г. Саратов |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А57-19681/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" Помазунова А.В., действующего на основании доверенности от 10.07.2023 N 23-01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2024 года по делу N А57-19681/2023 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 55, ОГРН 1146450005151, ИНН 6450083618), Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, пр-кт Столыпина, д. 29, ОГРН 1126450007155,ИНН 6450056004),
о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) с заявлением о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций от 12.08.2014 N 1-542-04-03 и от 13.10.2014 N 1-949-04-03.
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2024 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (далее - ООО "Адвертисмент", общество) обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предоставлены.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28 марта 2024 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2014 года между муниципальным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" (управомоченная организация) и ООО "Адвертисмент" (рекламораспространитель) заключён договор N 131-4848-07-03 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030357:0016 по адресу: г. Саратов, ул. Московская / ул. Астраханская, со сроком действия - по 14.09.2025 (в редакции дополнительного соглашения то 20.02.2023 N 473) (т.1 л.д.8-13).
12 августа 2014 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" обществу выдано разрешение N 1-542-04-03 на установку рекламной конструкции с местом установки: г. Саратов, ул. Московская / ул. Астраханская, тип рекламной конструкции - сити-борд, площадь информационного поля 19,98 кв.м, срок действия разрешения - по 17.07.2024 (т.1 л.д.11).
15 сентября 2014 года между комитетом по управлению имуществом г. Саратова (муниципальный заказчик) и Ахмедовым Русланом Назимовичем (далее - Ахмедов Р.Н.) (рекламораспространитель) заключён договор N 539-р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Б.Горная, 314 (между ул. Астраханская и ул. Железнодорожной), сроком действия - на 10 лет (т.1 л.д.14-18).
13 октября 2014 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" Ахмедову Р.Н. выдано разрешение N 1-949-04-03 на установку рекламной конструкции по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, 314 (между ул. Астраханской и ул. Железнодорожной) (сквер), тип рекламной конструкции - щит, площадь информационного поля 18 кв.м, срок действия разрешения - по 14.09.2024 (т.1 л.д.21).
16 октября 2014 года между Ахмедовым Р.Н. (передающая сторона), ООО "Адвертисмент" (принимающая сторона) и комитетом по управлению имуществом г. Саратова заключён договор замены стороны в обязательстве по договору от 15.09.2014 N 539-р (т.1 л.д.19-20).
Постановлением Администрации от 29.01.2014 N 213 утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов" (далее - Схема) (т.1 л.д.57-59).
Постановлением Администрации от 18.07.2023 N 3039 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213, в соответствии с которым спорные рекламные конструкции из Схемы исключены (т.1 л.д.60-61).
Поскольку ранее выданные разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований Администрации и руководствовался пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно доводам апелляционной жалобы договоры 2014 года на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций являются действующими, основания для их одностороннего расторжения отсутствуют. Общество считает, что постановлением Администрации от 18.07.2023 N 3039 места размещения спорных рекламных конструкций исключены из Схемы необоснованно. Администрацией не предоставлены доказательства изменения градостроительной ситуации, а также создания спорными рекламными конструкциями реальных препятствий в строительстве и эксплуатации линии скоростного трамвая.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
К правоотношениям, связанным с распространением рекламы, получением разрешений на установку рекламных конструкций, применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема должна обеспечивать соблюдение требований безопасности.
Из части 17 статьи 19 Закона о рекламе следует, что разрешение выдаётся органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что места размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент" на установку и эксплуатацию которых выданы спорные разрешения были определены на основании Схемы размещения рекламных конструкций, утверждённой постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением Администрации от 04.10.2019 N 62 принято решение об утверждении документации по планировке территории, в том числе проект планировки территории для размещения линейного объекта - скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-й Дачной в Ленинском, Кировском и Фрунзенском районах города Саратова с проектом межевания в его состава.
Согласно указанному проекту размещение рекламных конструкций на рассматриваемой территории не предусмотрено.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о непредоставлении Администрацией доказательств изменения градостроительной ситуации отклонены судебной коллегией как несостоятельные.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 внесены изменения в постановление Администрации от 29.01.2014 N 213, в соответствии с которым спорные рекламные конструкции исключены из Схемы.
Постановление Администрации от 18.07.2023 N 3039 в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Пункт 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Из данной нормы следует, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утверждённой схеме размещения рекламных установок либо ранее утверждённой схеме размещения рекламных установок.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 304-КГ15-16366 по делу N А27-15288/2014, от 12.09.2016 N 304-ЭС16-11933 по делу N А46-14876/2015, от 21.12.2018 N 305-КГ18-22487 по делу N А41-85118/2017, от 02.10.2020 N 301-ЭС20-13699 по делу N А29-2713/2019, от 22.01.2021 N 301-ЭС20-22742 по делу N А17-6950/2019, а также в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2022 по делу N А57-10867/2021, от 16.05.2023 по делу N А57-14811/2022, от 18.05.2023 по делу N А57-14813/2022, от 22.05.2023 по делу N А57-14823/2022.
Таким образом, поскольку в настоящее время в силу вышеуказанного постановления Администрации от 18.07.2023 N 3039 места размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент" исключены из Схемы, то выданные разрешения на установку рекламных конструкций от 12.08.2014 N 1-542-04-03 и от 13.10.2014 N 1-949-04-03 в силу пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежат признанию недействительными.
Вопреки доводам жалобы общества, в рассматриваемой ситуации не требуется доказывать создание спорными рекламными конструкциями реальных препятствий в строительстве и эксплуатации линии скоростного трамвая.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении требований Администрации и признал недействительными разрешения на установку рекламных конструкций от 12.08.2014 N 1-542-04-03 и от 13.10.2014 N 1-949-04-03.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2024 года по делу N А57-19681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19681/2023
Истец: Администрация МО "Город Саратов"
Ответчик: ООО "Адвертисмент"
Третье лицо: Комитет по архитектуре Администрации МО г. Саратов