г. Красноярск |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А33-32146/2023 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2024 по делу N А33-32146/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее также - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к индивидуальному предпринимателю Нестерову Максиму Тимофеевичу (далее также - предприниматель, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 4 500 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2024 заявление фонда удовлетворено частично. Со страхователя в доход фонда взыскано 3 500 руб. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в требованиях, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что дополняющие сведения по форме СЗВ-М за январь 2022 года и по форме СЗВ-М за июль 2022 года были представлены страхователем в фонд с нарушением пятидневного срока, установленного в уведомлениях от 17.08.2022 и от 22.09.2022 об устранении ошибок.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству апелляционного суда размещены 13.02.2024 в 06:39:19 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте арбитражных судов в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений о необходимости проверки решения суда первой инстанции в полном объеме не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией только в обжалуемой части, а именно в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 1 000 руб.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, в отношение обжалуемой части решения установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по итогам проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета фондом установлено следующее: 1) страхователем сведения по форме СЗВ-М (тип - исходная) за январь 2022 года представлены 15.02.2022 в отношении трех застрахованных лиц; в отношении одного застрахованного лица сведения по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) за январь 2022 года представлены 09.11.2022. То есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". В связи с чем, составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.12.2022 N 205S18220034664; 2) страхователем сведения по форме СЗВ-М (тип - исходная) за июль 2022 года представлены 15.08.2022 в отношении двух застрахованных лиц; в отношении одного застрахованного лица сведения по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) за июль 2022 года представлены 02.11.2022. То есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". В связи с чем, составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.12.2022 N 205S18220034663.
Решениями о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.02.2023 N 205S19230002566, от 01.02.2023 N 205S19230002567 страхователь привлечен к ответственности в виде финансовых санкций за нарушение сроков представлений сведений по форме СЗВ-М за январь и июль 2022 года в общем размере 1 000 руб.
Решения направлены в адрес страхователя и получены им 01.02.2023.
Начисленные финансовые санкции предложены к оплате требованиями об уплате финансовых санкций за совершения правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.02.2023 N 205S01230006035, N 205S01230006036, которыми страхователю предложено уплатить финансовые санкции за нарушение сроков представлений сведений по форме СЗВ-М в размере 1 000 руб.
Требования направлены в адрес страхователя и получены им 22.02.2023.
В связи с неисполнением указанной обязанности по уплате финансовых санкций, фонд обратился в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемыми в настоящем деле требованиями о взыскании 1 000 руб. финансовых санкций.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части решения, имеющимся доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции по обжалуемой части решения приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц, представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица, представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, действовавшей в спорный период, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
На основании пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания финансовых санкций, начисленных решениями от 01.02.2023 N 205S19230002566, N 205S19230002567, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель самостоятельно выявил ошибки в представленных сведениях по форме СЗВ-М (тип - исходная) за январь 2022 года и за июль 2022 года, исправил их путем представления в фонд дополняющих сведений по форме СЗВ-М за указанные периоды, что исключает взыскание финансовых санкций.
Из апелляционной жалобы следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что корректировка страхователем сведений по формам СЗВ-М (тип - исходная) за январь и июль 2022 года обусловлена выявлением фондом в ходе проверки недочетов в указанных сведениях и направлением предпринимателю соответствующих уведомлений.
Указанные доводы апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
Так, согласно акту от 20.12.2022 N 205S18220034664 сведения по форме СЗВ-М за январь 2022 года должны быть представлены не позднее 15.02.2022. Страхователем сведения по форме СЗВ-М (тип - исходная) за январь 2022 года были представлены 15.02.2022 в отношении 3 застрахованных лиц. В отношении 1 застрахованного лица сведения по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) за январь 2022 года представлены фонду 09.11.2022. Выявлены расхождения в отношении Нестерова К.М., СНИЛС 136-469-689 06. Страхователю по телекоммуникационным каналам связи 17.08.2022 направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. Данное уведомление получено предпринимателем 15.09.2022. Согласно акту N 205S18220034663 от 20.12.2022 сведения по форме СЗВ-М за июль 2022 года должны быть представлены не позднее 15.08.2022. Страхователем сведения по форме СЗВ-М (тип - исходная) за июль 2022 года представлены 15.08.2022 в отношении 2 застрахованных лиц. В отношении 1 застрахованного лица сведения по форме СЗВ-М (тип - дополняющая) за июль 2022 года представлены фонду 02.11.2022. Выявлены расхождения в отношении Лазовского В.В., СНИЛС 161-951-097 71. Страхователю по телекоммуникационным каналам связи 20.09.2022 направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. Указанное уведомление получено предпринимателем 11.10.2022.
В материалы дела фондом представлены уведомления от 17.08.2022 и от 20.09.2022, на которые приведена ссылка в вышеуказанных актах о выявлении нарушений: 1) в уведомлении от 17.08.2022 указано, что по результатам проведенной за период с января 2020 года по июнь 2022 года проверки (сверки) сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) и отчетности по форме СЗВ-М, фонд выявил ошибки (недостоверность/отсутствие сведений) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, и уведомляет о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней, имеющихся расхождений, с учетом представленной формы СЗВ-М. В реестре расхождений указано ФИО застрахованного лица - Нестеров Кирилл Максимович; период СЗВ-М - февраль 22; отсутствие кадрового мероприятия - "ПРИЕМ"; 2) согласно уведомлению от 20.09.2022 по результатам проведенной за период с января 2020 года по июль 2022 года проверки (сверки) сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) и отчетности по форме СЗВ-М, фонд выявил ошибки (недостоверность/отсутствие сведений) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, и уведомляет о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней, имеющихся расхождений, с учетом представленной формы СЗВ-М. В реестре расхождений указано ФИО застрахованного лица - Лазовский Валерий Владимирович; период СЗВ-М - июнь 22; отсутствие кадрового мероприятия - "УВОЛЬНЕНИЕ".
Таким образом, из содержания указанных уведомлений не следует, что выявлены нарушения в формах СЗВ-М за январь и июль 2022 года. В уведомлениях указано только на необходимость устранения расхождений между формами СЗВ-ТД и СЗВ-М за февраль 2022 года (уведомление от 17.08.2022) и за июнь 2022 года (уведомление от 20.09.2022).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований полагать, что представление форм СЗВ-М (тип - дополняющая) за январь 2022 года и за июль 2022 года было обусловлено выявлением соответствующих нарушений фондом и направлением им уведомлений об устранении нарушений, а не действиями самого предпринимателя, самостоятельно устранившего выявленные им самим нарушения.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем, статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право на представление дополнительных сведений. Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд, в том числе дополнять их, то есть вносить сведения в отношении лиц, которые ранее не были отражены в исходной форме. При этом Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения фондом, и представить достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями с одной стороны и пенсионным фондом с другой, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю сданной отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом N 27-ФЗ. Изменения в статьи 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ, аналогичные Инструкции, законодателем в рассматриваемом периоде не вносились. Следовательно, Инструкцией не могут быть установлены новые основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Так, в соответствии с пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Таким образом, представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М за январь и июль 2022 года до обнаружения заявителем ошибок в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия страхователя в качестве нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае отсутствуют достаточные основания для удовлетворения требований и взыскания со страхователя в пользу заявителя финансовых санкций.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда соответствуют правовой позиции, высказанной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.11.2021 N Ф02-5870/2021 по делу N А69-610/2021.
Таким образом, решение в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2024 по делу N А33-32146/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-32146/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: Нестеров Максим Тимофеевич
Третье лицо: Военный комиссариат города Боготол, Боготольского и Тюхтетского районов, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по КК