г. Вологда |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А66-12919/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери представителя Воробьевой Ю.А. по доверенности от 23.07.2021 N 375, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери представителя Ковалевой И.И. по доверенности от 26.03.2024 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2024 года по делу N А66-12919/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; адрес: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ерофеева, д. 5; далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; адрес: 170003, Тверская обл., г. Тверь, ш. Петербургское, д. 2, каб. 12; далее - Общество) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к договору от 01 июня 2017 года N 3 аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери в следующей редакции:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери от 01.06.2017 N 3
г. Тверь "__"_____20__год
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице ___________________________________________, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице _____________________________________, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Дополнить приложение N 1 "Котельные, ЦТП" к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери, от 01.06.2017 N 3 объектом теплоснабжения, указанным в приложении N 1 к настоящему соглашению.
2. Установить арендную плату за передаваемое имущество на основании отчета об оценке, с учетом коэффициента социальной значимости 0,7 в размере 5 328 (Пять тысяч триста двадцать восемь) рублей 03 копейки (без НДС) в месяц в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.
Основание: приказ Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 12.01.2022 N 4/р, отчет независимого оценщика индивидуального предпринимателя Смирнова А.Г. от 04.12.2023 N 335/12-23, решение Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-12919/2023.
3. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с даты передачи имущества по передаточному акту - приложение N 3 к настоящему соглашению и является неотъемлемой частью договора аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери, от 01.06.2017 N 3.
4. Настоящее соглашение оформлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, хранящихся у Арендодателя (1 экз.) и Арендатора (1 экз.).
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
|
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация"
|
Приложение N 1
к дополнительному соглашению
от "__"_________20__
к договору аренды муниципального
имущества, относящегося к объектам
теплоснабжения города Твери N 3 от 01.06.2017
Объект теплоснабжения
|
Инвентарный номер |
Наименован |
Балансовая |
Характеристик |
РМС |
Адрес |
||
N |
|
ие |
стоимость, |
а |
|
|
||
п/п |
|
|
руб |
|
|
|
||
1 |
110102200001376 |
Теплоузел |
91 034,64 |
Общая площадь 78,6 кв. м, год постройки - 1961. Кадастровый номер 69:40:0100001: 4118 |
79 303 |
Тверская область, г. Тверь, улица Школьная (Сахарово), дом 15 |
||
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
|
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной Ответственностью "Тверская генерация"
|
Приложение N 2
к дополнительному соглашению
от " " 20
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери N 3 от 01.06.2017
Размер арендной платы за имущество
N п/п |
Инвентарный номер |
Наименование |
Арендная плата за объект, рублей в месяц без НДС |
Арендная плата рублей/месяц с учетом коэффициента социальной значимости 0,7, без НДС |
Арендная плата рублей/год с учетом коэффициента социальной значимости 0,7, без НДС |
||
1 |
110102200001 376 |
Теплоузел |
7 611,47 |
5 328,03 |
63 936,35 |
||
ИТОГО: |
7 611,47 |
5 328,03 |
63 936,35 |
||||
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
|
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация"
|
Приложение N 3
к дополнительному соглашению
от " " 20
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери N 3 от 01.06.2017
АКТ ПРИЁМА - ПЕРЕДАЧИ
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице ____________________________________________, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице _____________________________________, с другой стороны, подписали настоящий акт о нижеследующем:
1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает объект, указанный в приложении N 1 к настоящему соглашению.
2. Муниципальное имущество на момент приема-передачи находится в удовлетворительном состоянии.
3. Настоящий акт подтверждает фактическую передачу указанного муниципального имущества Арендодателем Арендатору.
4. Настоящий акт подписан в 2-х экземплярах и является неотъемлемой частью дополнительного соглашения от "__"____________20__ к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери от 01.06.2017 N 3.
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
|
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" _______________________" |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2024 года исковые требования Департамента управления имуществом удовлетворены, на Общество возложена обязанность в течение десяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу заключить с Департаментом управления имуществом дополнительное соглашение к договору от 01 июня 2017 года N 3 аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери, в редакции истца. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункт 3.3.16 договора аренды. Суд первой инстанции необоснованно отождествил предусмотренную пунктом 3.3.16 договора "обязанность принимать дополнительное имущество" с "добровольно принятой обязанностью заключать дополнительное соглашение". Суду следовало выяснить срок возникновения обязанности, предусмотренной в пункте 3.3.16 договора. Исходя из системного толкования условий договора, указанная обязанность арендатора принимать дополнительное имущество в состав объектов, переданных в аренду, возникает только после заключения соответствующего дополнительного соглашения, которое может быть заключено исключительно по соглашению сторон, как указано в пункте 1.2 договора, а не по требованию арендодателя. Иное толкование пункта 3.3.16 договора означало бы наличие у арендодателя права на одностороннее изменение предмета аренды, то есть существенного условия договора. Изменение данного условия не может быть произведено иначе, чем по воле обеих сторон, выраженной в форме соглашения, поскольку условие о предмете договора является существенным. Общество не выражало свою волю на изменение предмета договора, находится в процедуре конкурсного производства и не имеет возможности принимать на себя дополнительные обязательства. Суд первой инстанции не указал норму права, которая бы обязывала теплоснабжающую организацию, имеющую статус единой теплоснабжающей организации, принимать в аренду объекты теплоснабжения, являющиеся частью единой системы теплоснабжения. В силу пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наличие указанной связи объектов и наличие статуса единой теплоснабжающей организации наделяет Общество правом, а не обязанностью на заключение договора аренды таких объектов без соблюдения публичных торговых процедур. Выводы о фактической эксплуатации Обществом вменяемого в аренду объекта теплоснабжения и о получении Обществом платы с конечных потребителей за поставку теплоносителя основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны без учета положений Федерального закона от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Общество пользуется услугами передачи теплоносителя и тепловой энергии через спорный объект на основании части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении, а не эксплуатирует данный объект как арендатор. Незаключение рассматриваемого дополнительного соглашения не влечет нарушения прав истца, последний вправе иным способом осуществлять полномочия по организации в границах города Твери теплоснабжения населения. Суд нормативно не обосновал, каким образом факт наличия ранее арендных отношений между муниципальным унитарным предприятием "Сахарово" (далее - МУП "Сахарово") и Обществом влияет на обязанность последнего заключить дополнительное соглашение с истцом.
Представители Департамента управления имуществом Департамента ЖКХ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали отзыв на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Твери от 11.08.2017 N 970 Общество является единой теплоснабжающей организацией в городе Твери, в том числе в зоне деятельности котельной Сахарово.
Департамент управления имуществом (арендодатель) и Общество (арендатор) 01 июня 2017 года заключили договор N 3 аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери, в соответствии с которым с целью оказания арендатором услуг бесперебойного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) города Твери арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование имущество, относящееся к системе коммунального теплоснабжения города Твери и именуемое в дальнейшем "имущество". Пообъектный перечень передаваемого во временное владение и пользование имущества указывается в приложениях 1-4, являющихся его неотъемлемой частью.
Пунктом 1.2 договора определено, что по соглашению сторон в течение срока действия договора в состав имущества могут быть внесены изменения. Изменения вносятся в случаях дополнения (включения) и изъятия из состава имущества, переданного в аренду, объектов, использование которых по целевому назначению становится невозможным, и (или) передачи арендатору дополнительного имущества.
Передача дополнительного имущества осуществляется по акту приема-передачи имущества. При этом стороны заключают дополнительное соглашение к договору о включении объектов в соответствующее приложение к договору.
В силу пункта 3.3.16 договора арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях настоящего договора объекты теплоснабжения города Твери, принятые арендодателем в муниципальную собственность после заключения настоящего договора в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду.
Право муниципальной собственности на здание теплового узла, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Школьная (Сахарово), д. 15, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 28.12.2020 за муниципальным образованием город Тверь.
Ссылаясь на то, что данный тепловой узел относится к единой системе теплоснабжения города Твери и подлежит включению в перечень передаваемого Обществу во временное владение и пользование имущества, а ответчик в добровольном порядке дополнительное соглашение не заключил, Департамент управления имуществом обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что договор от 01 июня 2017 года N 3 является действующим и фактически исполняется сторонами до настоящего времени, в установленном порядке не расторгнут.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к выводу, что применительно к положениям статьи 421 ГК РФ и условиям пункта 3.3.16 договора заключение дополнительного соглашения о включении в перечень арендуемого имущества принимаемых в муниципальную собственность объектов теплоснабжения является обязательным.
Общество в апелляционной жалобе не согласилось с данным выводом.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь названным Кодексом либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Проанализировав содержание заключенного сторонами договора аренды, апелляционный суд считает верным утверждение истца о том, что таким добровольно принятым обязательством является пункт 3.3.16 договора, в соответствии с которым арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях договора иные объекты теплоснабжения, поступающие в муниципальную собственность после заключения договора. Данное добровольно принятое обязательство является явно и недвусмысленно выраженным, вторая сторона сделки (в данном случае истец) вправе была рассчитывать на добросовестное исполнение данного обязательства контрагентом (ответчиком), если бы ответчик не согласился с данным условием договора, то истец не заключил бы саму сделку с ним.
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом в силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Изменение обстоятельств может считаться существенным только тогда, когда обстоятельства изменились кардинально, то есть настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1 статьи 451 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Судом установлено, что Общество является единой теплоснабжающей организацией в городе Твери, в том числе в зоне деятельности котельной Сахарово.
В соответствии со статьей 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В настоящем деле суд установил, что тепловой узел, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Школьная (Сахарово), д. 15, обеспечивает отоплением и горячим водоснабжением более 20 многоквартирных домов, расположенных на ул. М. Василевского, Школьная, детский сад N 165, дом культуры "Сахарово" и ряд других потребителей, является частью единой системы теплоснабжения города Твери в зоне деятельности котельной "Сахарово", технологически связанной с централизованными тепловыми сетями города Твери.
Указанный тепловой узел в составе котельных и инженерных сетей по акту от 14.05.1994 передан администрацией города Твери на баланс МУП "Сахарово" для осуществления деятельности по теплоснабжению потребителей п. Сахарово.
После признания МУП "Сахарово" несостоятельными (банкротом) социально значимое имущество, в том числе теплотрасса в п. Сахарово и тепловой узел, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Школьная (Сахарово), д. 15, приняты Департаментом управления имуществом в муниципальную собственность по приказу от 06.05.2019 N 633/р.
Тепловой узел (инвентарный номер 110102200001376) с кадастровым номером 69:40:0100001:4118, общей площадью 78,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Школьная (Сахарово), д. 15, подключен к централизованной системе теплоснабжения, в которой Обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и являются частью единых сетей инженерно-технического обеспечения теплоснабжения города Твери (указанные объекты приобретены в муниципальную собственность после прохождения процедуры постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества).
В связи с этим Общество фактически осуществляет эксплуатацию данного объекта теплоснабжения в своей производственной деятельности, получая от конечных потребителей плату за тепловую энергию.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что МУП "Сахарово" передало здание данного теплоузла во владение и пользование Обществу по договору аренды от 01 июня 2017 года и акту к договору от 01 июня 2017 года. Факт владения на данный момент и пользования Обществом тепловым узлом в производственной деятельности ответчик документально не опроверг, подтвердил факт поставки тепловой энергии потребителям через данный тепловой узел и получения от них платы за поставленный ресурс.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество незаконно, в нарушение принятого на себя обязательства по договору, уклоняется от исполнения в соответствии с присвоенным ему статусом обязанности по принятию во владение и пользование данного теплового узла путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды.
Размер арендной платы определен Департаментом управления имуществом на основании отчета оценщика. Доказательств, подтверждающих иной размер рыночной стоимости арендной платы, Общество не представило, о назначении судебной оценочной экспертизы не заявило.
Принимая во внимание обстоятельства дела, на основании статьи 174 АПК РФ суд первой инстанции посчитал возможным установить десятидневный срок для заключения спорного дополнительного соглашения.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2024 года по делу N А66-12919/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12919/2023
Истец: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери
Ответчик: ООО "Тверская генерация"
Третье лицо: Департамент Жилищно-Коммунального Хозяйства, Жилищной Политики и Строительства Администрации Города Твери