город Омск |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А70-25290/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2579/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2024 по делу N А70-25290/2023 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399; адрес: 628408, г. Сургут, ул. Университетская, д. 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58А) о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-402/2023, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала Урало-Сибирского регионального центра (ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084, улица: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1),
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области -Долинина Алена Вячеславовна по доверенности от 09.01.2024 N 8 сроком действия до 31.12.2024, Котов Дмитрий Владимирович по доверенности от 09.01.2024 N 6 сроком действия до 31.12.2024,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала Урало-Сибирского регионального центра - Горбунова Татьяна Александровна по доверенности от 09.01.2024 N 01 сроком действия по 31.01.2027,
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Николай Павлович по доверенности от 04.04.2023 N 87829 сроком действия по 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, управление, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-402/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала Урало-Сибирского регионального центра (далее - РТРС).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2024 по делу N А70-25290/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что не допущено превышение допустимого суммарного числа отключений в год; допустимое число часов отключений в год учитывается на годичный период не со дня отключения, а с 01.10 текущего года по 30.09 следующего года; имеются основания для признания вменяемого обществу административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа.
В письменном отзыве с пояснениями на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу РТРС считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства по делу, верно установлено, что АО "Россети Тюмень" являясь сетевой организацией, ограничило передачу электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям, являясь также субъектом естественной монополии.
Документы, приложенные к отзыву РТРС, не рассматривается апелляционным судом в качестве дополнительного доказательства, поскольку, по утверждению третьего лица, имеются в материалах дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители антимонопольного органа и РТРС поддержали доводы своих письменных отзывов и пояснений, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, письменные пояснения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Тюменское УФАС России поступило обращение РТРС, из содержания которого следует о регулярных отключениях электроснабжения в блок контейнере РТС, расположенном по адресу: Тюменская обл., Ярковский район, село Новоалександровка, в 120 м ЮЗ направлении от дома 35 по ул. Новая, точка поставки ВЛ-10 Степановка КТП 454 ВЛ-0,4 ф. РТС.
В связи с изложенными обстоятельствами уполномоченным должностным лицом управления в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 20.07.2023 о возбуждении дела N 072/04/9.21-402/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования управлением установлено, что между РТРС и АО "Газпром энергосбыт Тюмень" 01.06.2021 заключен договор энергоснабжения N ЭС0404000413/21. В соответствии с пунктом 10.13 договора сетевой организацией, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, является АО "Россети Тюмень".
Согласно условиям договора объект электроснабжения РТРС относится ко второй категории надежности потребления электроэнергии. Допустимое число отключений потребления в год составляет 24 часа, но не более 12 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По данным диспетчерских сводок и запроса от 13.01.2023 зафиксировано отключение электроэнергии (без предупреждения) объекта связи РТС за период с 15.08.2022 по 30.08.2023 в количестве 25:45:00 часов.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.09.2023 N 072/04/9.21-402/2022 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя управления 15.11.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-402/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
13.02.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с абзацем 1 пункта 31(6) Правил N 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
На основании абзаца 2 пункта 31(6) Правил N 861 для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
Согласно пункта 34 Правил N 442 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 35 Правил N 442 к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления. Сетевая организация оповещает потребителей о введении в действие графиков незамедлительно после их введения.
Согласно письму ФАС России исх. от 24.10.2023 N ТН/87802/23 допустимое число часов отключений в год учитывается на годичный период со дня отключения.
В силу пункта 47 Правил N 442 в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений.
В силу пункта 7 Правил N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).
Пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор (абзац 1).
Согласно приложению N 1 к договору энергоснабжения от 01.06.2021 N ЭС0404000413/21 допустимое число отключения потребления в год составляет 24 часа, но не более 12 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В рассматриваемом случае отключения электроэнергии объектов недвижимости по адресу: Тюменская область, Ярковский район, село Новоалександровка, в 120 м ЮЗ направлении от дома 35 по ул. Новая, точка поставки ВЛ-10 Степановка КТП 454 ВЛ-0,4 ф. РТС, зафиксированы в журнале учёта данных первичной информации.
Согласно представленным данным филиалом АО "Россети Тюмень" Тюменские ЭС Южное ТПО Ярковский РЭС на вышеуказанном объекте были произведены отключения электроэнергии:
15.08.2022 - продолжительность отключения электроэнергии составила 4,63 часа;
16.08.2022 - продолжительность отключения электроэнергии составила 6,10 часов;
17.08.2022 - продолжительность отключения электроэнергии составила 6,47 часов;
18.08.2022 - продолжительность отключения электроэнергии составила 4,88 часов;
06.02.2023 - продолжительность отключения электроэнергии составила 4,78 часов.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества о том, что годичный период считается не со дня отключения, а с 01.10 текущего года по 30.09 следующего года.
Допустимое число часов отключения в год учитывается на годичный период со дня отключения, что подтверждается сложившейся практикой (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88-23189/2022).
Таким образом, в период с 20.07.2022 по 20.07.2023 произошло превышение допустимого суммарного числа часов отключений в год (не более 24 часов) в блок контейнере РТС, расположенном по адресу: Тюменская обл., Ярковский район, село Новоалександровка, в 120 м ЮЗ направлении от дома 35 по ул. Новая, точка поставки ВЛ-10 Степановка КТП 454 ВЛ-0,4 ф. РТС, в количестве 26,86 часов, что свидетельствует о нарушении АО "Россети Тюмень" пункта 31.6 Правил N 861.
Выявленное образует в действиях заявителя событие административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения спорного правонарушения АО "Россети Тюмень" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021 о привлечении к административной ответственности, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022, 29.08.2022 обществом уплачен штраф).
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доводы общества в обоснование отсутствия вины в допущенных сверхнормативных отключениях электрической энергии о том, что между АО "Россети Тюмень" и РТРС отсутствуют договорные отношения, а по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному заявителем с АО "Газпром энергосбыт Тюмень", допустимое число отключений в год составляет 72 часа, отклоняются апелляционным судом, поскольку вне зависимости от наличия непосредственных договорных отношений АО "Россети Тюмень" обязано передавать электрическую энергию в сети РТРС в соответствии с согласованной категорией надежности, в том числе с соблюдением допустимого количества часов отключений.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2021 по делу N А27-57/2021.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушены.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в минимальном размере 600 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. соответствует санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отвечает принципам индивидуализации, соразмерности и справедливости наказания, а также соответствует установленным статьей 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
В рассматриваемом случае часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не подлежит применению, так как тяжелого материального положения общества не доказано, из материалов дела не усматривается наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями.
Заявитель не представил ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению его экономической свободы и права собственности при его привлечении к административной ответственности (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2024 по делу N А70-25290/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25290/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Урало-Сибирский региональный центр" "РТРС"