г. Саратов |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А57-21060/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Байишовой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2024 года по делу N А57-21060/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), г. Москва
к индивидуальному предпринимателю Ахчиной Клавдии Ефимовне (ОГРН 318631300158926, ИНН 632202061911), г. Тольятти,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс", г. Балаково
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности N 59 от 18.12.2023, представителя индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны - Пугачева А.А., действующего на основании доверенности N 1 от 27.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ахчиной Клавдии Ефимовне (далее - ИП Ахчина К.Е., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период сентябрь 2020 года - декабрь 2020 года в размере 186 429 руб. 18 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 593 руб.
Определением суда первой инстанции от 08.11.2023 2023 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Спецавтотранс".
30 января 2024 года Арбитражным судом Саратовской области с индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны в пользу акционерного общества "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период сентябрь 2020 года - декабрь 2020 года в размере 186 429 руб. 18 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 593 руб. Возвращена АО "Ситиматик" из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 214 руб. уплаченная платежным поручением N 29033 от 09.09.2022.
Индивидуальный предприниматель Ахчина Клавдия Ефимовна не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: услуги, являющиеся предметом настоящего спора, по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. Комарова, 135 (ТЦ "Рокот") п.1.2 договора, осуществляла иная организация - ООО "Спецавтотранс", основным видом деятельности которого является - сбор отходов (ОКВЭД 38.1). Лицензия N 64-00152 от 25.02.2016 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, при этом, у ООО "Спецавтотранс" с АО "Ситиматик" 02.10.2018 заключен самостоятельный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 07/312/0006028.
От АО "Ситиматик" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои вышеизложенные доводы.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий: - заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, - утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Таким образом, с 12 августа 2018 года у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила N 1156) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил N 1156. Указанные Правила N 1156 являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В качестве собственников твердых коммунальных отходов выступают как собственники объектов образования ТКО (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков), так и иные владельцы и (или) пользователи данных объектов на законных основаниях, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на соответствующем объекте.
Согласно выписке из ЕГРН ответчику принадлежит на праве собственности объект мусорообразования, расположенный по адресу: Саратовская обл., г.Балаково, ул. Комарова, д. 135, 135/13 (Торговый центр "Рокот").
Принимая во внимание осуществление деятельности, влекущей факт образования твердых коммунальных отходов на спорном объекте и в целях соблюдения требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере обращения с ТКО, региональным оператором был направлен в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 99/411/0018889. Указанный договор был возвращен с протоколом разногласий.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей процесс деятельности выступает в качестве фактора образования твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу норм Закона N 89-ФЗ заключение договора по обращению с ТКО с региональным оператором для ответчика является обязательным.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО. При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о праве собственности в отношении земельного участка, на котором расположен спорный объект и документы на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов с соответствующей лицензией.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 99/411/0018889 между сторонами заключен в соответствии с Правилами N 1156 на условиях типового договора по цене предложенной региональным оператором.
Согласно пункту 2.3 договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, по следующей формуле: P = Q тко * T отх где: P - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для i_потребителя; Q тко - количество твердых коммунальных отходов за расчетный период для Потребителя, определяемое в соответствии с п. 4.1 настоящего договора (при наличии у Потребителя нескольких объектов, количество твердых коммунальных отходов определяется как сумма количества твердых коммунальных отходов на каждом объекте Потребителя); T отх - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 настоящего договора (пункт 2.4 договора).
Согласно п. 2.5, 2.6 договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
В приложении N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 99/411/0018889 "Информация по предмету договора" указаны объем, место накопления твердых коммунальных отходов, количество расчетных единиц, нормативы накопления ТКО.
Так, приложении N 1 к договору указано наименование объекта ТЦ "Рокот", адрес объекта 413851, Саратовская область, г. Балаково, ул. Комарова, д.135, 135/13, расчетные единицы 1 кв.м. общей площади, количество расчетные едини 5 631,6 кв.м., норматив накопления на м.куб./год - 0,2 (по 30.09.2022), 0,18 (с 01.10.2022), данные о технических характеристиках мест накопления (площадок) ТКО: Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, д.8 (КП общего пользования) 3 контейнера, объемом 0,75 куб.м., Саратовская область, г. Балаково, ул. Комарова, д.144 (КП общего пользования) 3 контейнера, объемом 0,75 куб.м.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Разногласия относительно приложения к договору, в том числе, и в части указания мест (площадок) накопления ТКО со стороны ответчика не поступало.
Ответчик ссылается на то, что источник мусорообразования и контейнерные площадки, указанные в договоре, отсутствуют в территориальной схеме.
В территориальной схеме обращения с отходами Саратовской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области N 262 от 30.05.2020) указаны такие источники мусообразования: - в разрезе категорий "Предприятия торговли"; - источники образования ТКО, сгруппированные по поселениям, в том числе поселение - Городское поселение город Балаково, городской округ/район - Балаковский муниципальный район, код ОКТМО - 63607101, географические координаты (широта, долгота) - 52.018424, 47.819667.
Согласно постановлению Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 4693 от 09.12.2019 ТЦ "Рокот" включен в реестр как объект мусорообразования.
Региональный оператор вправе предложить заключить договор на оказания услуг по обращению с ТКО на условиях типового, переход на фактический учет по спорному договору возможен только по заявке потребителя (пункт 8.4 Правил N 1156).
Ответчик обратился к Региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 16.01.2023, т.е. за рамками периода, задолженность за который взыскивается в рамках настоящего дела.
На основании указанной заявки был подготовлен проект договора N 99/411/0018889 от 03.02.2023 на условиях типового, в котором в пункте 4.1 договора определен порядок учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, и направлен в адрес ответчика, указанный проект договора был возвращен с протоколом разногласий (том 1 л.д. 16-21).
Таким образом, в соответствии с Правилами N 1156 в спорный период договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 99/411/0018889 действовал на условиях типового, по цене, предложенной Региональным оператором.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются апелляционным судом на основании вышеизложенного.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В приложении к договору "Информация по предмету договора" указаны: адреса объектов мусорообразования: 413851, Саратовская область, г. Балаково, ул. Комарова, д.135,135/13, данные о местах (площадках) накопления ТКО:
- Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, д.8 (КП общего пользования) - 3 контейнера, объемом 0,75 куб.м.,
- Саратовская область, г. Балаково, ул. Комарова, д. 144 (КП общего пользования) -3 контейнера, объемом 0,75 куб.м.
Пункт 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), предусматривает, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, Правилами N 1156, 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы ТКО.
Следовательно, определение варианта учета объема отходов отнесено к усмотрению обеих сторон договора.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов, а отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Вывоз ТКО из мест накопления, расположенных согласно территориальной схеме обращения с отходами, региональный оператор осуществляет в соответствии с действующим законодательством, оказывая, таким образом, услугу по обращению с ТКО.
По условиям договора способ складирования ТКО определен согласно территориальной схеме, что позволяет потребителю складировать ТКО на ближайшую контейнерную площадку общего пользования, места (площадки) накопления ТКО определенные договором включены в территориальную схему, что подтверждается выпиской из территориальной схемы с указанием графических координат.
Следовательно, условия договора соблюдены региональным оператором в полном объеме.
Региональным оператором в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение об изменении порядка учета твердых коммунальных отходов, которое ответчиком не подписано и возвращено не было.
При отсутствии согласованных сторонами условий по учету ТКО исходя из количества и объема контейнеров, расчеты производятся между сторонами исходя из нормативов накопления согласно типовой форме договора.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 марта 2020 года N 134 "Об установлении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.12.2019 N 45/43 "О внесении изменений в постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 "Об установлении единого тарифа на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1"установлены тарифы - 532,03 руб. куб./м.
Подробный расчет представлен в материалы дела и судом проверен.
Для транспортирования твердых коммунальных отходов с территории Балаковского муниципального района истцом в соответствии с пунктом 23 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016, заключен договор с оператором ТКО - ООО "Ситиматик" N РО-8тр/2019 от 01.03.2019 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Балаковского муниципального района (Зона деятельности N 1) по результатам конкурсного отбора, сведения о проведенной закупке размещены в установленном законом порядке на официальном сайте госзакупок.
Факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами из мест (площадок) накопления ТКО подтверждается представленными истцом маршрутными журналами.
Отказ заказчика от исполнения договора после фактического выполнения работ недопустим и не может являться основанием для отказа в их оплате.
На момент рассмотрения спора ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательства по оплате оказанных услуг в предъявленном размере, срок исполнения которого наступил, что нарушает законные права и интересы истца, которые подлежат защите согласно статье 12 ГК РФ.
Факт оказания истцом услуг, сумму задолженности ответчик документально не оспорил, контррасчет не представил; возражений по поводу качества, стоимости и сроков оказания услуг от ответчика также не поступало.
Кроме того, ответчиком не представлено также и доказательств оказания услуг по вывозу ТКО иным лицом, равно как и доказательств опровергающих презумпцию образования отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978) и их отсутствие в деятельности ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком заключен договор с ООО "Спецавтотранс", отклоняются апелляционным судом.
Согласно представленному ответчиком договору купли - продажи отходов производства и потребления от 29 мая 2020 года, заключенного между ИП Ахчиной К.Е. (Продавец) и ООО "Спецавтотранс" (Покупатель), Продавец обязуется передать в собственность Покупателю отходы производства и потребления (далее - Товар), которые образовались у Продавца в процессе его деятельности и утратившие свои потребительские свойства, а Покупатель обязуется принять этот Товар и уплатить за него цену, определенную договором (пункт 1.1 договора).
Договором от 29 мая 2020 года на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления, Исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию отходов производства и потребления с территории и объектов Заказчика согласно заявок (письменных, устных или по согласованному сторонами графику) (пункт 1.1 договора).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, содержит целый раздел в блоке 7, посвященный коммунальным отходам.
В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в том числе: код ФККО: 7 35 000 00 00 0.
Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, отходы производства и потребления и твердые коммунальные отходы представляют собой разные виды отходов.
При этом по смыслу статьи 1, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональный оператор является единственным лицом, оказывающий единый полный цикл - сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора исключительно с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Кроме того, ООО "Спецсавтотранс" статусом регионального оператора не обладает, утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеет, лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению ТКО не имеет, заключенного договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне не имеет.
При отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также учитывая отсутствие в материалах дела объективных и достоверных доказательств, подтверждающих, что в спорном помещении ответчика в спорный период не осуществлялась хозяйственная деятельность, а образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, то требования АО "Ситиматик" являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у отдельных арендаторов помещения в торговом центре заключены с АО "Ситиматик" самостоятельные договоры на вывоз мусора, в связи, с чем требования искового заявления, заявленные на всю площадь торгового центра являются необоснованными, отклоняются апелляционным судом, поскольку соответствующие доказательства не представлены в материалы дела. В отсутствие заключенного арендатором договора с региональным оператором обязанность по оплате услуг лежит на собственнике объекта недвижимости
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ИП Ахчиной К.Е. в пользу АО "Ситиматик" задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период сентябрь 2020 года - декабрь 2020 года в размере 186 429 руб. 18 коп.
По существу, все доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2024 года по делу N А57-21060/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21060/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Ахчина Клавдия Ефимовна
Третье лицо: ИП Ахчина Клавдия Ефимовна, ООО "СпецАвтоТранс"