г. Томск |
|
12 мая 2024 г. |
Дело N А45-27231/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: |
Подцепиловой М.Ю., |
Судей: |
Вагановой Р.А. |
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой Д.Э., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНОД" (N 07АП-2354/2024) на решение от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27231/2023 (судья Чернова О.В.)
по иску публичного акционерного общества "Трансконтейнер" ( ИНН 7708591995) к обществу с ограниченной ответственностью "АНОД" (ИНН 5505061163) о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции от 27.12.2021 N НПК ЗСЖД-945497 в сумме 332 407 рублей 20 копеек, пени за период 03.11.2022 по 10.01.2024 в размере 38 952 рублей 61 копеек, с дальнейшим начислением,
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя Шишко Ю.Г., действующей на основании доверенности N Ц/2024/НКП З-СИБ-101 от 15.02.2024 (посредством веб-конференции);
от ответчика: представителя Пересада И.В., действующей на основании доверенности N 2/11 от 28.11.2022 (посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Центр перевозки грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" ( далее - ПАО "ТрансКонтейнер") обратилось в арбитражный суд, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АНОД" (далее - ООО "АНОД") о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции от 27.12.2021 N НПК ЗСЖД-945497 в сумме 332 407 рублей 20 копеек, пени за период 03.11.2022 по 10.01.2024 в размере 38 952 рублей 61 копеек, с дальнейшим начислением.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "АНОД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что из смысла заключенного договора, и договорённостей сторон, закрепленных в заказах общества "АНОД" согласованных ПАО "ТрансКонтейнер", волеизъявление сторон основывалось на положениях транспортной экспедиции, а не на условиях аренды подвижного состава, вагонов и/или контейнеров.
Между тем, по мнению подателя жалобы, взыскание судом первой инстанции с ООО "АНОД" стоимости предоставления вагонов качестве дополнительного предоставления не соответствует нормам действующего законодательства и соглашением сторон, при определении объема, порядка и условий оказания услуг транспортной экспедиции.
Кроме того, апеллянт не согласен, с тем, что суд первой инстанции основывался на коммерческих условиях ПАО "ТрансКонтейнер", в то время как настоящий документ определяет сроки предоставления контейнеров и вагонов для осуществления перевозок грузов и условия оплаты клиентом услуг по предоставлению указанного оборудования.
Однако, между сторонами заключен договор транспортной экспедиции.
Также апеллянт полагает, что арбитражный суд необоснованно отклонил доводы ответчика о том, что для организации перевозки груза ответчику предоставлялись только контейнеры, а вагоны не предоставлялись, на том основании, что в оформленных между сторонами заказах имеются графы "Принадлежность контейнеров" и "Принадлежность вагонов" и не учел, что ответчиком оказывались экспедиционные услуги по доставке груза.
Вместе с тем, арбитражным судом не разрешено ходатайство о снижении неустойки.
Также апеллянт указывает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с требованием об уплате дополнительного представления, в рассматриваемом случае насчет представления должен начинаться в рассматриваемом случае с 05.10.2022.
От истца в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, между ПАО "ТрансКонтейнер" и ООО "АНОД" (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции N НКП ЗСЖД- 945497 от 27.12.2021.
При подписании договора стороны условились руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными ПАО "ТрансКонтейнер" и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Веб - сайте ПАО "ТрансКонтейнер".
Под термином "Договор", согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции в редакции от 17.05.2022 понятию и определению, понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, Заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения Сторон. Согласно Коммерческим условиям по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО "ТрансКонтейнер" в редакции от 17.05.2022 (далее - Коммерческие условия) Клиент оплачивает ПАО "ТрансКонтейнер" все время предоставления контейнеров и вагонов для осуществления перевозки груза на всем маршруте.
Предоставление оплачивается при оплате услуг (включается в согласовываемую в Заказе стоимость Услуг), а также дополнительно, исходя из фактического времени предоставления Контейнеров и/или Вагонов для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов.
При этом в силу пункта 5.5.1 Коммерческих условий согласованный срок предоставления Вагона составляет 2 суток с 00 часов дня, следующего за днем прибытия Вагона на станцию примыкания пути необщего пользования.
Дополнительно подлежит оплате время предоставления: при задержке вагона - до момента приема к перевозке Груза / Вагона в порожнем состоянии или сдачи Вагона в соответствии с указаниями ПАО "ТрансКонтейнера.
Дополнительное предоставление рассчитывается исходя из стоимости Услуги "Предоставление вагона / контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов / контейнеров" на один Контейнер или Вагон за одни сутки, которая составляет: при предоставлении 20 - ти футового контейнера с 1 по 10 сутки - 300,00 руб., с 11 по 20 сутки - 600 руб., с 21 и далее - 1000,00 руб.; при предоставлении 40 - ка футового контейнера с 1 по 10 сутки - 500,00 руб., с 11 по 20 сутки - 750 руб., с 21 и далее - 1000,00 руб.; при предоставлении вагона с 1 по 5 сутки - 2 112,00 руб. (без НДС), с 6 суток и далее 3 168 руб. (без НДС).
Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных.
Стоимость указанной услуги размещена на Веб-сайте ТрансКонтейнера (раздел "Услуги", "Коммерческие условия и ставки"), информация об этом содержится в прайслисте, действовавшем в период согласования заказов.
В соответствии с п. 3.2 Специальных условий оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в местах необщего пользовании в редакции от 17.05.2022 (далее - Специальные условия) период фактического предоставления Клиенту вагона и/или контейнера ПАО "ТрансКонтейнер" в местах необщего пользования фиксируется в Ведомости.
Под термином "Ведомость" в Договоре, согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий понятию и определению, понимается информационный документ, формируемый и направляемый Клиенту ПАО "ТрансКонтейнер", в котором фиксируются периоды дополнительного предоставления Клиенту вагона и/или контейнера ПАО "ТрансКонтейнера", рассчитываются суммы, подлежащие оплате за указанное предоставление.
В случае расхождения данных Клиента с данными ПАО "ТрансКонтейнер" о периодах предоставления вагона и/или контейнера, в целях разрешения спорных вопросов, клиент предоставляет ПАО "ТрансКонтейнер" документы, содержащие необходимые сведения и подтверждающие обоснованность возражений Клиента.
В период с июля по октябрь 2023 года Ответчик подал Истцу шесть заказов на оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки грузов "Изделия металлические бытового назначения, не поименованные в алфавите", "Кабели всякие" с использованием вагонов и контейнеров собственности ПАО "ТрансКонтейнер" по маршруту Омск - Восточный Западно - Сибирской железной дороги - Новая Чара Восточно - Сибирской железной дороги в адрес ООО "Чарская промышленная компания" (далее - Получатель), обсуживающегося на подъездном пути.
В заказах Стороны согласовали перечень и стоимость Услуг. Во исполнение принятых по заказам обязательств ПАО "ТрансКонтейнер" предоставил Клиенту вагоны и контейнеры, организовал перевозку назначением на станцию Новая Чара.
Согласно пункту 2.2 Специальных условий оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в местах необщего пользования ПАО "ТрансКонтейнер" не несет ответственность, а Клиент самостоятельно обеспечивает, своевременную подачу/уборку вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" Перевозчиком/владельцем мест необщего пользования, а также приемо-сдаточные операции.
Период нахождения предоставленного оборудования на станции Новая Чара и на примыкающих к ней путям необщего пользования с момента прибытия превысил согласованный 2-х суточный срок.
В связи с чем, у Ответчика возникла обязанность оплатить Истцу дополнительное предоставление вагонов и контейнеров.
В силу п. 3.5.2 Специальных условий при завершении грузовых операций и готовности порожних вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" к уборке / сдаче Клиент обязан уведомить ПАО "ТрансКонтейнер" и вернуть вагоны и/или контейнеры ПАО "ТрансКонтейнер" в соответствии с указаниями / инструкцией ПАО "ТрансКонтейнер". Клиент данные уведомления в адрес ПАО "ТрансКонтейнер" не направлял, информация о готовности оборудования к сдаче поступала Истцу от Получателя.
Согласно Ведомостям учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" для дополнительных операций причитающийся ПАО "ТрансКонтейнер" общий размер платы за дополнительное предоставление вагонов и контейнеров составил: Во исполнение заказа N 30646686 от 13.09.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU5246779 и вагон N 91666297 (далее по пункту - Вагон, Контейнер).
Контейнер с грузом 20.09.2022 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭШ510386, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя. Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 03.10.2022, подан на места необщего пользования 13.10.2022, выгружен - 28.10.2022.
На порожний Вагон ПАО "ТрансКонтейнер" в системе Этран 26.10.2022 создал заготовку накладной назначением на станцию Лена Восточно - Сибирской железной дороги, вагон принят к перевозке 28.10.2022 по накладной ЭБ421312.
От представителя Получателя 04.11.2022 поступил запрос инструкции по Контейнеру.
В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой Контейнер необходимо было оформить назначением на станцию Братск.
Порожний Контейнер 05.11.2022 принят к перевозке по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ867680 на вагоне N 94566296 назначением на станцию Братск.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 05.10.2022, и оплачиваемый период предоставления Вагона составляет с 00:00 06.10.2022 по 28.10.2022 (включительно) - 23 сут., Контейнера - с 00:00 06.10.2022 по 05.11.2022 (включительно) - 31 сутки.
Плата за дополнительное предоставление составила: по вагону - 67 584,00 руб. (без учета НДС); по контейнеру - 23 500,00 руб. (без учета НДС).
Во исполнение заказа N 30666182 от 20.09.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU5267869 и вагон N 94566296 (далее по пункту - Вагон, Контейнер). Контейнер с грузом 03.10.2022 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭЫ226559, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя. Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 30.10.2022 и 04.11.2022 подан на места необщего пользования.
Вагон принят к перевозке в груженом состоянии с иными порожними контейнерами, в т.ч. с контейнером RZDU5246779 (указан в п.1) 05.11.2022. 13.11.2022 от сотрудника Получателя поступил запрос инструкции на порожний Контейнер.
В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой вагон с Контейнером необходимо было оформить назначением на станцию Братск. После выгрузки груза порожний контейнер принят к перевозке 14.11.2022 на вагоне N 59994376 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ331375 назначением на станцию Братск.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 01.11.2022 оплачиваемый период предоставления Вагона составляет с 00:00 02.11.2022 по 05.11.2022 (включительно) - 4 сут., предоставления Контейнера составляет с 00:00 02.11.2022 по 14.11.2022 (включительно) 13 суток.
Плата за дополнительное предоставление составила: по вагону - 8 448,00 руб. (без учета НДС) ; по контейнеру - 7 250,00 руб. (без учета НДС).
Во исполнение заказа N 30690664 от 30.09.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU5274430 и вагон N 54928213 (далее по пункту - Вагон, Контейнер). Контейнер с грузом 13.10.2022 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭЫ734700, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя. Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 24.10.2022 и 14.11.2022 подан на места необщего пользования.
На порожний Вагон ПАО "ТрансКонтейнер" в системе Этран 26.10.2022 создал заготовку накладной для перевозки Вагона в деповской ремонт.
Вагон выгружен 14.11.2022, операции по уборке Вагона с мест необщего пользования были выполнены 15.11.2022. 19.11.2022 от сотрудника Получателя поступил запрос инструкции по порожнему Контейнеру. В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой вагон с контейнером необходимо было оформить назначением на станцию Братск.
Порожний Контейнер 20.11.2022 принят к перевозке на вагоне N 59727594 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ601538 назначением на станцию Братск.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 26.10.2022 оплачиваемый период предоставления Вагона составляет с 00:00 27.10.2022 по 15.11.2022 (включительно) - 20 сут., оплачиваемый период предоставления Контейнера составляет с 00:00 27.10.2022 по 20.11.2022 (включительно) - 25 суток.
Плата за дополнительное предоставление составила: по вагону - 58 080,00 руб. (без учета НДС); по контейнеру - 17 500,00 руб. (без учета НДС).
Во исполнение заказа N 30521031 от 26.07.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU2001181 и вагон N 54154190 (далее по данному пункту - Вагон, Контейнер).
Контейнер с грузом 30.07.2023 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭХ876923, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя.
Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 09.08.2022, в этот же день подан на места необщего пользования. От представителя Получателя 15.08.2022 поступил запрос инструкции на Вагон с порожним Контейнером.
В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой 20.08.2022 порожний Контейнер принят к перевозке на Вагоне по транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ822773 назначением на станцию Братск Восточно - Сибирской железной дороги.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления Вагона/Контейнера в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 11.08.2022 и оплачиваемый период предоставления Вагона, Контейнера составляет с 00:00 12.08.2022 по 20.08.2022 (включительно) 9 суток.
Плата за дополнительное предоставление составила: - по вагону - 23 232,00 руб. (без учета НДС); по контейнеру - 2 700,00 руб. (без учета НДС).
Во исполнение заказа N 30724182 от 14.10.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU0736731 и вагон N 94943438 (далее по пункту - Вагон, Контейнер).
Контейнер с грузом 19.10.2022 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ014184, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя. Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 29.10.2022 и 16.11.2022 подан под выгрузку и выгружен в этот же день.
14.11.2022 от сотрудника Получателя получено уведомление о невостребованности Вагона. 15.11.2022 от сотрудника Получателя поступил запрос инструкции на порожний Контейнер.
В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой 17.11.2022 порожний Контейнер принят к перевозке по транспортной железнодорожной накладной N ЭЭ400192 назначением на станцию Багульная Восточно - Сибирской железной дороги.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 31.10.2022 и оплачиваемый период предоставления Вагона составляет с 00:00 01.11.2022 по дату освобождения вагона - 16.11.2022 (включительно) - 16 сут., оплачиваемый период предоставления Контейнера составляет с 00:00 01.11.2022 по 17.11.2022 (включительно) - 17 суток.
Плата за дополнительное предоставление составила: - по вагону - 45 408,00 руб. (без учета НДС); - по контейнеру - 7 200,00 руб. (без учета НДС).
Согласно Ведомости учета времени предоставления вагонов и/или контейнеров для дополнительных операций по вагону N 94943438 сумма платы первоначально составляла 73 920,00 руб., поскольку была исчислена до даты сдачи вагона перевозчику.
В последствии, с учетом наличия уведомления Получателя от 14.11.2022, произведен перерасчет платы - до даты выгрузки Вагона, размер платы по указанной Ведомости уменьшен на 28 512,00 руб. без учета НДС.
Во исполнение заказа N 30758018 от 27.10.2022 Клиенту под погрузку и для перевозки были предоставлен контейнер N RZDU0714310 и вагон N 90966961 (далее по пункту - Вагон, Контейнер).
Контейнер с грузом 05.11.2022 принят к перевозке железнодорожным транспортом по транспортной железнодорожной накладной N ЭЬ832619, погружен на Вагон и отправлен назначением на станцию Новая Чара в адрес Получателя.
Вагон с Контейнером прибыл на станцию Новая Чара 24.11.2022 и 25.11.2022 подан на места необщего пользования.
Вагон принят к перевозке в груженом состоянии с иным порожним контейнером 04.12.2022. 10.12.2022 от сотрудника Получателя поступил запрос инструкции на порожний Контейнер.
В этот же день ПАО "ТрансКонтейнер" направил Получателю инструкцию, в соответствии с которой Контейнер необходимо было оформить назначением на станцию Братск.
Порожний Контейнер 12.12.2022 принят к перевозке на вагоне N 94277340 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ652690 назначением на станцию Братск.
Установленный 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями истек в 24:00 мск 26.11.2022 и оплачиваемый период предоставления Вагона составляет с 00:00 27.11.2022 по 04.12.2022 (включительно) - 8 сут., оплачиваемый период предоставления Контейнера составляет с 00:00 27.11.2022 по 12.12.2022 (включительно) 16 суток.
Плата за дополнительное предоставление составила: по вагону - 20 064,00 руб. (без учета НДС); по контейнеру - 6 600,00 руб. (без учета НДС).
Пункт 5.4 Общих условий предусматривает обязанность Клиента оплачивать дополнительные расходы при их возникновении.
Абзац "в" подпункта 5.4.1 Общих условий устанавливает, что к дополнительным расходам относятся объемы Услуг, фактически превысившие согласованные (например, согласованные в Заказе сроки хранения контейнеров, сроки нахождения вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" под ответственностью Клиента, в том числе под грузовыми операциями, в местах необщего пользования, за время задержки в пути следования по обстоятельствам, зависящим от Клиента либо привлеченных им лиц (Доп.Предоставление), время, затраченное на автоперевозку Груза, и т.п.), которые оплачиваются исходя из фактически оказанных объемов.
В связи с возникновением дополнительного предоставления оборудования Клиенту были выставлены (размещены в личном кабинете Клиента, а также направлены с приложение Ведомостей по электронному адресу anodomsk@mail.ru) счета: N 0974352 от 26.10.2022 на сумму 12 672,00 руб. (с НДС 20 %); N 1046253 от 25.11.2022 на сумму 96 628,80 руб. (с НДС 20 %); N 1092711 от 14.12.2022 на сумму 234 756,00 руб. (с НДС 20 %);N 1107687 от 20.12.2022 на сумму 35 236,80 руб. (с НДС 20 %).
С учетом частичной оплаты в размере 12 672,00 рублей и перерасчета по вагону N 94943438, общий размер платы за дополнительное предоставление вагонов и контейнеров составил 332 407,20 рублей.
О задержке оплаты Клиент был уведомлен письмом от 16.03.2023.
От ответчика каких-либо мотивированных возражений не поступило, дополнительное предоставление вагонов и контейнеров оплачено не было.
В целях досудебного порядка урегулирования спора истец направил претензию от 21.07.2023 N ИСХ-1645/НКП З-СИБ, которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, ссылаясь на положения статей 309, 310, 421, 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", установил, что представленный в материалы дела договор транспортной экспедиции N НКП ЗСЖД- 945497 от 27.12.2021 является договором присоединения к Общим, Специальным и Коммерческим условиям, разработанным ПАО "ТрансКонтейнер" и размещенным для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет, а также на информационных стендах ПАО "ТрансКонтейнер", при этом, в рамках заключенного договора ответчиком превышен согласованный срок нахождения вагонов/контейнеров у ответчика, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, представленный в материалы дела договор транспортной экспедиции N НКП ЗСЖД- 945497 от 27.12.2021 является договором присоединения к Общим, Специальным и Коммерческим условиям, разработанным ПАО "ТрансКонтейнер" и размещенным для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет, а также на информационных стендах ПАО "ТрансКонтейнер".
Вместе с тем, арбитражным судом обоснованно установлено, что факт, превышения согласованного срока нахождения вагонов/контейнеров у ответчика, подтверждается материалами дела.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что плата за сверхнормативное использование контейнеров является способом определения конечной стоимости фактически оказанных услуг; плата за предоставление контейнера взимается исходя из времени, в течение которого вагон был предоставлен ответчику и не находился у истца.
Вопреки доводам жалобы, ответчик, излагая свою позицию относительно предмета договора, заключенного с истцом, не приняты во внимание положения статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность заключения сторонами договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами, в том числе смешанных договоров.
Согласно ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" в перечень транспортно-экспедиторских услуг входит в том числе сдача в аренду транспортных средств и контейнеров (п. 3.1.10).
Плата за предоставление вагонов/ контейнеров согласно коммерческой практике схожа с арендной ставкой за вагон/ контейнер в сутки и взимается исходя из времени, в течение которого вагон/контейнер был предоставлен ответчику и не находился у истца, независимо от эффективности его использования в это время ответчиком.
Таким образом, доводы ответчика о наличии признаков аренды вагонов/ контейнеров во взаимодействии сторон при организации спорных перевозок не устанавливают каких-либо противоречий предмету договора и действующему законодательству.
ПАО "ТрансКонтейнер" осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации на основании единых договорных условий, размещенных на официальном сайте trcont.com/our-services/online/pro (соответствующих условиям договора). Условия данного договора в части дополнительного предоставления вагонов/контейнеров, неоднократно толковались в судебных инстанциях, включая апелляционную и кассационную инстанции.
В том числе, судами трех инстанций были рассмотрены дела N А45-2624/2022 и N А45-4068/2023 по спорам, вытекающим из деятельности Западно-Сибирского филиала ПАО "ТрансКонтейнер" и связанным с дополнительным предоставлением вагонов/ контейнеров, при этом, в каждой инстанции требования ПАО "ТрансКонтейнер" признаны законными и обоснованными договорными условиями.
Между тем, довод подателя жалобы о том, что взыскание судом первой инстанции с ООО "АНОД" стоимости предоставления вагонов качестве дополнительного предоставления не соответствует нормам действующего законодательства и соглашением сторон, при определении объема, порядка и условий оказания услуг транспортной экспедиции является ошибочным, поскольку из условий спорного договора следует, что стороны согласовали два вида оплаты услуг: плата за нормативное использование контейнерами по заранее согласованному сторонами маршруту перевозки и плата за превышение норматива нахождения контейнеров истца под ответственностью клиента, взыскание которой является предметом рассматриваемого иска.
Плата за пользование контейнерами привязана ко времени пользования вагонами.
В согласованных заказах стороны согласовали перечень, стоимость услуг и условия применения ставок.
Таким образом, плата за сверхнормативное использование контейнеров является способом определения конечной стоимости фактически оказанных услуг.
Плата за предоставление контейнера взимается исходя из времени, в течение которого вагон был предоставлен ответчику и не находился у истца
В связи с чем, исходя из норм права и установленных по делу обстоятельств арбитражный суд пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае плата, взимаемая согласно условиям согласованных сторонами заказов, представляет собой дополнительную стоимость услуг по предоставлению контейнеров за пределами нормативного времени использования.
Таким образом, довод апеллянта о необоснованности ссылки арбитражного суда на коммерческие условия ПАО "ТрансКонтейнер" является ошибочным, в связи с чем судебной коллегией отклоняется.
Также довод подателя жалобы о том, что арбитражный суд необоснованно отклонил доводы ответчика о том, что для организации перевозки груза ответчику предоставлялись только контейнеры, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный, поскольку в рассматриваемых спорных заказах, стороны согласовали использование контейнеров и вагонов собственности ПАО "ТрансКонтейнер", о чем имеется запись в соответствующих графах заказов.
Стоимость предоставления контейнеров и вагонов вошла в стоимость комплексной ставки (см. раздел "Описание услуг") и была оплачена клиентом
Кроме того, вопреки доводам жалобы, арбитражным судом мотивировано указано, что ведомости перевозчика не отвечают признакам относимости доказательств, с чем судебная коллегия соглашается и признает выводу суда первой инстанции обоснованными.
Довод апеллянта о снижении неустойки, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 71 и 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума от 24.03.2016 N 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется судом в том случае, когда неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. К последствиям нарушения обязательства могут быть отнесены неполученные истцом имущество и денежные средства, понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые истец вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.
Как разъяснено в пункте 77 Постановления Пленума ВС РФ N 7, снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (п. п. 1 и 2 ст. 333 ГК РФ).
Для применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен располагать данными и доказательствами, позволяющими установить явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Наличие оснований для снижения суммы неустойки суд проверяет с учетом характера конкретного дела и его обстоятельств.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, для применения судом положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера неустойки недостаточно одного лишь заявления ответчика, он должен доказать ее явную несоразмерность последствиям нарушения обязательства. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 73 Постановления N 7 Пленума ВС РФ "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" от 24.03.2016 г.).
Суд поясняет, что при определении размера неустойки, подлежащей взысканию с ответчика, суд обязан учитывать необходимость соблюдения баланса интересов сторон и не допускать нарушения прав добросовестной стороны обязательства, денежными средствами которого пользуется просрочивший должник.
Материалами дела подтверждается, что ответчик принятые на себя обязательства по договору исполнил ненадлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Стороны свободны в заключении договора и определении его условий (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключая договор, содержащий условие о неустойке, ответчик выразил свое согласие на ставку неустойки в размере 0,03% от стоимости неисполненного в срок обязательства за каждый день просрочки.
Кроме того, при заключении договора ответчик должен был осознавать возможность наступления негативных последствий в виде применения меры гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.
Широко применяется в деловой практике размер неустойки 0,1% в день и не может считаться чрезмерным, в полной мере выполняет как функцию способа обеспечения исполнения обязательства, так и меры гражданско-правовой ответственности, не нарушает баланс интересов должника и кредитора, стимулирует должника к правомерному поведению, в то же время не позволяет кредитору получить несоразмерное удовлетворение за нарушенное право.
В рассматриваемом случае, размер договорной неустойки не выходит за рамки обычной деловой практики, требований разумности и справедливости.
Договорная неустойка установлена по соглашению сторон, какого-либо спора или разногласий по условию о размере неустойки либо оснований применения неустойки у сторон при заключении договора не имелось, в связи с чем, ответчик должен был предвидеть возможные последствия нарушения обязательства по своевременной оплате поставленного товара.
Установление сторонами договора более высокого размера неустойки по отношению к размеру неустойки, установленной законом, само по себе не является основанием для ее уменьшения по ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование о взыскании неустойки судом признается подлежащим удовлетворению в сумме 38 952 рублей 61 копеек, как соответствующее условиям договора и статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Более того, ответчик не обосновал и не предоставил в материалы дела объективных доказательств того, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере (0,03 %) может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
Основания для уменьшения размера неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным.
Также апеллянт указывает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с требованием об уплате дополнительного представления, поскольку право на предъявление иска возникло у истца 21.08.2022, начинает исчисляться сокращенный срок исковой давности, а течение срока исковой давности на период соблюдения претензионного порядка приостанавливалось, соответственно, срок давности истекает 21.09.2023, заявление в суд подано 20.09.2023.
Кроме того, согласно выводу судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в определении от 05.09.2023 N 305-ЭС23-11303, претензионный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. Срок на направление претензии, установленный условиями договоров, не является пресекательным и не влечет для сторон каких-либо последствий.
Вместе с тем, расчет платы за дополнительное предоставление вагона N 91666297 и контейнера N RZDU5246779 произведен истцом верно, начиная со следующего дня за днем прибытия вагона/контейнера на станцию примыкания, при этом из расчета исключен 2-х суточный согласованный срок предоставления в соответствии с Коммерческими условиями, т.е. при прибытии 03.10.2022 следующие два дня (04.10.2022 и 05.10.2022) исключены, оплачиваемый период предоставления вагона/контейнера начинается с 00:00 06.10.2022.
Установленный договором суточный срок является согласованным сторонами и оплате не подлежит, следовательно, к сроку дополнительного предоставления вагона/контейнера не относится и правила округления неполных суток к нему не применяются.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей относится на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27231/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНОД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27231/2023
Истец: ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Ответчик: ООО "АНОД"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд