г. Саратов |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А57-28637/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Байишовой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 февраля 2024 года по делу N А57-28637/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), г. Москва
к индивидуальному предпринимателю Ахчиной Клавдии Ефимовне (ИНН 632202061911), г. Тольятти
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс"
о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май 2023 года - август 2023 года в размере 171 556, 56 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 147 руб.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности N 59 от 18.12.2023, представителя индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны - Пугачева А.А., действующего на основании доверенности N 1 от 27.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ахчиной Клавдии Ефимовне (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период май 2023 года - август 2023 года в размере 171 556, 56 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 147 руб.
Определением суда первой инстанции от 08.11.2023 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
06.12.2023 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, о назначении предварительного судебного заседания.
Определением от 25.12.2023 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" (далее - ООО "Спецавтотранс").
09 февраля 2024 года Арбитражным судом Саратовской области исковые требования акционерного общества "Ситиматик" удовлетворены. Взыскана с индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны в пользу акционерного общества "Ситиматик" задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2023 года по август 2023 года в размере 171 556 руб. 56 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 147 руб.
Индивидуальный предприниматель Ахчина Клавдия Ефимовна не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что услуги по вывозу твердых отходов осуществляла иная организация - ООО "Спецавтотранс", договор с которой АО "Ситиматик" услуги по вывозу мусора ответчику не оказывались; в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.Балаково Балаковского муниципального района отсутствуют сведения об ИП Ахчиной К.Е. как о субъекте, являющимся источником образования отходов; региональный оператор уклонялся от согласования условий договора, не урегулировал вопрос внесения индивидуальной контейнерной площадки в схему обращения с отходами.
От АО "Ситиматик" поступили в суд письменные пояснения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои вышеизложенные доводы.
Третье лицо, участвующее в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора от 21 мая 2018 года АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 2) 20 июня 2018 года заключено Соглашение N 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Зона деятельности определена Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, в Саратовской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 N 262.
В соответствии с п. 4 соглашения N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области в зону деятельности (Зона деятельности N 1) регионального оператора в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Саратовской области входит территория Балаковского муниципального района. Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Таким образом, с 12 августа 2018 года у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ),
Следовательно, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) "Правила по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее Правила N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО). Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО. Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО). Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
По результатам инспекционного контроля от 09.09.2020 АО "Ситиматик" установило, что ответчик осуществляет деятельность в отношении вышеуказанного объекта мусорообразования, однако, с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном Правилами N 1156, не обращался.
Лишь, 16.01.2023 ответчик обратился к Региональному оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. На основании данной заявки ответчику был направлен проект договора N 99/411/0018889 от 03.02.2023, который был возвращен с протоколом разногласий.
Истец, ссылаясь на то, что в соответствии с названным договором оказал ответчику услуги по обращению с ТКО в период с мая 2023 года по август 2023 года, которые он не оплатил, претензию с требованием об уплате задолженности не исполнил, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 18, 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, пунктами 8(4), 8(11), 8(12), 8(14), 8(15), 8(17), 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), указав, что направленный истцом в адрес ответчика проект договора на оказание услуг им не подписан, поэтому считается заключенным на условиях типового договора, исходя из доказанности факта оказания обществом соответствующих услуг в заявленный период и их неоплаты предпринимателем, проверив и признав верным представленный обществом расчет, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с ч.1 и ч.5 ст. 13.3, ч.10 ст. 24.6 ФЗ от 25.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 установлено, что именно на потребителя возложена обязанность осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой обращения отходами и при создании им места (площадки) накопления ТКО, указанное место должно быть согласовано с органами местного самоуправления, соответствовать требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а также указано в соответствующей территориальной схеме в области обращения с отходами.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Согласно выписке из ЕГРН ответчику принадлежат на праве собственности следующие объекты мусорообразования общей площадью 7 816,4 кв.м, расположенные по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Комарова, д. 135, 135/13 (Торговый центр "Рокот"): по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Комарова, д. 135: нежилое здание торговый комплекс - площадью 3 453,2 кв.м; нежилое помещение этаж 1 - площадью 1 729,0 кв.м по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Комарова, д. 135/13: нежилое помещение этаж 1 - площадью 2 634,2 кв.м.
Из материалов дела следует, что начисление ответчику производятся из расчета общей площади объектов недвижимости - 5 631,6 кв.м, поскольку региональным оператором заключены прямые договоры со следующими арендаторами: ООО "ИНМАРТ" универсальный магазин "ИНМАРТ" площадью 1 135 кв.м; ООО "Раздолье" продовольственный магазин "Ермолино" площадью 50 кв.м; ООО "ДНС РИТЕЙЛ" универсальный магазин "ДНС" площадью 760,3 кв.м; АО "Тандер" универсальный магазин "Магнит" (МК "Малолетство") площадью 239,5 кв.м.
Довод апеллянта о том, что региональный оператор неправомерно начисляет оплату на всю площадь здания, отклоняется апелляционным судом.
Региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).
Согласно пункту 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.
Принимая во внимание осуществление деятельности, влекущей факт образования твердых коммунальных отходов на вышеуказанных объектах и в целях соблюдения требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере обращения с ТКО, региональным оператором был направлен в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 99/411/0018889. Указанный договор был возвращен с протоколом разногласий.
При этом пунктом 8(15) Правил N 1156 установлено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Как указано в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора.
Из приведенных норм и разъяснений следует, что, несмотря на неурегулирование сторонами разногласий по спорным пунктам, Договор считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором в направленном в адрес предпринимателя проекте, включая условие об осуществлении учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, что не исключает права предпринимателя на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий в порядке пункта 2 статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1.2. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 03.02.2023 N 99/411/0018889 объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N1 к настоящему договору.
Согласно приложению к договору местом накопления твердых коммунальных отходов: Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, 135/13, расчетная единица 1 кв.м общей площади, количество расчетных единиц 5 631,6.
В п.2 приложения указаны данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в случае коммерческого учета количества ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.1 настоящего договора: ТЦ "Рокот" расположение контейнерной площадки - г.Балаково, ул.Минская, д.8, г.Балаково, ул.Комарова, д.144 (КП общего пользования).
В материалах дела также имеется заявление (заявка) ИП Ахчиной К.Е. на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО по адресу: Торговый центр "Рокот", Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, 135/13 способ накопления - контейнерная площадка, количество контейнеров - 6, периодичность вывоза - ежедневно.
Письмом N 6969/23 от 26.04.2023 АО "Ситиматик" в адрес ответчика направило дополнительное соглашение к договору N 99/411/0018889 от 03.02.2023 в котором указано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка индивидуального пользования, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, 135/13 (кол-во контейнеров 1 шт объёмом 0,57 куб.м, 2 шт. - объемом 0,69 куб.м, 2 шт. - объемом 0,56 куб.м, 1 шт.- объемом 0,9 куб.м.
Данное дополнительное соглашение потребителем- ИП Ахчиной К.Е. не подписано.
Как утверждает ИП Ахчина К.Е., контейнерная площадка по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, указанная в договоре, не включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования г.Балаково, услуги по вывозу ТКО с данной контейнерной площадки региональным оператором не оказывались.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Вместе с тем, АО "Ситиматик" не направило в орган местного самоуправления сведения о включении индивидуальной контейнерной площадки ИП Ахчиной К.Е. в территориальную схему обращения с отходами.
Истец не осуществлял прием ТКО с индивидуальной контейнерной площадки ответчика в месте, указанном в заявке от 16.01.2023 и в договоре от 03.02.2023.
Таким образом, ООО "Ситиматик" не осуществляет возложенные на него договором обязанности, а именно:
* не направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов;
* не осуществляет прием ТКО в объеме и месте, которые определены договором, а также не осуществляет их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством РФ.
Региональный оператор знал о местонахождении индивидуальной контейнерной площадки ответчика, но не принял мер по ее включению в территориальную схему обращения с отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, внесенного в территориальную схему ответчик имеет возможность складировать отходы в иных местах (ул.Минская, д.8 и Комарова, д.144), внесенных в территориальную схему, суд допустил ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной. Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.
Присвоение истцу статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе, не означают автоматическое оказание региональным оператором услуг и, как следствие, не являются основанием для взыскания с потребителя в пользу регионального оператора денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.
Договор был заключен между сторонами на условиях типового, т.к. потребитель не подписал договор и дополнительное соглашение к нему, региональный оператор сам определил место накопления ТКО по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, 135/13, следовательно, АО "Ситиматик" обязано было направить в орган местного самоуправления сведения о включении индивидуальной контейнерной площадки ИП Ахчиной К.Е. в территориальную схему обращения с отходами и осуществлять вывоз ТКО в соответствии с условиями договора.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что направляя в адрес потребителя договор и дополнительное соглашение, региональный оператор не указал, что данная контейнерная площадка не включена в территориальную схему месторасположения контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, АО "Ситиматик", согласовав с потребителем существенные условия договора, в том числе в части места накопления ТКО, не направило в уполномоченный орган сведения о включении контейнерной площадки ИП Ахчиной К.Е. в территориальную схему обращения с отходами.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 также установлено, что в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Истец не осуществлял прием ТКО с индивидуальной контейнерной площадки ответчика в месте, указанном в договоре.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд принимает во внимание также, что в материалах дела отсутствуют маршрутные журналы движения спецтехники, ведение которых предусмотрено пунктом 30 Правила N 1156, сведения ГЛОНАСС, а также иные доказательства, позволяющие бесспорно установить факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в исковой период по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Комарова, д.135, 135/13.
В данном случае апелляционный суд усматривает основания для квалификации действий АО "Ситиматик" как злоупотребление правом, поскольку, региональный оператор не направил информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что региональный оператор уклонился от согласования условий договора с потребителем услуг, не урегулировал вопрос включения индивидуальной контейнерной площадки в схему обращения с отходами с органом исполнительной власти, несмотря на то, что в материалах дела имеется заявка ответчика (потребителя) от 16.01.2023 на заключение договора, следовательно, выражена воля ответчика на заключение договора.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО с индивидуальной контейнерной площадки в спорный период истцом не доказан.
На основании изложенного апелляционная коллегия судей приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в соответствии со статьей 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 февраля 2024 года по делу N А57-28637/2023 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Ситиматик" отказать.
Взыскать с акционерного общества "Ситиматик" в пользу индивидуального предпринимателя Ахчиной Клавдии Ефимовны расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28637/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Ахчина Клавдия Ефимовна
Третье лицо: ГУ Отдел адресно-справочной работыУВМ МВД России по Саратовской области, ООО "Спецавтотранс"