г. Саратов |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А57-25511/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 07 " мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен " 07 " мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Савенковой Н.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Матросова Александра Михайловича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2024 года по делу N А57-25511/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
к индивидуальному предпринимателю Матросову Александру Михайловичу, г. Маркс Саратовской области (ОГРНИП 306644329900015, ИНН 644301624259),
о взыскании 36466,92 руб.,
при участии в судебном заседании: от АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В., представителя по доверенности от 18.12.2023 N 59, в отсутствие ответчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (далее - АО "Ситиматик", истец) к
индивидуальному предпринимателю Матросову Александру Михайловичу (далее - ИП Матросов А.М., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период января 2022 года по апрель 2023 года в размере 36466,92 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2024 по делу N А57-25511/2023 с ответчика в пользу истца взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период январь с 2022 года по апрель 2023 года в размере 36466,92 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. АО "Ситиматик из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 686 руб., уплаченную платежным поручением от 15.08.2022 N 24061.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Матросов А.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что в нарушении требований закона истец не направлял ответчику проект договора для ознакомления и согласования условий; за спорный исковой период вывоз ТКО осуществлялся ООО " Пакмил Энгельс", действие договора было пролонгировано 23.07.2023, что подтверждается приложенным в материалы дела договором N 25106/2023; истцом не представлены доказательства вывоза ТКО, акты выполненных работ и т. п.; ответчик производит минимальное количество ТКО, вывоз которого осуществляется ООО "Пакмил Энгельс"; услуги по обращению с ТКО ответчику фактически не оказывались; ответчик является инвалидом 3 группы, имеет минимальный доход, который не позволяет оплачивать неоказанные ему услуги.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменных объяснениях истца в порядке статьи 81 АПК РФ, выступлениях присутствующего в судебном заседании представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованным в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
По результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 г. АО "Управление отходами" является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности определена территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Саратовской области, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 707 от 22.09.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ).
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) "Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" от 12 июля 2018 года N 97.
В соответствии с Правилами N 1156 сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 26/411/0018532 (далее по тексту - договор), согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 декабря 2019 года N 48/1.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 утвержден Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года N 35/112.
Указанный договор является договором возмездного оказания услуг. Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Учет объема ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц, и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в Приказах от 05.02.2018 N 47 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области", от 18.03.2020 N 134 "Об установлении нормативов накопления. твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период с января 2022 года по апрель 2023 года региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО от ответчика. Однако ответчиком обязательства по оплате систематически нарушаются, по состоянию на дату предъявления искового заявления размер задолженности за указанный период составляет 36466,92 руб.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно пункту 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В качестве факта оказания услуг истцом представлен в материалы дела договор на осуществление транспортирования ТКО.
Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела не представлено.
Ответчик не представил доказательства нарушения со стороны АО "Ситиматик" требований законодательства в части вывоза ТКО.
При указанных обстоятельствах доказательств того, что услуги были оказаны с нарушением условий договора, материалы дела также не содержат.
Истец оказал ответчику услуги в предусмотренном договором объеме и на основании норм действующего законодательства. Ответчик не доказал обратное.
Факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО подтверждается (том 1, л. д. 72-81):
- договором от 01.03.2019 N РО-7тр/2019 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Энгельсского муниципального района; Марксовского муниципального района; Ровенского муниципального района; Советского муниципального района Саратовской области (Зона деятельности N 1), заключенным с ООО "Ситиматик" на основании пункта 23 Правил N 1156 по результатам конкурсного отбора, сведения о проведенной закупки размещены в установленном законом порядке на официальном сайте госзакупок,
- актами оказанных услуг за период с января 2022 года по апрель 2023 года. Указанные обстоятельства не были опровергнуты ответчиком;
- сведениями из маршрутных журналов движения мусоровозов за период с января 2022 года по апрель 2023 года, в которых указан номер мусоровоза, дата вывоза, место накопление ТКО, количество и объем контейнера, место полигона, представленными истцом в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
При отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также учитывая общедоступность контейнерных площадок общего пользования, ответчик не был лишен права складирования ТКО в контейнерные площадки общего пользования согласно территориальной схеме.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьями 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в данном случае следует определить исходя из расчета, представленного истцом.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что договор не является заключенным. Кроме того, истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг по вывозу ТКО, а также сослался на оказание услуг ООО "Пакмил Энгельс". Аналогичные доводы заявлены ответчиком в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы ответчика как несостоятельные, поскольку договор с ООО "Пакмил Энгельс" не относится к предмету настоящего спора, так как предусматривает иной вид отходов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ вид отходов -совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходам.
В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 ООО 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в том числе:
7 35 000 00 00 0 отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 100 00 00 0 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли;
7 35 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
7 35 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, все остальные отходы не имеющие код;
7 30 000 00 00 0 являются отходами производства и потребления.
Таким образом, отходы производства и потребления и твердые коммунальные отходы представляют собой разные виды отходов.
Кроме того, ответчик обязан производить оплату региональному оператору Саратовской области - филиалу АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") за оказанные услуги по обращению с ТКО с 12 августа 2018 г.
Данная обязанность возникла у ответчика в силу закона. Так, согласно п. 8 статьи 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу статьи 1, 24,6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональный оператор является единственным лицом, оказывающий единый полный цикл: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, после начала деятельности регионального оператора ответчик не имел права заключать какие-либо договоры с иным лицом на транспортирование ТКО, кроме регионального оператора (истца).
Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в пунктах 4,4.1. Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, отношения сторон регулируются договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным на условиях типового договора, поэтому довод апеллянта о незаключенности договора является несостоятельным.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений истца, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции и также считает, что иск удовлетворен правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу ответчика следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. возложены на ответчика как на проигравшую сторону арбитражного процесса и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы ему была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2024 года по делу N А57-25511/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Матросова Александра Михайловича в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25511/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Матросов Александр Михайлович
Третье лицо: ООО "Ситиматик"