г. Тула |
|
6 мая 2024 г. |
Дело N А23-6965/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Воронцова И.Ю. и Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии от истца - акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827) - Черниковой Е.А. (доверенность от 14.04.2021), от ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522) - Гончаровой Е.Б. (доверенность от 28.11.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.02.2024 по делу N А23-6965/2023 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - управление):
о признании незаконным бездействия по принятию в собственность Российской Федерации древесины, образованной в результате вырубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722 площадью 4 123 778 +/- 2037,23 кв. метров, по адресу: Российская Федерация, р-н Рославльский, Екимовичское сельское поселение, представленному обществу по договору аренды от 14.01.2022 N 40/1 для размещения объектов атомной электростанции;
возложении на управление обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение, путем реализации прав собственника в отношении вырубленной древесины.
До рассмотрения спора по существу общество, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило исковые требования и просило:
признать незаконным бездействие управления, выразившееся в неосуществлении прав и обязанностей Российской Федерации как собственника древесины, образованной в результате вырубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722 площадью 4 123 778 +/- 2037,23 кв. метров, по адресу: Российская Федерация, р-н Рославльский, Екимовичское сельское поселение, предоставленном по договору аренды от 14.01.2022 N 40/1 для размещения объектов атомной электростанции;
возложить на управление обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем реализации прав собственника в отношении находящейся на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722 вырубленной древесины и освободить земельный участок от древесины объемом 4500 куб. метров путем организации ее вывоза с территории строительства объектов атомной электростанции. Судом уточнение принято.
Решением суда от 16.02.2024 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что отношения сторон являются гражданско-правовыми и обязательства в рамках этих отношений (по договору аренды) исполнены управлением в полном объеме. В связи с этим полагает, что общество не вправе требовать от управления оказания государственной услуги. Указывает, что правоотношения по поводу лесных насаждений должны регулироваться нормами Лесного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что управление не является лицом, уполномоченным принимать решения в области лесных правоотношений; положение, на основании которого действует управление, не предусматривает его полномочий в сфере использования лесов, определения порядка рубки и реализации древесины на землях, находящихся в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель управления поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против позиции заявителя, полагая законным и обоснованным принятое решение.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 14.01.2022 между управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от N 40/1 (в редакции дополнительного соглашения от 22.07.2022 N 40-155), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 67:15:0020401:2722, расположенный по адресу: Российская Федерация, р-н Рославльский, Екимовичское сельское поселение, с разрешенным использованием: для размещения объектов атомной электростанции, площадью 4 123 778 +/- 2037,23 кв. метров, на срок по 12.01.2071 (документ находится в материалах дела в электронном виде).
Согласно пункту 4.3.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 22.07.2022 N 40-155) арендатору предоставлено право осуществлять рубку деревьев, кустарников, произрастающих на арендуемом земельном участке, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По акту приема-передачи (документ находится в материалах дела в электронном виде) земельный участок передан арендатору.
Во исполнение распоряжений от 01.08.2016 N 1634-р, от 10.10.2012 N 1398-р, от 26.06.2014 N 803-р/адм (с изменением от 01.08.2014 N 995-р/адм) обществом начато строительство Смоленской АЭС-2 на территории Рославльского района на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722.
С целью реализации мероприятий по проведению комплексных инженерных изысканий для разработки проектной документации на строительство энергоблоков N 1 и N 2 Смоленской АЭС-2 по состоянию на 22.06.2023 арендатором произведена рубка зелёных насаждений по просекам для обеспечения проезда буровой техники (проведение инженерно-геологических изысканий), а также площадки для установки GPS - оборудования (проведение инженерно-геодезических изысканий). При этом вырубленная древесина складирована обществом на территории арендованного участка.
В письме от 01.09.2022 N 9/Ф08/138764 общество обратилось к управлению с запросом разрешить утилизацию древесины, полученной в ходе рубок на арендуемом земельном участке.
В ответе от 14.11.2022 N 40/13625 управление сообщило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - постановление Правительства N 516) вопрос дальнейшей реализации зеленых насаждений в настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не урегулирован, и в настоящее время Минфином России совместно с Росимуществом проводятся мероприятия, направленные на издание нормативно-правового акта в целях урегулирования данного вопроса.
В письмах от 28.04.2023, от 13.06.2023 N 9/Ф08/95637, от 28.06.2023 N 9/Ф08/105406 общество повторно обратилось к управлению с требованиями об определении порядка передачи собственнику земельного участка древесины, а также об организации фиксации объема зеленых насаждений, подлежащих дальнейшей вырубке.
В ответах от 15.05.2023 N 40/6364, от 06.07.2023 N 40/8686 управление вновь сообщило о том, что соответствующий порядок постановлением Правительства N 516 не урегулирован.
Ссылаясь на незаконность бездействия управления, как уполномоченного представителя собственника вырубленной древесины, по принятию и вывозу древесины в количестве 4500 куб. метров, образовавшейся при осуществлении рубки лесных насаждений на арендованном земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, данное Федеральное агентство (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе через свои территориальные подразделения; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Из содержания статей 20, 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на древесину, образовавшуюся в результате рубок лесных насаждений при строительстве объектов, принадлежит Российской Федерации.
С учетом этого, именно Росимущество в лице своих территориальных органов осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества независимо от его назначения, за исключением того имущества, право распоряжения которым в силу прямого указания закона предоставлено соответствующим государственным органам.
При таких обстоятельствах, поскольку управление, осуществляя полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, обязано реализовать полномочия собственника и в отношении спорной древесины, полученной в результате вырубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0020401:2722, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Не реализовывая свои полномочия собственника в части распоряжения древесиной, являющейся собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате рубки лесных насаждений при строительстве линейного объекта, управление совершает необоснованное бездействие. Такое бездействие затрагивает права и обязанности общества, влияет на исполнения принятых им обязанностей, возложенных распоряжениями от 01.08.2016 N 1634-р, от 10.10.2012 N 1398-р, от 26.06.2014 N 803-р/адм.
Факт того, что спорная древесина является собственностью Российской Федерации, сторонами не оспаривается.
Позиция заинтересованного лица об отсутствии у него полномочий на принятие и реализацию древесины, полученной при расчистке земельных участков категории земель промышленности, отсутствии нормативного регулирования способа и порядка реализации такой древесины, основана на неверном толковании нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы правовой компетенции и полномочий управления. Тем более, что указанная древесина получена не с земельных участков лесного фонда, а с земельного участка категории земель промышленности.
При этом наличие законодательного пробела, на который ссылается управление, не освобождает его от обязанности по реализации полномочий собственника в отношении спорной древесины.
Аналогичные правовые подходы изложены в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.05.2022 по делу N А19-8143/2021, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2023 по делу N А05-912/2023 и от 23.09.2022 по делу N А56-92932/2021, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2022 по делуN А04-1619/2022 и др.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.02.2024 по делу N А23-6965/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
И.Ю. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6965/2023
Истец: АО РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2777/2024
06.05.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1892/2024
12.03.2024 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-6965/2023
16.02.2024 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-6965/2023