город Омск |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А70-1147/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3062/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.03.2024 по делу N А70-1147/2024 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399; адрес: 628406, г. Сургут, ул. Университетская, д. 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58А), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кобякова Евгения Михайловича, об оспаривании постановления от 12.01.2024 о назначении административного наказания по делу N072/04/9.21-627/2023 об административном правонарушении и представления от 12.01.2024 N072/04/9.21-627/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Соколов Дмитрий Игоревич по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия по 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, управление, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 12.01.2024 по делу N 072/04/9.21-627/2023 об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 12.01.2024 N 072/04/9.21-627/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кобяков Евгений Михайлович (далее - третье лицо, потерпевший Кобяков Е.М.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.03.2024 по делу N А70-1147/2024 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного постановлением управления от 12.01.2024 по делу N072/04/9.21-627/2023, снижен до 500 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в связи со сложной экономической ситуацией, обусловленной отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям АО "Россети Тюмень" и проведению закупки на выполнение подрядных работ для целей технологического присоединения заявителей в сроки, предусмотренные договором, не представилось возможным; было предложено продлить срок выполнения мероприятий путем подписания дополнительного соглашения; полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа; антимонопольному органу следовало отказать в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду невозможности оценки достаточности данных для установления наличия состава и события административного правонарушения в связи с ограничениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием веб-конференции с помощью информационной системы "Картотека арбитражных дел", представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения административного дела N 072/04/9.21-627/2023 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления явилось поступившее в управление обращение Кобякова Е.М. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения должностным лицом управления 12.12.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-627/2023 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя управления 12.01.2024 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-627/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Кроме того, обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 12.01.2024 N 072/04/9.21-627/2023.
Полагая, что постановление и представление антимонопольного органа являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
07.03.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, между обществом и Кобяковым Е.М. был заключен договор от 02.03.2023 N Т13/23/0795-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предметом которого является подключение малоэтажной застройки (индивидуальный жилой дом, садовый, дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Агрофирма Туринская, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2407001:5623, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев.
В соответствии с пунктом 21 договора договор считается заключенным со дня оплаты счета заявителем.
Согласно чеку Кобяковым Е.М. 15.04.2023 внесена оплата за услуги по технологическому присоединению по договору.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспорено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору истек 15.10.2023.
До настоящего времени общество так и не осуществило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Кобякову Е.М.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях АО "Россети Тюмень" событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 08.12.2022 N 072/04/9.21-517/2022 в части размера административного штрафа изменено решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2023 по делу N А70-27730/2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023, административный штраф уплачен обществом 06.06.2023, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 21.04.2023 по 06.06.2024).
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Пунктами 15, 18, 25(1) Правил N 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий было обусловлено сложной экономической ситуацией, обусловленной отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, поскольку АО "Россети Тюмень" не конкретизировано каким образом данные обстоятельства препятствовали последнему осуществить мероприятия по технологическому присоединению не позднее 15.10.2023.
Вместе с тем общество, располагая достаточно длительным сроком исполнения обязательств, могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию необходимого оборудования, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по договору от 02.03.2023 N Т13/23/0795-ДТП.
Однако указанные меры обществом приняты не были, что повлекло за собой нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются, поскольку введение указанным актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
В отношении АО "Россети Тюмень" не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения Кобякова Е.М.
Состав вменяемого административного правонарушения не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля антимонопольного органа.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 1 000 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) имущественного и финансового положения общества: по данным бухгалтерской отчетности выручка АО "Россети Тюмень" за 2022 год составила 76 млрд. руб.;
2) систематического нарушения АО "Россети Тюмень" Правил N 861: за период с 01.01.2022 по 26.09.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 142 постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, исходя из положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и материалов дела, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 500 000 руб.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.03.2024 по делу N А70-1147/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1147/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Кобяков Е.М.