город Омск |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А81-11552/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3451/2024 акционерного общества "Уренгойтеплогенерация-1" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.02.2024 по делу N А81-11552/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Уренгойтеплогенерация-1" (ИНН 8904057830, ОГРН 1088904004716, адрес: 629305, город Новый Уренгой, улица Юбилейная, дом 5, блок 2, офис 1) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102, адрес: 629007, город Салехард, улица К.Маркса, дом 11) о признании недействительным предписания от 10.10.2023 N 294,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Уренгойтеплогенерация-1" (далее - АО "УТГ-1", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания от 10.10.2023 N 294.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.02.2024 по делу N А81-11552/2023 в удовлетворении заявления АО "УТГ-1" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "УТГ-1" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что АО "УТГ-1" несет ответственность за качество предоставляемых услуг до границы балансовой принадлежности сетей многоквартирного жилого дома. Утверждает о том, что нормы действующего законодательства не позволяют включать в тариф на теплоснабжение и горячее водоснабжения затраты, понесенные на обслуживание внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома, в том числе и затраты на содержание аварийно-диспетчерской службы принимающей заявки по ненадлежащей работе внутридомовых теплосетей. Настаивает на том, что обязанность по отслеживанию качества коммунальных услуг во внутридомовых сетях, которые включают в себя системы отопления отельных квартир в многоквартирном доме, возложена на управляющую организацию, а не на ресурсоснабжающую организацию. По мнению заявителя, работа аварийно-диспетчерской службы, согласно пункту 10 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), возложена исключительно на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в силу чего на основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с решением Департамента от 04.10.2023 N 294-од была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "УТГ-1" с целью обеспечения прав и законных интересов граждан в области жилищного законодательства, по обращению физического лица, проживающего по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 4, корп. 1 (вх. от 15.09.2023 N 89-35/01-09/1623, 89-35/01-09/1624, 89-35/01-09/1625).
Гражданин в своих обращениях указывал на отсутствие отопления в жилом помещении N 71, по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 4, корп. 1, а также в отказе приема заявок (сообщений) 06.09.2023, 12.09.2023, 13.09.2023 исполнителем коммунальной услуги по отоплению АО "УТГ-1" по телефону аварийной службы 23-60-40.
В ходе проверки установлено, что между собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 4, корп. 1 и исполнителем коммунальной услуги по отоплению АО "УТГ-1" заключён публичный договор ресурсоснабжения N 1 от 01.07.2019 на неопределенный срок.
Согласно платежному документу за сентябрь 2023 года исполнителем коммунальной услуги по отоплению является АО "УТГ-1".
По итогам проверки административный орган пришел к выводу о том, что АО "УТГ-1" допущены нарушения пунктов 105-113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), что отражено в акте проверки от 10.10.2023 N 294.
Обществу как исполнителю коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 4, корп. 1, выдано предписание от 10.10.2023 N 294, в соответствии с которым предписано в срок до 10.11.2023 обеспечить прием и регистрацию сообщений о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению от граждан (потребителей) с проведением совместных проверок, составлением актов.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось с заявлением о признании его недействительным.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 15.02.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организаций - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Подпункт "и" пункта 31 Правил N 354 устанавливает, что исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил.
Подпункты "к" и "м" пункта 31 Правил N 354 также предусматривают, что исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба)
Согласно пункту 106 Правил N 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации
В соответствии с пунктом 108 Правил N 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
Пункт 109 Правил N 354 предусматривает, что по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Из материалов настоящего дела следует и Обществом по существу не оспаривается, что АО "УТГ-1" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Юбилейный, д. 4, корп. 1 в рамках договора ресурсоснабжения от 01.07.2019 N 1.
Соответственно, будучи исполнителем коммунальной услуги, АО "УТГ-1" в силу вышеприведенных положений Правил N 354 обязано принимать и регистрировать сообщения потребителей о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению от граждан (потребителей) с проведением совместных проверок и составлением актов.
Ссылки АО "УТГ-1" на то, что работа аварийно-диспетчерской службы возложена исключительно на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в силу пункта 10 Правил N 416, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как Правила N 416 не отменяют наличия на стороне АО "УТГ-1", как исполнителя коммунальной услуги, обязанности по приему и регистрации сообщений граждан о нарушении качества коммунальной услуги, а также проведении проверок, предусмотренных Правилами N 354.
Вопреки позиции АО "УТГ-1", Департамент не вменял АО "УТГ-1" нарушение Правил N 416 и не обязывал создавать аварийно-диспетчерскую службу в соответствии с Правилами N 416.
Указание подателя жалобы на то, что нормы действующего законодательства не позволяют включать в тариф на теплоснабжение и горячее водоснабжения затраты, понесенные на обслуживание внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома, в том числе и затраты на содержание аварийно-диспетчерской службы принимающей заявки по ненадлежащей работе внутридомовых теплосетей, не является обоснованным, так как было выше сказано, обязанность по созданию аварийно-диспетчерской службы на АО "УТГ-1" не возложена.
Предписание Департамента от 10.10.2023 N 294 также не содержит требования о возложении обязанностей по содержанию внутридомовых сетей, внесении изменений в тариф по теплоснабжению, в связи с чем соответствующие доводы подателя жалобы подлежат отклонению судом.
Вышеизложенные обстоятельства и выводы суда свидетельствуют о правомерности выдаче АО "УТГ-1" оспариваемого им предписания.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Уренгойтеплогенерация-1" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.02.2024 по делу N А81-11552/2023 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Уренгойтеплогенерация-1" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 11.03.2024 N 1182.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11552/2023
Истец: АО "УРЕНГОЙТЕПЛОГЕНЕРАЦИЯ-1"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного
Третье лицо: АО "Уренгойтеплогенерация-1"