город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2024 г. |
дело N А53-17590/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Н.В. Нарышкинапредседательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Мельситовой И.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Гатиловой М.М.,
при участии:
от истца: Филонова Е.В. по доверенности от 12.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "УК Армада"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-17590/2023
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Армада",
при участии третьих лиц: акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" и акционерного общества "Донэнерго",
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Армада" (далее - ответчик, управляющая компания) о взыскании задолженности в размере 560007,68 руб., неустойки за период с 17.01.2023 по 14.02.2024 в размере 134149,41 руб.; неустойки, начисленной на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" от невыплаченной в срок суммы задолженности в размере 560007,68 руб. за каждый день просрочки, начиная с 15.02.2024 до момента фактического исполнения обязательства (уточненные требования).
Решением суда от 26.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Управляющая компания обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение изменить, принять по делу новый судебный акт, снизив размер задолженности до 202417,95 руб., а размер неустойки на основании положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации - до 30000 руб.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что истцом произведен неверный расчёт задолженности по части домов блокированной застройки, оборудованных индивидуальными приборами учёта, а также суд первой инстанции необоснованно отказал в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (гарантирующий поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "УК Армада" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 61260104160 от 01.03.2022, согласно которому покупатель принял на себя обязательства по оплате электроэнергии, в частности, электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Срок оплаты электроэнергии определен до 15 числа месяца следующего за расчетным (п. 6.5. договора).
За декабрь 2022 года, январь и февраль 2023 года в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК Армада", поставлена электрическая энергия на содержание мест общего пользования в сумме 615977,68 руб., из которой оплачено 55692,80 руб.
Истец направил ответчику претензию от 20.03.2023 с требованием об оплате задолженности, которая оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 539, 544, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив просрочку потребителя в оплате принятого ресурса, пришёл к выводу об удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что по ряду квартир истцом неправомерно не принимаются в расчет показания индивидуальных приборов учета граждан в связи с истечением межповерочного интервала расчетных приборов учета.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Пунктом 80(1) Правил N 354 определено, что установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.
Согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
"г" - в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Так, по ул. Минераловодская, 23, кв 3. межповерочный интервал прибора учета истек 31.03.2021, прибор учета заменен в августе 2023 года, поверка снятого прибора учета не производилась, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Минераловодская, 23, кв 4. счетчик снят с расчетов с июля 2012 года, расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Минераловодская, 23, кв 6. счетчик снят с расчетов с июля 2012 года, с 2015 года введено ограничение подачи электроэнергии.
По ул. Рабочая, 5, кв. 21. межповерочный интервал прибора учета истек 01.01.2023, прибор учета заменен в мае 2023 года, поверка снятого прибора учета не производилась, соответственно расчет в спорный период - февраль 2023 года произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Рабочая, 8, кв 18. межповерочный интервал прибора учета истек 29.11.2022, прибор учета заменен в мае 2023 года, поверка снятого прибора учета не производилась, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункту "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Рабочая, 8, кв 38. межповерочный интервал прибора учета истек 16.08.2022, прибор учета заменен в мае 2023 года, поверка снятого прибора учета не производилась, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Рабочая, 8, кв 74. межповерочный интервал прибора учета истек 19.04.2022, прибор учета заменен в январе 2024 года, поверка снятого прибора учета не производилась, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Межевая, 123/125, кв. 1 межповерочный интервал прибора учета истек 30.03.2022, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 (по среднемесячному электропотреблению).
По ул. Межевая, 123/125, кв. 17 расчет в декабре 2022 года производился по прибору учета, в связи с непредоставлением показаний прибора учета, расчет за январь и февраль 2023 года производился согласно п. 59 Правил N 354, устанавливающих, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
По пер. Майкопский, 4Б, кв. 2 расчет произведен по показаниям ИПУ.
По пер. Майкопский, 4Б, кв. 4 расчет произведен по показаниям ИПУ.
По ул. Депутатская, 18, кв. 8 расчет произведен по показаниям ИПУ (акт проверки от 13.02.2023 N 3696).
По ул. Гусева, 55, кв. 11 до 17.10.2023 прибор учета отсутствовал, ограничение от 01.09.2017.
По ул. Вагулевского, 106В, кв. 1 прибор учета пригоден, замена 10.10.2023, не предоставление показаний ИПУ более 3 мес. - расчет по нормативу 164 кВт.ч.
По ул. Гусева, 36, кв. 2 прибор учета расчетный, ежемесячно потребителем передаются показания 8836 кВт.ч., в результате чего расход составляет 0.
По ул. Кручинина 68, кв. 2 межповерочный интервал прибора учета истек 10.08.2021, соответственно расчет в спорный период произведен согласно подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 по среднемесячному электропотреблению.
По ул. Кручинина 68, кв. 4 расчет в связи с непредоставлением показаний прибора учета производился согласно п. 59 Правил N 354 по среднемесячному электропотреблению.
В отношении доводов ответчика о необходимости исключения из расчёта задолженности энергопотребления на ОДН в домах блокированной застройки апелляционная коллегия отмечает следующее.
С 01.03.2022 вступили в силу изменения в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, появилось определение двух категорий жилья - многоквартирный дом и дом блокированной застройки.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Для жителей больших городов более привычное название такого типа жилья - таунхаус, лейнхаус или дуплекс. Таунхаусы - малоэтажные жилые дома на несколько многоуровневых жилых помещений с изолированными входами без общего подъезда.
В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утв. Постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утв. постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16ЖК РФ).
В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 Гр К РФ).
Дома блокированной застройки не предусматривают общие внутренние помещения, а также мусоропровод, коммуникационные шахты, лифты и прочее. Каждый владелец жилья может оформить автономно свой земельный участок в собственность.
Дома блокированной застройки можно поставить на кадастровый учет и регистрировать права на них как на здание с назначением "жилой дом".
Дом блокированной застройки эксплуатируется с учетом необходимости обеспечить безопасность всем домам, которые находятся с ним в одном ряду.
В случае реконструкции одного из домов блокированной застройки потребуется согласие собственников всех домов блокированной застройки, расположенных в одном ряду.
В то же время объекты блокированной застройки не участвуют в региональных программах капремонта.
Поскольку каждый блок должен соответствовать признакам индивидуального жилого дома и должен расположен быть на отдельном земельном участке, в отношении жилого дома блокированной застройки должны быть получены правоустанавливающие и проектные документы:
документ о выделении земельного участка для строительства жилого дома блокированной застройки;
разрешение на строительство блока на выделенном земельном участке;
технический паспорт на блок и кадастровый паспорт на земельный участок под блоком:
блок и земельный участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с указанием типа дома "жилой дом блокированной застройки";
разрешение на ввод "жилого дома блокированной застройки" в эксплуатацию.
Таким образом, количество технических паспортов в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество выделенных земельных участков соответствовало количеству блоков.
Однако ответчик не доказал отнесение спорных домов к жилым домам блокированной постройки.
Необходимо отметить различия в организации управления многоквартирным домом и жилыми домами блокированной застройки. Управление многоквартирными домами осуществляется управляющей организацией, а управление жилыми домами блокированной застройки осуществляется собственниками непосредственно.
Между тем правительством Ростовской области утвержден порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Оценка технического состояния объектов мониторинга используется при принятии Правительством Ростовской области и Администрацией города Ростова-на-Дону управленческих решений.
Согласно данному порядку комиссия в составе представителя НКО "Фонд капитального ремонта", Департамента ЖКХ и энергетики, МУПТИиОН проводят визуальный осмотр строений на основании технической документации организации, осуществляющей техническую инвентаризацию. По результатам осмотра комиссия составляет акт визуального обследования, в котором указываются статус и тип застройки строений.
Данный акт является основанием для внесения НКО "Фонд капитального ремонта" изменений в части исключения объекта из Региональной программы капитального ремонта.
Однако ответчик, являясь управляющей организацией в отношении спорных домов, не обращался в ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" с заявлением об исключении спорных домов из перечня точек поставки электроэнергии на общедомовые нужды в спорный период и не представлял доказательства отнесения спорных домов к "жилым домам блокированной застройки".
При этом на официальном сайте Госжилинспекции нет сведений об отнесении спорных домов к жилым домам блокированной застройки.
Аналогичные выводы сделаны судами в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2023 N Ф08-776/2023 по делу NА53-40081/2021, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2023 N Ф08-3207/2023 по делу N А53-23461/2022.
Вместе с тем, характеристика спорных домов как зданий блокированной застройки и отсутствие в домах мест общего пользования не исключает необходимость осуществления начислений по общедомовому прибору учета (ОДНУ), поскольку ОДПУ определяет общий объем энергоресурсов, потребленных домом, а не фиксирует объем потребленного ресурса на общедомовые нужды. Дома блокированной застройки не отнесены к объектам, на которые в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергоресурсов (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в домах блокированной застройки, его показания фиксируют общий объем электрической энергии, потребленный домом, являющийся для ресурсоснабжающей организации полезным отпуском. Разница между показаниями ОДПУ и индивидуальных приборов учета подлежит оплате управляющей компанией в пользу ресурсоснабжающей организации.
Так как факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате поставленного товара подтвержден материалами дела, не оспорен ответчиком, требование истца о взыскании неустойки заявлено правомерно.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В апелляционной жалобе возражения относительно методики исчисления неустойки не приведены. Контррасчет ответчиком не представлен, однако ответчик настаивает на необходимости применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении пени ввиду её несоразмерности.
Согласно части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно пункту 73 Постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Таким образом, для решения апелляционным судом вопроса о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком необходимо одновременное наличие следующих двух обстоятельств: явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и соответствующих доказательств, предоставленных ответчиком.
Явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства из обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Истцом применена законная неустойка, предусмотренная абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 78 Постановления N 7 правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, в пункте 61 данного Постановления указано также, что если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
Таким образом, размер законной неустойки представляет собой предоставленную законом минимальную гарантию интересов кредитора на случай неисполнения обязательства должником.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отказа во взыскании неустойки или снижения размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-17590/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Мельситова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17590/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "УК Армада", ООО "УПАРВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АРМАДА"
Третье лицо: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ", АО "ДОНЭНЕРГО", АО "Водоканал Ростов-на-Дону"