г. Саратов |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А12-20845/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-20845/2023 (судья Тесленко М.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006765, ИНН 3444173280)
к управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А)
заинтересованные лица: акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400001, г. Волгоград, ул. Циолковского, д. 9А, оф. 7, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691), Сулацкова Татьяна Васильевна (г. Волгоград),
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (далее - ООО "УК Тракторозаводского района", общество, заявитель) с заявлением об оспаривании предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - управление "Жилищная инспекция Волгограда", административный орган) от 23.05.2023 N 222-р.
Решением суда первой инстанции от 22 января 2024 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Тракторозаводского района" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предоставлены.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 23 марта 2024 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 16.05.2023 N 222-р (т.1 л.д.27-29) управлением "Жилищная инспекция Волгограда" в отношении ООО "УК Тракторозаводского района" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки доводов поступивших обращений граждан, проживающих в многоквартирном доме (далее - МКД) N 11 по ул. Луговского в г. Волгограде (т.1 л.д.22-23, 25-26), по вопросу проведения перерасчёта размера расходов за коммунальный ресурс холодное водоснабжение (далее - ХВС), потребляемого при содержании общего имущества (далее - СОИ), исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта (далее - ОДПУ) по истечении каждого календарного года, отражённого в платёжных документах за февраль 2023 года.
В ходе проверки установлено, что обществом в платёжных документах за февраль 2023 потребителям МКД по адресу г. Волгоград ул. Луговского, д. 11 произведён перерасчёт размера расходов на оплату коммунального ресурса по ХВС, потреблённого при использовании и содержании общего имущества за период с января по декабрь 2022 года.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении обществом подпункта "б" пункта 29(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491); пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92); статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.05.2023 N 222-р (т.1 л.д.31-39).
23 мая 2023 года управлением "Жилищная инспекция Волгограда" обществу выдано предписание N 222-р, которым ООО "УК Тракторозаводского района" предписано в срок до 20 сентября 2023 года во исполнение действующего законодательства потребителям многоквартирного дома N 11 по ул. Луговского произвести перерасчёт в полном объёме размера расходов на оплату коммунального ресурса по холодной воде, потреблённого при использовании и содержании общего имущества, доначисленных за период с января 2022 года по август 2022 года в платёжных документах за февраль 2023 года. Указать основание для перерасчёта в соответствии с требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (т.1 л.д.19-20).
Считая вышеуказанное предписание незаконным, ООО "УК Тракторозаводского района" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Согласно доводам апелляционной жалобы на момент проведения проверки имелись многочисленные разъяснения Минстроя России относительно периода, за который надлежит производить перерасчёт - истёкший календарный год. Перерасчёт размера расходов на оплату коммунального ресурса ХВС на СОИ за 2022 год произведён собственникам МКД в платёжном документе за февраль 2023 года в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) Правил N 491, вступившего в силу с 1 сентября 2022 года. В данном случае при производстве перерасчёта за период с января по август 2022 года не имеет обратной силы действия Постановление N 92.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Исходя из статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании пункта 1.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утверждённого постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, Управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют в том числе случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "УК Тракторозаводского района" осуществляет управление МКД N 11 по ул. Луговского в г. Волгограде. Данный МКД оборудован ОДПУ ХВС, акт ввода в эксплуатацию узла учёта после поверки от 07.08.2020.
Протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, отсутствует.
В связи с этим начисление размера платы коммунального ресурса ХВС на СОИ в период с января по декабрь 2022 года ООО "УК Тракторозаводского района" осуществляло по нормативам потребления.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 в Правила N 491 внесены изменения, в частности, указанные Правила дополнены пунктами 29(1) - 29(5), которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года.
Согласно положениям статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключённого до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров.
В соответствии с пунктом 29(2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определённом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объёма коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определённого в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчётных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведённым в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии ОДПУ и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определённом в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчёта размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта.
Таким образом, с 1 сентября 2022 года коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению в полном объёме - по показаниям ОДПУ.
Подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491 установлено, что в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчёт размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчёта учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчётным годом. Порядком также предусмотрен досрочный перерасчёт размера платы, который производится при прекращении управления домом (смена управляющей компании либо способа управления).
Таким образом, периодом, за который осуществляется перерасчёт в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчёт осуществляется.
Из материалов дела следует, что в платёжных документах за февраль 2023 года собственникам помещений в МКД по адресу ул. Луговского, д. 11 обществом выставлена плата за содержание жилого помещения, в том числе, плата по коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества, с произведённым перерасчётом за периоды с января по декабрь 2022 года по фактическому потреблению ХВС исходя из показаний ОДПУ.
Согласно пункту 2 Постановления N 92 оно вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, в данном Постановлении не имеется.
Следовательно, положения пунктов 29(2) и 29(3) Правил N 491 при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в случае наличия ОДПУ и отсутствия решения общего собрания собственников помещений, применяются только с 1 сентября 2022 года.
Однако обществом перерасчёт с применением данных пунктов произведён за весь 2022 год.
Доводы заявителя о правильности перерасчёта за весь 2022 год со ссылкой на подпункт "а" пункта 29(3) Правил N 491 отклонены судом апелляционной инстанцией как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2023 по делу N А12-9801/2023, поддержанная Верховным Судом Российской Федерации в определении от 29.03.2024 N 306-ЭС24-2498.
Ссылки общества на разъяснения Минстроя России относительно производства перерасчёта платы за 2022 год отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку указанные разъяснения не являются нормативным актом и не подлежат обязательному применению судом.
Таким образом, у управления "Жилищная инспекция Волгограда" имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, которое в свою очередь содержит указание на нарушенные обществом правовые нормы, мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения допущенных нарушений, и конкретный срок исполнения таких мероприятий.
Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности. Срок исполнения предписания является достаточным для устранения выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений применённых судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-20845/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20845/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА", Сулацкова Т. В.