г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А56-61519/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии:
- от истца: Фещенко С.М. по доверенности от 01.06.2022,
- от ответчика: Земского Е.Е. по доверенности от 26.12.2023,
- от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25620/2023) акционерного общества "Невский экологический оператор"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2023 по делу N А56-61519/2022,
принятое по иску товарищества собственников жилья "Шуваловское-1" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Шуваловское-1" (далее - истец, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество), в котором просит изложить пункты 2.2, 4.1, 6.2 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1261855-2022/ТКО, пункт 4 дополнительного соглашения от 30.12.2021 N1, Приложение N1 к дополнительному соглашению, в следующей редакции:
- пункт 2.2. Потребитель оплачивает услуги по общению с твердыми коммунальными отходами по 28 число месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО, на основании счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора;
- пункт 4.1. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
- пункт 6.2. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено жилищным законодательством;
- пункт 4 дополнительного соглашения от 30.12.2021 N 1. Стороны пришли к соглашению о том, что подписание настоящего дополнительного соглашения осуществляется путем его подписания сторонами;
- приложение N 1 к дополнительному соглашению от 30.12.2021 N 1 к Договору: N1 пункта 2 - Количество, 11 шт.;
N 2 пункта 2 - Объем контейнера, куб.м. 6.00;
N 2 пункта 2 - Тип, материал Контейнер (пухто) металлический;
N 2 пункта 2 - Количество, 1 шт.;
Пункт 3 - Исключить.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2023 исковые требования удовлетворены, разногласия урегулированы на условиях, предложенных истцом.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Полагает, что суд первой инстанции необоснованно утвердил пункт 4.1 договора N 1261855-2022/ТКО на условиях, предложенных истцом, без учета специальных норм, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению ответчика, в отсутствие доказательств организации раздельного накопления ТКО оснований для согласования коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров не имеется. Судом также не учтено отсутствие у истца индивидуального места накопления крупногабаритных отходов.
Кроме того, ответчик находит ошибочным изложение Приложения N 1 к дополнительному соглашению N 1 к договору в редакции истца, указанные изменения истцом не обоснованы, доказательств наличия в распоряжении истца такого количества контейнеров с подобным объемом не представлено.
Определением от 09.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 28.09.2023.
До заседания от Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий доводы в поддержку позиции ответчика, который приобщен судом к материалам дела.
Определением от 28.09.2023 в целях формирования единообразной правоприменительной практики производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А56-66706/2022.
В апелляционный суд поступило ходатайство ответчика о возобновлении производства по делу.
Определением от 12.03.2024 апелляционный суд назначил судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу.
Стороны обеспечили явку представителей, ответчик поддержал ранее заявленное ходатайство о возобновлении производства.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Коллегия судей, установив, что обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, пришла к выводу о возобновлении производства, протокольным определением от 18.04.2024 производство по апелляционной жалобе ответчика возобновлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, сообщил о расторжении договора по от 30.12.2021 N 1261855-2022/ТКО по соглашению сторон от 01.07.2022, в связи с переходом собственников помещений на прямые договоры с ответчиком, представил для приобщения к делу письмо истца от 18.08.2022 N 26-22, а также подписанное сторонами соглашение от 01.07.2022.
Представленные ответчиком документы приобщены к материалам дела.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Третье лицо явку представителя не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Шуваловский пр-кт, д. 51, корп. 1 (далее - МКД).
Письмом от 23.12.2021 N 38-21 Товарищество обратилось к Обществу с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, просило указать в договоре условие о том, что начисление платы производится, исходя из количества и объема складирования для накопления ТКО (т.1, л.д. 14-17).
Товариществом 16.03.2022 получен проект договора N 1261855-2022/ТКО с приложениями N 1 и N 2, дополнительное соглашение от 30.12.2021 N 1.
Не согласившись с предложенными Обществом условиями, Товарищество 21.03.2021 направило в адрес Общества мотивированный отказ от подписания договора N 1261855-2022/ТКО с приложением Протокола разногласий по пунктам 2.2, 4.1, 6.2 договора, пункту 4 дополнительного соглашения от 30.12.2021 N1 к договору, Приложения N1 к дополнительному соглашению.
Обществом протокол разногласий подписан с протоколом согласования разногласий, согласно которому пункты 2.2, 4.1, 6.2 изложены в редакции регионального оператора.
Наличие неурегулированных разногласий по условиям договора N 1261855-2022/ТКО послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции разногласия, возникшие между сторонами применительно к содержанию пунктов 2.2, 4.1, 6.2 договора N 1261855-2022/ТКО, пункта 4 дополнительного соглашения от 30.12.2021 N 1, Приложение N 1 к дополнительному соглашению, урегулированы в редакции, предложенной истцом.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (в силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ).
При этом пунктом 8(15) Правил N 1156 установлено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Как указано в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора.
Из приведенных разъяснений следует, что, несмотря на неурегулирование сторонами разногласий по спорным пунктам, договор N 1261855-2022/ТКО считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором в направленном в адрес Товарищества проекте Договора, в том числе на условии осуществления учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО. Указанное обстоятельство по общему правилу не лишает Товарищество права на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий в порядке пункта 2 статьи 445 ГК РФ.
Материалами дела подтверждается, что согласно пункту 8.1 Договора, по содержанию которого разногласия отсутствуют, действие Договора распространено на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022. При этом в силу пункта 1.4 Договора дата начала оказания услуг также определена сторонами с 01.01.2022.
В связи с принятием общим собранием собственников помещений в МКД решения о переходе на прямые договоры с региональным оператором Товарищество письмом от 18.08.2022 N 26-22 направило в адрес Общества соглашение о расторжении договора от 30.12.2021 N 1261855-2022/ТКО.
Согласно условиям указанного соглашения, подписанного сторонами 01.07.2022, договор от 30.12.2021 N 1261855-2022/ТКО расторгнут с 01.07.2022. При этом в силу пункта 2 соглашения от 01.07.2022 положения договора в части исполнения обязательств по оплате услуг регионального оператора, оказанных в период с января по июнь 2022 года, действуют до их полного исполнения.
Таким образом, договор от 30.12.2021 N 1261855-2022/ТКО в силу пункта 3 статьи 453 ГК РФ считается расторгнутым по соглашению сторон с 01.07.2022.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ в случае урегулирования разногласий при заключении договора в судебном порядке, договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", согласно которым при принятии решения об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 453 ГК РФ, положения которого могут быть применены по аналогии, в случае изменения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными.
Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения договора.
По общему правилу действие условий договора, утвержденных решением суда по результатам рассмотрения спора об урегулировании разногласий, распространяется на отношения сторон, которые возникнут после вступления решения в законную силу. Иное, в том числе распространение утвержденных судом условий договора на отношения сторон, предшествующие дате вступления решения в силу, должно быть прямо установлено таким решением.
В этой связи, следует согласиться с доводом ответчика о том, что суд первой инстанции урегулировал разногласия между сторонами по договору, который на момент принятия судом обжалуемого решения являлся расторгнутым по соглашению сторон, что не допускается гражданским законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) и Правилами N 1156.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязанностью, которая вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в сфере обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пункт 4.1 Договора устанавливает порядок коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в целях определения размера платы за услуги, оказываемые региональным оператором по Договору. Условие о коммерческом учете ТКО относится к числу существенных условий.
Условие о способе коммерческого учета ТКО также содержится в пункте 2 (таблица) и пункте 3 Приложения N 1 к Договору.
Как следует из Протокола разногласий, приложенного к исковому заявлению, а также проекта Договора, подписанного региональным оператором, Общество предлагает установить в пункте 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО расчетным способом, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО, исходя из общей площади МКД, приведены в пункте 3 Приложения N 1 к Договору. В пункте 2 Приложения N 1 к Договору Обществом предложено осуществлять учет крупногабаритных отходов также, исходя из установленного норматива.
Компания полагает, что в пункте 4.1 Договора следует предусмотреть, что учет ТКО производится расчетным способом, исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Согласно пункту 3 Приложения N 1 к Договору в редакции, предложенной Компанией, расчет объема ТКО осуществляется исходя из количества контейнеров (17 шт.) и объема одного контейнера (0,36 куб. м). Складирование крупногабаритных отходов, как указано в пункте 2 Приложения N 1 к Договору в редакции Компании, производится с использованием тех же контейнеров того же объема.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Утверждая условие о коммерческом учете ТКО в редакции истца, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку пунктом 5 Правил N 505 не установлены ограничения по субъектному составу, собственник ТКО при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе выбрать один из двух расчетных способов коммерческого учета.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, а также определениями Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2024 по делу N А56-66706/2022 и от 13.12.2023 по делу N А56-66771/2022.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 Товариществом организована система раздельного накопления ТКО, в связи с чем, оснований для осуществления коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, не имеется.
Обжалуемое решение, при отсутствии прямого указания суда на иное, не распространяется на правоотношения сторон, предшествующие дате его вступления в силу, исходя из чего, следует признать, что истец не вправе своим волеизъявлением выбрать в качестве способа учета ТКО - учет, исходя из количества и объема контейнеров.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства фактического применения сторонами такого способа учета ТКО в период действия договора.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, правовых оснований для урегулирования разногласий между сторонами по условиям договора, который расторгнут с 01.07.2022, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 146, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу N А56-61519/2022 возобновить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2023 по делу N А56-61519/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61519/2022
Истец: ТСЖ "ШУВАЛОВСКОЕ-1"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности