонд документы, перечисленные в пункте 3 Порядка (заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности).
В связи с нарушением обществом указанного срока Фондом самостоятельно определен для страхователя основной вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, - код ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" в размере 2,1 процента, что соответствует 17-му классу профессионального риска.
Судом первой инстанции правомерно указано, что вид фактически осуществляемой обществом деятельности не может быть определен Фондом только на основании данных ЕГРЮЛ, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности общества. Указанный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.07.2011 N 14943/10.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определениях от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данная норма права подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, из анализа положений пункта 5 Порядка N 55 усматривается, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и определить размер страхового тарифа с их учетом.
Ответчиком не представлено суду доказательств, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемым обществом видом деятельности является код ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", что позволило назначить страхователю размер страхового тарифа, соответствующий 17-му классу профессионального риска.
Как следует из доводов заявителя и установлено судом, указанный вид деятельности общество фактически не осуществляло (с момента создания по настоящее время); основным видом деятельности ООО "ИОНА" в 2023 году "Деятельность по управлению финансово-промышленными группами", что соответствует коду по ОКВЭД 70.10.1.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и подтверждаются имеющимися в материалах дела справкой общества о подтверждении основного вида экономической деятельности, направленной заявителем в Фонд 24.11.2023 представленными обществом декларациями за 2023 год.
При указанных обстоятельствах у Фонда отсутствовали законные основания для определения в качестве основного вида деятельности страхователя на основании нормы пункта 5 Правил вида деятельности, фактически не осуществляемого обществом. Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не наделяет фонд полномочиями по проверке факта осуществления страхователем деятельности, определенной Фондом в соответствии с положениями пункта 5 Правил, судом не принимается ввиду следующего.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ предусмотрена обязанность страховщика контролировать деятельность страхователя по исполнению им соответствующих обязанностей.
Осуществляя свои полномочия по применению положений пункта 5 Правил, предусматривающего наступление негативных последствий (т.е. применение определенной санкции) для страхователя в случае неисполнения им обязанности по своевременному представлению в фонд необходимой информации, Отделение ФСС обязано соблюдать требования указанной нормы Правил и установить виды фактически осуществляемой страхователем деятельности в целях последующего выбора из их перечня деятельности, имеющей более высокий класс профессионального риска.
Для установления указанных выше обстоятельств возможно использование имеющейся в фонде информации о страхователе, а также истребование необходимых документов.
Суд учитывает, что в рассматриваемом случае Фондом была проведена камеральная проверка представленного заявителем расчета по страховым взносам, в ходе которой фонд в силу действующего законодательства был обязан провести контрольные мероприятия по проверке обоснованности исчисления страхового тарифа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В силу пункта 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы (информация), ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы (информация), представленные в территориальный орган страховщика при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы (информация), имеющиеся у территориального органа страховщика (пункт 5 названной статьи).
Согласно пункту 7 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, в нарушение указанных требований законодательства в оспариваемом решении фонда отсутствуют результаты проверки доводов плательщика, поступивших от заявителя от 24.11.2023; в решении не отражены доводы, по которым страховщик отверг возражения страхователя. Фондом не предприняты меры по проверке доводов заявителя о фактическом виде осуществляемой деятельности.
Отсутствие в решении о привлечении к ответственности результатов проверки возражений страхователя в рассматриваемом случае является существенным нарушением должностными лицами фонда требований действующего законодательства, повлекшим принятие незаконного решения по результатам проверки.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что оспариваемые решение Фонда от 10.10.2023 и требование Фонда, принятое на основании решения не соответствует действующему законодательству, в том числе статье 26.20 Закона N 125-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2024 г. по делу N А40-283876/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283876/2023
Истец: ООО "ИОНА"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ