город Омск |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А46-16320/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2905/2024) общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Ом" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2024 по делу N А46-16320/2023 (судья Малявина Е.Д.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Ом" (ИНН 5507102626, ОГРН 1155543012272, адрес: 644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 49, пом. 10, лит. 3П) к временно исполняющему обязанности Губернатора Омской области Хоценко Виталию Павловичу о признании недействительным распоряжения Губернатора Омской области от 09.08.2023 N 97-р, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" (ИНН 5503268275, ОГРН 1235500003001, адрес: 644099, г. Омск, ул. Тарская, д. 13А, оф. 310), Администрации Омской области (ИНН 5503051628, ОГРН 1025500747030, адрес: 644002, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 1), Министерства строительства Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925, адрес: 644099, г. Омск, ул. Некрасова, д. 3/1), Администрации города Омска (ИНН: 5503047244, ОГРН: 1025500757259, адрес: 644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34), Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8), Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Ом" - Вилькин Александр Ефимович по доверенности от 01.10.2023 сроком действия 3 года,
от временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области Хоценко Виталия Павловича - Шегебаев Ильяс Булатович по доверенности от 30.10.2023 N ИСХ-23/ГБ-232/01 сроком действия 3 года,
от Правительства Омской области - Шегебаев Ильяс Булатович по доверенности от 30.10.2023 N ИСХ-23/ГБ-232/01 сроком действия 3 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" - Есионова Карина Александровна по доверенности от 23.10.2023 сроком действия 3 года, Воевода Олеся Викторовна по доверенности от 11.10.2023 N 04 сроком действия до 31.12.2024,
от Министерства строительства Омской области - Бойченко Оксана Валериевна по доверенности от 29.08.2023 N ИСХ-23/МС-7790 сроком действия до 29.08.2024,
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Кажкаримова Айна Казбековна по доверенности от 29.08.2023 N 02-02/8480 сроком действия 1 год,
от Администрации города Омска - Веселкова Ирина Анатольевна по доверенности от 31.02.2023 N ИСХ-АГ/03-4752 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Славянка-Ом" (далее - заявитель, общество, ООО "Славянка-Ом") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к временно исполняющему обязанности Губернатора Омской области Хоценко Виталию Павловичу (далее - Губернатор Омской области) о признании недействительным распоряжения от 09.08.2023 N 97-р "О соответствии инвестиционного проекта "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" критерию, установленному Законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" как несоответствующее Указу Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202 "О реализации Закона Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" (далее - ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской"), Администрация Омской области, Министерство строительства Омской области (далее - Минстрой Омской области), Администрация города Омска (далее - Администрация г. Омска), Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2024 по делу N А46-16320/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что распоряжение о предоставлении земельного участка другому юридическому лицу без проведения торгов вынесено после обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:9236.
Администрация г. Омска, Минстрой Омской области, ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской", ДАГ Администрации г. Омска, Губернатор Омской области, Правительство Омской области в представленных письменных отзывах, возражении просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации г. Омска, Минстроя Омской области, ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской", ДАГ Администрации г. Омска, Губернатора Омской области, Правительства Омской области поддержали доводы своих письменных отзывов и возражений, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, возражение на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.08.2022 один из учредителей ООО "Специализированный застройщик "Дом на "Кемеровской" - Пронников А.В., обратился в ДАГ Администрации г. Омска с заявлением о принятии решения о внесении изменений в проект планировки территории и проект межевания территории (вх. N ДАГ-ОГ/2278).
В ответ на данное обращение ДАГ Администрации г. Омска письмом от 06.09.2022 N Исх-ОГ-ДАГ-06/2278 направил техническое задание на выполнение работ по планировке территории, схемы границ проектируемой территории и указал, что подготовленную документацию по планировке территории необходимо направить для проверки и подготовки на утверждение.
Пронниковым А.В. организованы мероприятия по подготовке проекта планирования территории.
Вновь образованный земельный участок площадью 3275 кв.м с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код 2.6)" 07.04.2023 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 55:36:040101:9236.
Согласно межевому плану от 21.02.2023 земельный участок с кадастровым номером 55:36:040101:9236 образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:3074 площадью 2429 кв.м, с видом разрешенного использования для строительства административного здания, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 16.02.2023 N 120-п "О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска", которым предусмотрены внесения изменений в постановление Администрации города Омска от 02.05.2012 N 636-п "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска", постановление Администрации города Омска от 08.09.2017 N 993-п "Об утверждении проекта межевания территории, расположенной в границах: улица Заозерная - улица Красный Путь - улица Фрунзе - правый берег реки Иртыш - в Советском и Центральном административных округах города Омска".
26.04.2023 ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" направило в Минстрой Омской области обращение об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 1772-ОЗ).
Распоряжением Минстроя Омской области от 19.05.2023 N 236-рп инвестиционный проект "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" признан соответствующим критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ.
13.06.2023 ООО "Славянка-Ом" обратилось в ДАГ Администрации г. Омска с просьбой осуществить мероприятия по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:9236.
В ответ на обращение от 13.06.2023 N Вх-ДАГ/4594 ДАГ Администрации г. Омска проинформировал заявителя о невозможности рассмотрения его обращения по существу в связи с отсутствием в представленном обращении указания на цель использования земельного участка.
28.07.2023 в ДАГ Администрации г. Омска поступило обращение ООО "Славянка-Ом" о заинтересованности в приобретении посредством аукциона земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:9236 под строительство многоэтажного жилого дома.
Распоряжением Губернатора Омской области от 09.08.2023 N 97-р в соответствии с пунктом 7 Порядка определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", утвержденного Указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202, инвестиционный проект "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" был признан соответствующим критерию, установленному пункту 3 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ.
В соответствии с пунктом 2 названного нормативного правового акта распоряжение Губернатора Омской области от 09.08.2023 N 97-р является основанием для предоставления ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:9236 в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.
Из письма от 18.08.2023 N Исх-ДАГ 06-01/8131 ДАГ Администрации г. Омска, адресованного в адрес ООО "Славянка-Ом", следует, что в соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок с кадастровым номером 55:36:040101:9236 не может быть предметом аукциона, поскольку в отношении него принято оспариваемое распоряжение.
Полагая, что действия Губернатора Омской области по признанию инвестиционного проекта "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" соответствующим критерию, установленному пункту 3 статьи 4 Закона N 1772-03, не соответствуют Указу Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202, нарушают права и законные интересы заявителя, как лица, обратившегося за организацией аукциона на приобретение права аренды земельного участка, ООО "Славянка-Ом" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
07.02.2024 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В пункте 1 статьи 2 ЗК РФ указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют различные формы и методы, в том числе создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи, при которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в частности согласно подпункту 3 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что земельное законодательство и законодательство о защите прав инвесторов устанавливают льготный порядок предоставления земельных участков в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе касающихся строительства.
Критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Омской области предоставляются земельные участки, установлены Законом N 1772-ОЗ.
В соответствии со статьёй 5 Закона N 1772-ОЗ определение соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Губернатором Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202 утвержден Порядок определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом N 1772-ОЗ (далее - Порядок N 202).
Порядок N 202 регламентирует процедуру определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом N 1772-ОЗ (пункт 1).
Согласно подпункту 10 пункта 2 Порядка N 202 Минстрой Омской области осуществляет обеспечение процесса определения соответствия масштабного инвестиционного проекта на предмет их соответствия критериям, указанным в пунктах 3, 4 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ.
При этом определение соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям осуществляется на основании обращения заинтересованного юридического лица в отраслевой орган по соответствующей форме (пункт 3 Порядка N 202).
На основании пункта 5 Порядка N 202 отраслевой орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (в отношении проектов), или информации, указанной в абзаце втором пункта 4 настоящего Порядка (в отношении объектов), принимает решение о соответствии или о несоответствии объекта (проекта) критериям.
В случае принятия решения о соответствии объекта (проекта) критериям отраслевой орган в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем принятия указанного решения, обеспечивает разработку проекта соответствующего распоряжения Губернатора Омской области в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34 (пункт 7 Порядка N 202).
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов допускается в целях реализации масштабного инвестиционного проекта при условии соответствия реализуемого на данном земельном участке масштабного инвестиционного проекта, в частности, следующему критерию: инвестиционный проект по строительству многоквартирного дома (многоквартирных домов) на земельном участке, не обремененном объектом незавершенного строительства, общей площадью жилых помещений не менее 5 тысяч квадратных метров предусматривает передачу в собственность гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области (далее - пострадавшие граждане), порядок формирования и применения которого определяется Правительством Омской области, не менее чем 7 процентов от общей площади жилых помещений, строительство которых предусматривается инвестиционным проектом, в многоквартирном доме (многоквартирных домах), предусмотренном (предусмотренных) инвестиционным проектом, или в ином многоквартирном доме (многоквартирных домах), введенном (введенных) в эксплуатацию.
В соответствии с названным Порядком 26.04.2023 ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" направило в Минстрой Омской области обращение об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона Омской области N 1772-ОЗ, с приложением документов, предусмотренных пунктами 3, 3.3 Порядка.
Данный инвестиционный проект предусматривает строительство многоквартирного дома площадью жилых помещений 6360 кв.м. и передачу в собственность гражданам, включенным в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области, 7 процентов от общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого предусматривается инвестиционным проектом, что соответствует 445,2 кв.м жилья или ориентировочно 11 квартир.
Минстрой Омской области по результатам рассмотрения обращения ООО "Специализированный застройщик "Дом на Кемеровской" и приложенных к нему документов в соответствии с пунктом 5 Порядка N 202 издано распоряжение N 236-рп "О соответствии масштабного инвестиционного проекта "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона N1772-ОЗ.
Распоряжением Губернатора Омской области от 09.08.2023 N 97-р в соответствии с пунктом 7 Порядка N 202 инвестиционный проект "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" был признан соответствующим критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ.
Судом апелляционной инстанции не усматривается нарушений каких-либо правовых норм Губернатором Омской области при принятии названного распоряжения; доказательств того, что инвестиционный проект "Строительство многоквартирного дома на Кемеровской" не соответствует критерию, установленному пунктом 3 статьи 4 Закона N 1772-ОЗ, заявителем в материалы дела не предосатвлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение Губернатора Омской области о предоставлении земельного участка другому юридическому лицу без проведения торгов вынесено после обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:9236, судом апелляционной жалобы отклоняются.
Предоставление земельного участка без торгов, даже при наличии иных претендентов на него, не является нарушением конкуренции, на предотвращение которого направлена норма пункта 12 статьи 39.16 ЗК РФ, и по существу является государственной преференцией (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Так, в соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в его предоставлении.
Учитывая, что оспариваемое распоряжение Губернатора Омской области от 09.08.2023 N 97-р принято в соответствии с компетенцией, установленными правилами подготовки и принятия соответствующих правовых актов, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, оснований для удовлетворения заявленных ООО "Славянка-Ом" требований у суда первой инстанции не имелось.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2024 по делу N А46-16320/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16320/2023
Истец: ООО "СЛАВЯНКА-ОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, временно исполняющему обязанности Губернатора Омской области Хоценко Виталию Павловичу
Третье лицо: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Министерство строительства Омской области, ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ДОМ НА КЕМЕРОВСКОЙ", Правительство Омской области